logo search
Гурова 2008 - Мировая экономика / мировая экономика2008

1.2. Международное производство

Углубление специализации составляет материальную основу раз­вития международного производства и транснационализации от­раслей в современной мировой экономике. Для характеристики различных аспектов этого процесса используются такие понятия, как фрагментация, делокализация, многоступенчатое производ­ство и др1. Предприятия расширяют свое производство за пределы национальной экономики в целях получения положительной от­дачи от масштаба деятельности, снижения издержек за счет использования более дешевых ресурсов, размещенных в других стра­нах, и т. д. Этому способствует значительное сокращение транс­портных и информационных издержек, характерное для глобали­зации.

Предприятие, размещающее свои производственные операции за рубежом, по своей природе многонационально. Деятельность многонациональных предприятий (multinational enterprise — MNE) ведет к дальнейшему углублению международного разделения труда и росту международного производства. Международное производ­ство — это производство, осуществляемое многонациональными предприятиями, их зарубежными филиалами. Оно характеризует­ся высокими темпами роста. Валовая продукция иностранных фи­лиалов за период 1982—2003 гг. выросла в 5,8 раза, объем продаж — 6,5 раз, численность работников — 2,8 раза (см. прил. 1). Если в начале 1990-х гг. насчитывалось 37 тыс. ТНК и 170 тыс. зарубеж­ных филиалов (при этом 33,5 тыс. родительских компаний разме­щались в развитых странах), то к 2004 г. число ТНК возросло до 70 тыс., а их зарубежных подразделений — до 690тыс.

Транснационализация производства, т. е. размещение произ­водственных операций предприятий за рубежом и расширение их производственных линий в масштабе мировой экономики, меняет границы предприятий. Для измерения транснациональной дея­тельности компаний широко используется индекс транснацио­нальности (ИТ) (Transnationality Index), который был разработан ЮНКТАД для крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) и впервые использован в Докладе о мировых инвестициях за 1995 г. Он рассчитывается как среднее арифметическое значение трех по­казателей: доли зарубежных активов компании в ее совокупных активах, доли работников, занятых в зарубежных филиалах в об­щей численности, доли продаж за рубежом в совокупных прода­жах. Кроме индекса транснациональности для характеристики степени транснационализации деятельности ТНК используются еще два показателя: индекс размаха сети (ИРС) (Network Spread Index — NSI) и индекс интернационализации (Internationalization Index).

1 В современной литературе используется целый ряд понятий, обозначающий этот процесс: фрагментация(fragmentation), интернационализация(internationalization), делокализация(delocalization), многоступенчатое производство(multistage production), дезинтеграция(disintegration), внутрипроизводственная специализация(intra-product specialization) и т.д.

ИРС определенной компании определяется как отноше­ние числа стран, в которых фактически размешены ее зарубежные подразделения, к потенциально возможному числу принимающих стран, т. е. к совокупной численности всех рынков, на которых данная компания может вести свои операции. В 2002 г. для 100 крупнейших нефинансовых корпорации мира этот показатель со­ставлял 17,9 %, при этом для отдельных компаний он был значи­тельно выше, например для Ford Motor Company (49,2 %), Nestle (47,18 %), Siemens (40 %). Индекс интернационализации компа­нии рассчитывается как отношение числа ее зарубежных подраз­делений к общему количеству подразделений. Для 100 крупней­ших компаний в 2002 г. в среднем он составил 65,5 %, при этом наибольшие показатели были характерны для ТНК из небольших стран, например швейцарских компаний Nestle (93,7 %) и ABB (93,2 %), финской Nokia (94 %).

Международные производственные сети получили наибольшее распространение в промышленности. Международное производ­ство в секторе услуг пока еще находится на начальной стадии фор­мирования, и степень транснационализации сектора услуг и ра­ботающих в нем ТНК ниже, чем, например, в обрабатывающей промышленности (20 против 40 %).

