logo search
3 курс / Межд

Тема 4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине

ПЛАН:

4.1. Значение правового регулирования;

4.2. Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Украине;

4.3. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

4.I. Значение правового регулирования

Украина по своей территории и населению является одной из наиболее обширных стран Европы. Территория Украины составляет 603 тыс. км2, на 1 января 1998г. по данным Госкомстата численность населения Украины составила 50,5 млн. чел. Общее сокращение численности населения по сравнению с 1 января 1997г. составила 415 тыс. чел., за счет превышения смертности, а также за счет сальдо миграции на 115 тыс.

Украину, как самостоятельное государство, признали 152 страны мира, а 140 из них установили с Украиной дипломатические отношения. Наше государство является членом ООН, участником Совета безопасности и сотрудничества. Украина вошла в состав многих международных и в частности экономических организаций, заключила более 900 двухсторонних межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, направленных на сотрудничество в политических, экономических, научно-технических, экологических, социально-культурных и др. сферах. Сегодня предприятия Украины имеют торговые отношения с фирмами многих стран мира, зарегистрировано более 3000 совместных предприятий, более 600 представительств иностранных фирм.

Одним из главных условий успешной и эффективной внешнеэкономической деятельности Украины является создание соответствующей правовой базы; ее несовершенство отрицательно влияет на развитие внешнеэкономических отношений нашей страны, приводит к бесконтрольному вывозу крайне дефицитных ресурсов и продаже их на мировом рынке по демпинговым ценам.

Демпинг («сбрасывание») – продажа товара на внешних и внутренних рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем с/с. Цель: проникновение на рынок, завоевание его и вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков.

Полная бесконтрольность и отсутствие валютного регулирования привели к массовому вывозу валюты за границу. Только за 10 месяцев было выдано 1298 лицензий на экспорт на общую сумму 5 млр. долларов США (кроме бартера).

Доходы в бюджет от внешнеэкономической деятельности за этот период составили 11,5% годового плана, т.е. внешнеэкономическая деятельность требует коренных изменений, прежде всего ее законодательное регулирование. В Украине уже сделаны первые шаги к созданию собственной правовой базы внешнеэкономической деятельности:

  1. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» в котором нормативно определены принципы, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности, вопросы правового регулирования и др.

  2. Таможенный кодекс Украины определил принципы организации таможенного дела в Украине. Были приняты соответствующие законы о государственной таможне, единый таможенный тариф.

  3. В ряде законов, посвященных другим вопросам правового регулирования, содержатся нормы, которые касаются организации и осуществления внешнеэкономической деятельности.

По ряду вопросов внешнеэкономической деятельности принимались постановления Верховного Совета Украины и Кабмина.

Это свидетельствует об активной работе государственных органов Украины, направленных на осуществление правового регулирования общественных отношений в области внешней экономики. Регулирование дает возможность государству с учетом интересов общества упорядочить отношения внешнеэкономического характера, создать соответствующий правовой режим (правопорядок), придерживание которого содействует развитию международного экономического сотрудничества, повышению его эффективности.