logo search
МИР заочники - лекции -контрольная / 1 лекция

2.1. Этапы развития мирового рынка информации

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Ом претерпел качественные изменения с появлением вычисли-телыюй техники и ее использованием в этой области в середине 1960-х гг. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, общественные организации, библиотеки.

Пользователям-специалистам предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь могобратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы получили название "информационно-поисковые системы" (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ) — малом объеме памяти, возможностью только последовательного просмотра записей на магеитных лентах в ИПС, хранились вторичные документы — поисковые образцы документов, которые составлены на основе специального поискового языка. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. Запрос, поступающий в систему, формулировался на том же поисковом языке. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хра-

нения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

При внедрении ИПС автоматизировалась лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли положительную роль как базы дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.

Следующий шаг по пути использования ЭВМ для поиска и обработки информации, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники — ростом объемов памяти и быстродействия, ознаменованных появлением фактографических информационных систем. Эти системы содержат уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

Пользователь мог получить ответ на вопрос из таких систем, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных, в которых могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.

Фактографические системы позволили проводить обработку информации по указанию пользователя.

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке (рис. 2.1).

Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают информацией органы государственной власти для принятия решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб (рис. 2.2):

. центры-генераторы (производители информации) - специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;

.центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, предоставленных центрами-генераторами на коммерческой основе;

.информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования ^ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

49

На конец 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли 3520 компаний, а центров-поставщиков — 4220 компаний [28].

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники привело к появлению принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Прежде всего это относится к появлению возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных — режиму онлайн.

Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания являлся резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Это обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в данную сферу и привело к созданию свыше 7500 крупных информационных корпораций.

(Источник данных за 2005 г.: Gale Research Inc. www.gale.com.)

Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к использованию компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с применением этих источников.

На рис. 2.3 показаны тенденции роста числа баз и их объема за последнее двадцатилетие.

Как видно из рисунка, с 1975 по 2005 г. число баз выросло более чем в 64 раза. Суммарный объем профессиональных баз за этот же период вырос в 300 раз.

Содержание баз отражает потребности пользователей. Если первоначально потребитель запрашивал в основном научно-техническую информацию, то в настоящее время интерес потребителя направлен на информацию, используемую в бизнесе, торговле и промышленности. Большой интерес проявляется также к патентной и правовой информации. Ниже приведено распределение баз данных по содержанию.

51

Следует отметить, что классификация баз данных по тематике, приведенная выше, представляется условной. Так, предпринимателя может интересовать информация не только по разделу бизнеса, но и правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация.

По форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на формализованную информацию и текстовую. Отношение объема формализованной информации к общему объему текстовых баз показано на рис. 2.4.

Доля американских баз в объеме мировых баз составляет 70%. Распределение мировых ресурсов по регионам мира показано на рис. 2.5.

Одним из самых авторитетных справочников о периодических изданиях в мире является Ulrich's Periodicals Directory. На рынке информации фирма Bowker, ведущая этот справочник, предостав-

ляет услуги начиная с 1932 г. По данным этой фирмы, в настоящее время в мире выходит более 200 тыс. периодических изданий по различным тематическим направлениям, в том числе более 140 тыс. изданий без ограничения по направленности. В Интернете представлено свыше 22 тыс. периодических изданий [23].

В области экономики и бизнеса в мире в настоящее время издается свыше 27 тыс. сериальных изданий, из них свыше 16 тыс. журналов, в том числе свыше 2 тыс. журналов представлены в полном объеме в Интернете.

Основным источником своевременно получаемой и достоверной информации в мире являются профессиональные базы, предоставляющие услуги на коммерческой основе.

Ведущие поставщики информационных услуг на этом рынке в составе своей информации имеют электронные версии периодических изданий. Так, Dialog DataStar имеет полные тексты 10 тыс. периодических изданий, LexisNexis — 900 периодических изданий, Factiva - 8 тыс. периодических изданий.

Отбор периодических изданий проводится очень тщательно И определяется спросом на информационные услуги. Во-первых, нужно учитывать закономерности рассеяния информации по периодическим изданиям. Известно, что это рассеяние подчиняется закону Ципфа. Если упорядочить издания в порядке убывания информативности, то в малом количестве наиболее информативных изданий будет сосредоточена основная часть статей по необходимой проблеме. Во-вторых, нужно учитывать выявленную в процессе исследования рассеяния информации закономерность — половина новейших идей, технологий и другой важной информации будет содержаться не в том разделе классификатора, где пользователь искал бы эту информацию, а в смежных разделах.

Следует помнить, что многие из агентств-поставщиков информации работают по принципу информационного универсама, и по этой причине наименования периодических изданий у разных поставщиков будут повторяться.

В схеме распространения ресурсов знаний, содержащихся в периодических изданиях на коммерческой основе, с авторами заключаются договоры о продаже информации, являющейся их интеллектуальной собственностью, через электронные сети.