logo search
БИЛЕТЫ МЭО 2011 г

15. Товарная и географическая структура мировой торговли.

Географическая структура внешней торговли представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному или организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье).

Одновременно с ростом масштабов международной торговли меняется и ее структура — географические сдвиги (изменения в соотношениях между странами и группами стран) и сдвиги в товарной структуре.

Изменения в географической структуре международной торговли отражают неравномерность экономического развития стран. Основными тенденциям в этой области является то, что ведущими участниками мировой торговли в начале ХХI в. остаются развитые страны. Мировой экспорт товаров развитых стран составляет около 65% всего мирового экспорта товаров, импорт – 68%.

Основные доли в мировой торговле товаров и услуг в последние годы принадлежали ЕС, США, странам Азии, Японии и транзитным странам (странам с переходной экономикой).

Ведущими экспортерами товаров являются Германия, США, Япония, Китай и Франция. США уступила свое первенство в мировом экспорте товаров Германии. Этому способствовало усиление потребительской и инвестиционной активности.

В мировом импорте товаров преобладают: США, Германия, Китай, Франция и Великобритания.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья и продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок.

Изменения в товарной структуре международной торговли тесно связаны с изменениями в ее географической структуре.

Основные тенденции изменений в товарной структуре следующие:

1) существенное увеличение удельного веса продукции обрабатывающей промышленности, а в ее составе — продукции высоких технологий;

2) сокращение удельного веса сырья и минерального топлива;

3) резкий рост торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

Следует при этом подчеркнуть, что развитые страны с рыночной экономикой, которые поставляют на мировой рынок основную часть промышленной продукции (особенно продукции высоких технологий) и услуг, сохраняют за собой позиции крупных поставщиков продовольствия, сырья, топливно-энергетических ресурсов, таких как нефть, природный газ, уголь (например, Канада, Австралия, ЮАР, Великобритания, Норвегия, Нидерланды). Иными словами, развитые страны с рыночной экономикой присутствуют во всех товарных сегментах международной торговли, т. е. для них помимо географической характерна еще и товарная диверсификация. Однако при этом они стремятся занимать «верхние этажи» международной торговли, связанные с производством и реализацией наиболее передовых видов продукции обрабатывающей промышленности, с современными и перспективными высокими технологиями. Эти «верхние этажи» современного производства и, соответственно, международной торговли являются сферой острейшей конкурентной борьбы.

Рассмотрев мировую торговлю в плане тенденций ее развития, можно сделать вывод, что с одной стороны наблюдается явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые.