logo search
MEO-RF

Зарубежные инвестиции российского бизнеса

В последние годы российские компании стали активно выходить на зарубежные рынки (см. график).

Тенденциями, связанными с недавним финансово-экономическим кризисом, являются:

Крупнейшими российскими ТНК по размерам зарубежных активов являются Лукойл (владеет сетями АЗС, НПЗ и долями в месторождениях по всему миру) и Газпром, за ними с большим отрывом следуют металлургические компании Евраз, Северсталь и Мечел. Крупнейшей компанией финансового сектора, действующей за рубежом, является Сбербанк – крупнейший банк Центральной и Восточной Европы. В 2012 г. банк объявил о приобретении одного из крупнейших банков Турции Denizbank, принадлежавшего ранее Dexia. По заявлениям президента банка Грефа, наиболее перспективные направления для M&A Сбербанка – Польша и Турция, а также Китай. В 2012 г. Сбербанк уже приобрел один из ведущих австрийских банков, Volksbank, а в 2011 – швейцарский SLB Commercial Bank AG.

Географическая структура инвестиций из России: безусловный лидер – Кипр (154 млрд. долл., 41% всех зарубежных инвестиций), далее идут Нидерланды (10,75%) и БВО (Британские Виргинские острова, 10,5%). Все страны-лидеры – оффшорные зоны, что опять-таки показывает слабость инвестиционного климата и стремление российского бизнеса снизить страновые риски, переведя активы за рубеж, в оффшоры.

Инвестиции российских компаний носят экстенсивный характер (расширение своего географического присутствия без серьезной диверсификации бизнеса и перевода его на инновационный путь). Интернационализация российской экономики в 2000-х гг. базировалась и базируется не на создании новых динамичных конкурентоспособных компаний, а на эксплуатации индустриального потенциала, созданного в СССР. Поэтому основная часть российских ТНК сформировалась вокруг бизнес-групп, контролирующих нефтегазовые активы, металлургические активы и другие крупные предприятия. Транснационализация российского бизнеса реализуется при сохраняющейся специализации страны на поставках сырья и прочей низкотехнологичной продукции. Для изменения характера российской инвестиционной экспансии, безусловно, необходима реализация полноценной государственной политики стимулирования экспорта отечественных прямых капиталовложений. Эксперты считают, что российские ПИИ должны рассматриваться не изолированно, а как органичный элемент всей системы внешнеэкономических связей и должны претерпеть ту же трансформацию, что и внешняя торговля РФ.