logo search
Evropeyskoe_pravo

29. Полномочия Евросоюза в области международных отношений.

Суд Европейских сообществ, кроме того, постановил, что полномочия ЕС заключать международные договоры носят исключительный характер, т.е. когда некоторый вопрос предусмотрен его учредительным документом или законодательством, то международное соглашение по данному вопросу должно подписывать ЕС, но не государства-члены в отдельности

Международные отношения

ЕС взаимодействует с другими странами в качестве единого представителя всех стран и

народов, входящих в него (сейчас это чаще делает Союз), является субъектом

международного права.

ЕС проводит свою внешнюю политику. Договором предусмотрено три направления

внешней политики Сообщества: 1) внешнеторговая политика (общая торговая политика), в

рамках которой устанавливается и меняется общий таможенный тариф, а также

устанавливаются единые принципы в отношении экспортной политики, антидемпингового

регулирования.

2) Содействие экономическому развитию развивающихся стран (политика в сфере

сотрудничества в целях развития)—оказание финансовой помощи.

3) ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и

совместного содействия экономическому и социальному развитию. Здесь: установление

особых отношений с территориальными единицами государств-членов, расположенными

за пределами Европы и не вошли в состав Сообществ. В настоящее время таких

территорий 25 (у Франции, Нидерландов, Великобритании и Дании).

Также в Договоре указываестя на необходимость установления тесных отношеий с

международными организациями (ООН, ГАТТ (ВТО), Совет Европы).

ЕС может заключать международные соглашения по вопросам внешнеторговой политики,

торговли услугами и коммерческими аспектами интеллектуальной собственности (в ред.

Ниццкого договора). ЕС вправе заключать соглашения об ассоциации с другими государствами. Это, однако, не

означает, что государства или международные организации становятся членами или

кандидатами в члены ЕС. Просто ЕС как субъект МП вошел в другую ассоциацию.

Международная правосубъектность, тем временам, не ограничивается компетенцией,

прописанной в Договоре. Решения Суда Сообществ, имеющие прецедентную силу, придали

Сообществу компетенцию заключать международные договоры по любым вопросам,

которые урегулированы его внутренним законодательством. Т.е., если Сообщество издало

нормативный акт по какому-то вопросу, входящему в его предмет ведения, оно

автоматически вправе по этому вопросу заключать международный договор.

Соответственно, без такого внутреннего акта заключить договор нельзя.

Более того, право Сообществ заключать международные договоры носит исключительный

характер. Если ЕС заключило договор по какому-либо вопросу, государство-член не

вправе вступать в договорные связи с третьими странами по этому вопросу. Это вытекает

из принципа верховенства права ЕС. В противном случае, государства имели бы

возможность отступать от обязательств, взятых на себя ЕС.

Т.о., международная правосубъектность ЕС выше, чем у организаций, но ниже, чем у

государств.

Односторонние меры, которые принимаются ЕС в сфере международных отношений:

издание НА, меры поощрительного характера (оказание помощи третьим странам,

например, ТАСИС); экономические санкции (вводились против Югославии, СССР-в 1981).

Экономические санкции означали полное либо частичное прерывание экономических

отношений с одной или несколькими третьими странами (ст.301 Договора).

Двусторонние (многосторонние) меры: -заключение международных договоров, которые

являются источниками права ЕС и Союза в целом. Кроме того, накладывая обязательства

на каждое отдельное государство-член, они, таким образом, становятся источниками

внутригосударственного права. Международный договор ЕС может быть прямого

действия, если нормы в нем «сформулированы достаточно ясно и точно» (согласно

прецедентному праву Суда). Такой же принцип, как и в случае с учредительным

документом Союза.

Если предмет договора охватывает лежит одновременно в рамках правосубъектности

Сообществ и правосубъектности государств-членов, закдючается смешанный договор. С

одной стороны—сообщества плюс государства-члены, а сдругой—третье государство (а)

или международная организация (пример—Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с

Россией). Смешанный договор подлежит ратификации государствами и утверждению

Европарламентом.

-участие в международных конференциях

-членство в международных организациях (ВТО)

-Дипломатические отношения с третьими странами (право посольства). В Брюсселе

открываются миссии государств, верительные грамоты—Председателю Комиссии и

Председателю Совета. ЕС не имеет посольств. Но есть представительства (делегации)

Европейской Комиссии. Это все были предметыведения и сферыдеятельности. Теперь—к полномочиям.