Стремление компаний создавать производственные подразде­ления за рубежом объясняется рядом общеэкономических и спе­цифических преимуществ и выгод, которые они в результате этого получают. Можно выделить три группы таких преимуществ:

Преимущества, основанные на отношениях собственности, проявляются в двух направлениях. Во-первых, это общеэкономи­ческие преимущества, связанные с собственностью на нематери­альные («неосязаемые») активы, такие как инновации продукта, производственный менеджмент, организационная и маркетинго­вая системы, инновационный потенциал, «банк» опыта человече­ских ресурсов, финансы, ноу-хау и т. д. Во-вторых, это преимуще­ства единого управления, которые можно разделить на два вида. Прежде всего, это выгоды, которые фирма получает в связи со сво­им размером или рыночным положением, например экономия на масштабе производства, монопольная власть, ресурсный потенци­ал и его использование. Они проявляются в следующих формах:

Эти выгоды носят общеэкономический характер; так как они типичны для любой компании, расширяющей свою производ­ственную деятельность, будь то в пределах национальной эконо­мики или за ее пределами. Компании, расширяющие свои произ­водственные операции за пределы национальной экономики, наряду с общеэкономическими имеют еще и специфические выго­ды, обусловленные деятельностью за рубежом. Выход производ­ственной деятельности за пределы национальной экономики дает компании больше возможностей:

Еще одним источником преимуществ, характерных для между­народного производства, служит интернализация. Это сочетание двух или более родственных видов производства в рамках одной фирмы в противоположность распределению этих видов деятель­ности отдельно по разным фирмам с последующей их координаци­ей посредством рынка. Компании, стремящиеся к максимизации прибыли, интернализируют, т. е. делают внутренними для фирмы, операции тогда, когда производство определенных компонентов продукта внутри фирмы оказывается дешевле, чем их приобрете­ние на рынке у других производителей. Интернализация позволяет компании защититься от провалов рынка либо использовать их в своих интересах в следующих направлениях:

Специфический аспект интернализации, типичный для междуна­родного производства, заключается в том, что создание производ­ственных подразделений за рубежом вместо поставок продукции посредством экспорта позволяет фирме избегать государственного регулирования, например квот, пошлин, ценового контроля, нало­гов, либо, наоборот, использовать его в своих интересах.

Третья группа преимуществ международного производства, по­лучаемых в результате размещения производственных подразделе­ний в разных странах, связана с особенностями политических, эко­номических, рыночных и других условий в стране базирования многонациональной компании или в принимающей стране. К ним относятся:

Отличительная особенность современного международного про­изводства заключается в том, что в процессе транснационализации участвуют не только крупные корпорации, но и малый и средний бизнес. Однако главным субъектом этого процесса остаются транс­национальные корпорации. Транснациональная корпорация (ТНК) — это предприятие, которое состоит из родительской (материнской) компании и зарубежных подразделений. Родительская компания контролирует активы в компаниях, размещенных за пределами страны ее базирования, владея частью их акционерного капитала, которая составляет не менее 10 % обычных акций и голосов, что позволяет осуществлять контроль над активами.

Деятельность ТНК опирается на прямое инвестирование за­рубежных подразделений; предприятие, основанное на прямом инвестировании, определяется как подразделение, которое непос­редственно или косвенно находится в собственности прямого инвестора. Это может быть дочернее предприятие или филиал (subsidiary), ассоциированное предприятие (associate), отделение (branch). Дочерняя компания — это корпорированное предприятие, в котором родительская компания владеет более 50 % собственно­сти и имеет право назначать или устранять от должности большую часть членов административного, наблюдательного или исполни­тельного органа. Ассоциированное предприятие — это корпорированное предприятие, в котором родительская компания-инвестор владеет от 10 до 50 % собственности Отделение — это некорпори­рованное предприятие, которое находится в полной или совмест­ной собственности родительской компании, и представляет собой следующие формы:

В условиях глобализации меняются не только границы пред­приятий, но и контрактные отношения между ними. Предприятия осуществляют международное расширение производства, создавая новые связи с предприятиями, действующими в глобальной экономике. Формируются международные производственные сети (international production networks) на основе таких форм отношений, как внешний подряд1, субподряд, стратегический альянс и др.

Современные многонациональные предприятия размещают за рубежом не только производственные операции, но и другие на­правления своей хозяйственной деятельности, которые вносят свой вклад в создание продукта и формирование его ценности (исследо­вания и разработки, маркетинг и послепродажное обслуживание), формируя тем самым глобальные цепочки создания ценности (global value chains).

1 Внешний подряд(от англ. outsourcing) – вынесение производственной деятельности, которая ранее осуществлялась внутри фирмы или предприятия, за ее пределы, а также производство ресурсов для производственного процесса или его части в другом месте, как правило за пределами страны.

В современной мировой экономике международная специализа­ция производства перешла на новый уровень развития. Процесс производства все больше разделяется на последовательные виды де­ятельности, которые осуществляются различными предприятиями, формирующими взаимосвязанные международные производствен­ные сети и глобальные цепочки создания ценности. Рост глобализа­ции экономики ведет к кому, что разделение труда в мировом хозяй­стве все больше осуществляется между предприятиями.