logo search
Вопр и отв внешнеторг контр 11-10-2011

29 Разрешение споров сторон контракта

Вопрос арбитража, к которому будут обращаться стороны в случае возникновения спора, может решаться по-разному. Для разрешения внешнеторговых споров можно включать условия о том, что арбитражем будет институциональный арбитраж (государственный арбитражный суд (в некоторых странах государственный суд, рассматривающий споры, возникающие из частноправовых отношений) или третейский суд, создаваемый при торговых палатах) или же арбитражное разбирательство будет осуществляться на принципах ad-hoc, то есть арбитражем, созданным специально для рассмотрения конкретного пора [3, c. 21].

Остановимся на каждом из перечисленных выше способах рассмотрения споров.

Государственный арбитраж

В каждой стране государственный арбитраж имеет свои особенности. С 1 июля 1995 года в Российской Федерации был введен новый Арбитражный процессуальный кодекс, раздел V которого открыл возможность государственным арбитражным судам Российской Федерации рассматривать дела с участием иностранных лиц[1]. Поэтому на основании Кодекса, заключая контракт с зарубежным контрагентом, российский участник внешнеторговой сделки может настаивать на включении условия о том, что споры будут рассматриваться в одном из арбитражных судов Российской Федерации с соблюдением правил процедуры и подсудности, установленной Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации. Однако иностранный контрагент может требовать договорной подсудности судам своей страны. В этом случае в качестве компромисса может быть заявлен институциональный третейский суд.

Третейский суд

Институциональные третейские суды созданы практически при каждой торговой или торгово - промышленной палате страны или международной организации, занимающейся координацией международного или регионального торгового оборота. К таким организациям можно, в частности, отнести Международную торговую палату, при которой действует Международный арбитражный суд.

В Российской Федерации институциональными третейскими судами, рассматривающими споры с участием иностранных лиц, являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово - промышленной палате России. Данные арбитражные суды были созданы на законодательной основе в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"[2].

Арбитраж ad-hoc

Арбитраж ad-hoc образуется по соглашению сторон. Это соглашение может быть оформлено в качестве условия контракта либо в качестве отдельного соглашения. В этом соглашении стороны оговаривают количество арбитров, которые будут рассматривать спорные ситуации, порядок их избрания, порядок назначения главного арбитра, процессуальные правила, по которым будет проходить разрешение спора. О процессуальных правилах, применяемых при рассмотрении споров, будет оговорено ниже.

В целом любое соглашение сторон, в котором оговорен порядок и правила рассмотрения споров, возникших между ними, будет приниматься и рассматриваться судом независимо от действительности контракта. То есть если сам контракт может быть признан недействительным по любым основаниям, то соглашение или условие о порядке рассмотрения споров может быть признано недействительным лишь по основаниям несоблюдения формы. Вполне логичным представляется, что если российское законодательство предусматривает для заключения внешнеторговой сделки только письменную форму, то соглашение о порядке разрешения споров также должно соответствовать данному требованию [3, c. 22].

Cуществуют процессуальные нормы, которые применяются судами при рассмотрении споров. Для каждой категории судов они различны. Для государственных арбитражей они носят императивный характер, то есть не могут быть изменены по соглашению сторон. Для институциональных третейских судов процессуальные нормы могут носить как императивный характер, так и изменяться по соглашению сторон. Для арбитража ad-hoc стороны самостоятельно определяют процессуальные основы арбитражного разбирательства.

При выборе процессуального права стороны должны руководствоваться компетенцией суда. Так, например, что касается российского права, нельзя передать на рассмотрение спор, могущий возникнуть из договора купли - продажи или подряда на капитальное строительство в Морскую арбитражную комиссию при ТПП РФ. Данный третейский суд может отказать в рассмотрении спора по причине отсутствия компетенции. Однако большинство зарубежных институциональных третейских судов являются универсальными судами и рассматривают споры, основываясь лишь на арбитражном соглашении сторон.

Для руководства ниже приведен ряд процессуальных документов международного характера, которыми стороны могут руководствоваться при заключении арбитражного соглашения:

Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

Арбитражный регламент ЕЭК ООН;

Принципы примирения и арбитража при Международной торговой палате;

Правила международного коммерческого арбитража и принципы примирения

Экономической комиссии ОНН для Азии и Дальнего Востока;

Арбитражные правила для регионального арбитража для стран Юго - Восточной Азии (Куала - Лумпур);

Регламент Лондонского Международного третейского суда;

Регламент Арбитражного института Торговой палаты г. Стокгольма;

Регламент и Дополнительная процедура Международного коммерческого арбитража Американской Арбитражной Ассоциации и ряд других.

При выборе процессуальной процедуры необходимо оговорить ряд моментов, как то: гражданство арбитров, место проведения заседания, количество арбитров, порядок их назначения. Обычно арбитры назначаются каждой из сторон, а выбранные арбитры назначают главного арбитра.

Порядок разрешения споров является существенным условием контракта, так как от этого подчас может зависеть не только уровень взаимоотношения партнеров, но и финансовые дела каждого конкретно. Зарубежные партнеры всегда придают большое значение условию порядка разрешения споров, так как это является гарантией защиты имущественных интересов от недобросовестных партнеров [3, c. 23].