logo search
Evropeyskoe_pravo

67. Основные направления реализации социальной политики ес.

Решение задач строительства единого рынка потребовало адекватного развития законодательства, как правовой базы реализации социальной политики.

Были приняты основополагающие документы – Единый европейский акт (ЕЕА) в 1986 г. и Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества. Эти акты гарантируют права на свободное перемещение и свободу выбора занятий; труд и справедливое вознаграждение; улучшение условий труда; социальную защиту; свободу ассоциаций и коллективных договоров; профессиональную подготовку; равное отношение к мужчинам и женщинам на рыке труда и на работе; право на информацию, консультации и участие; охрану здоровья и безопасность на рабочем месте; защиту детей и подростков; достойные условия жизни для пожилых людей; вовлечение инвалидов в общество и трудовую жизнь.

В начале 90-х годов разрабатывалась программа создания экономического и валютного союза. При этом социальная политика получила статус одного из главных направлений деятельности ЕС. Это нашло закрепление в Маастрихтском договоре о Европейском Союзе (1992 г.).

В компетенцию ЕС вошла политика в социальной сфере, включая Социальный фонд, а также другие направления, имеющие социальные аспекты. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, в который был включен раздел “Социальная политика, образование, профессиональное обучение, молодежь”. На решение социальных проблем были ориентированы и другие разделы Договора о ЕС – “Занятость”, “Свободное движение лиц, услуг и капитала”, “Защита потребителей”, “Общественное здравоохранение”, “Экономическая и социальная сплоченность”, “Окружающая среда”.

Европейская Комиссия регулярно готовит и совершенствует программные документы социального развития Европы.

Так, в 1993 г. проблемам социальной политики была посвящена Зеленая книга “Альтернативы для Союза” и Белая книга о росте конкурентоспособности и занятости. В ней определено оптимальное соотношение между мерами ЕС по повышению конкурентоспособности и росту экономики поддержанием высокой занятости и гарантий социальной защиты.

В 1994 г. подготовлена еще одна Белая книга “Европейская социальная политика: путь для Союза”.

В 1995 г. опубликована “Среднесрочная программа социальных действий на 1995–1997 годы”, в 2000 г. – Белая книга, определяющая экологические стандарты, как важную составляющую качества жизни европейцев.

Таким образом, на пути от общего рынка к единому экономическому и политическому пространству на правовой основе постоянно расширяются наднациональные программы и гарантии социальной защиты, обеспечивающие условия достойного уровня и качества жизни для граждан объединенной Европы.

Основными источниками финансирования социального процесса являются:

Координация деятельности правительств на наднациональном уровне способствует повышению ответственности и контроля как за порядком самого финансирования, так и за исполнением и результатами финансируемых программ. При этом причина относительно высоких социальных достижений ЕС состоит не столько в объеме финансовых возможностей правительств и наднациональных бюджетов, сколько в эффективности социальной политики и комплексности социальных мероприятий и других экономических программ.

Социальный компонент прямо или косвенно содержится практически по всем направлениям интеграционной деятельности. Ставка на экономический рост, инвестиции в человеческий потенциал, структурные преобразования в промышленности, развитие сельского хозяйства и т.д. прямо или косвенно дает положительный социальный эффект. Поэтому главным является не столько объем социальных расходов, сколько объем производства интегрированных экономик, равномерность развития стран и регионов, сбалансированность доходов. Если делать ставку только на социальные расходы, то в долгосрочном плане это ведет к эффекту “бездонной бочки”, сопровождается инфляцией, ведущей к сокращению реальных доходов и объемов производства, росту безработицы и других последствий растраты социальных благ. Разумеется, такой подход не является проявлением альтруизма по отношению к широким слоям населения со стороны доминирующих в политике финансово-промышленных групп. Этот подход как оптимальный основывается на инстинкте самосохранения и понимания необходимости поддержания приемлемого для основной массы населения уровня и качества жизни во избежание опасных социальных конфликтов, социальной дестабилизации. Именно поэтому идеологической основой современной европейской интеграции является строительство не только экономической, но и социальной интеграции.

Наднациональную социальную политику и деятельность, связанную с социальной защитой населения, осуществляют Европейский совет, парламент, Комиссия и суд, соответствующие комитеты – экономический и социальный, специализированные организации – Постоянный комитет по занятости, структурные фонды, Европейская служба занятости, Служба взаимной информации по политике занятости и др.

Наднациональные органы содействуют решению: