logo search
Гурова 2008 - Мировая экономика / мировая экономика2008

1.5. Теории мирового хозяйства

Теория мирового хозяйства — важнейший раздел экономиче­ской теории. Она изучает главную проблему экономики, а именно:

эффективное использование ограниченных ресурсов в масштабе ми­рового хозяйства, включая распределение ресурсов между странами, движение товаров и услуг, факторов производства, валютно-кредитных и финансовых ресурсов, а также влияние национального и меж­дународного государственного регулирования на эти процессы.

Современная экономическая наука, представленная различны­ми школами и направлениями, отличается высокой степенью не­однородности в понимании природы мирового хозяйства. В изу­чении экономики необходимо разделять два аспекта: функциональ­ный, связанный с изучением рыночных механизмов и выявлением объективных законов рыночной экономики, с одной стороны, и политико-экономический, характеризующий особенности эконо­мической политики, целеполагание и инструменты, используемые государствами для достижения поставленных целей, — с другой. Применительно к мировому хозяйству первый аспект изучает меж­дународная экономика (international economics), а второй аспект — политическая экономия (political economy).

В современной экономической литературе, кроме того, выде­ляют международную политическую экономию (international political economy), с одной стороны, и глобальную политическую экономию (global political economy) — с другой. Международная политическая экономия опирается на принцип государственного центризма fstate-centrism), согласно которому центральным зве­ном международных отношений выступают национальное госу­дарство и национальные интересы; мирохозяйственные процессы изучаются с целью выявления причин, ведущих к противоречиям между странами, и разработки инструментов, направленных на их преодоление. При этом приоритет отдается национальным, а не глобальным интересам; поведение субъектов мирового хозяй­ства— правительств, корпораций, некоммерческих организаций, индивидов — оценивается с точки зрения их вклада в защиту наци­ональных интересов. Глобальная политическая экономия, наоборот, подчеркивает объективность роста целостности мирового хозяй­ства и необходимость поиска таких моделей поведения и инстру­ментов регулирования, которые обеспечат достижение глобаль­ных целей. Для этого подхода ключевыми считаются глобальные проблемы, а также природа глобализации и ее последствия.

В теории мирового хозяйства можно выделить три основных подхода, дающих различное объяснение природы мирового хозяй­ства как совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых национальных экономик: меркантилизм, либерализм, структура­лизм. Они существенно различаются в ответах на вопрос о том, ка­кие институциональные единицы относятся к субъектам мировой экономики, какой характер носят мирохозяйственные связи и как соотносятся политика и экономика в международных экономи­ческих отношениях, каковы перспективы национальных интере­сов и государственного регулирования в условиях глобализации.

Меркантилизм — это исторически первая концепция мирохо­зяйственных отношений, возникшая в XIV—XV вв. (ранний мер­кантилизм) и сохранявшая господствующее положение в форме позднего меркантилизма вплоть до конца XVIII в.; однако и в на­стоящее время эта доктрина имеет сторонников. С точки зрения меркантилистов, субъектом мирохозяйственных связей выступает государство (правительство), призванное осуществлять политику, направленную на защиту национальных интересов. Природа ми­рохозяйственных связей рассматривается как конфликтная, нося­щая характер «игры с нулевой суммой», в которой выигрыш одной стороны возможен только за счет потерь другой. Меркантилис­ты считают, что политика определяет экономику, которая в свою очередь должна служить интересам государственной власти. Эта концепция возникла как философская и политико-экономическая доктрина, направленная на защиту нарождавшегося класса нацио­нальной торговой буржуазии посредством политики протекци­онизма. Тем не менее, меркантилисты внесли большой вклад и в развитие научного экономического знания, разработав первые принципы платежного баланса.

Основной тезис концепции меркантилизма заключается в мак­симизации богатства ради максимизации власти; государства стре­мятся к укреплению власти, безопасности и обороноспособности. Международный порядок для могущественных государств — это инструмент реализации их целей. Его правила формулируются, исходя из цели максимизации власти, и каждое государство осу­ществляет политику, направленную на ее достижение, подчиняя ей экономику. Современные сторонники меркантилизма считают, что распространение глобализации — это функция гегемонии США. Эта страна поддерживает глобализацию, поскольку она представляет собой наименее затратный для нее способ господства в мировой экономике. Меркантилисты считают, что современная мирохозяйственная система, созданная США после Второй миро­вой войны, сохраняет господство американской экономики и ли­беральных принципов международной торговли.

Экономический либерализм сформировался на основе критики меркантилизма и получил систематическое теоретическое обосно­вание в работах А. Смита и его последователей. Либерализм опи­рается на модель рационального экономического поведения уча­стников мирохозяйственных связей, стремящихся к выигрышу. Главными субъектами мирохозяйственных отношений выступают индивид, представляющий домохозяйство, и фирма. Отношения между субъектами, принадлежащими различным национальным экономикам, имеют кооперативную природу и носят характер «игры с ненулевой (положительной) суммой», что означает возможность получения выигрыша обеими сторонами в результате обмена, осу­ществляемого посредством рынков, на которых цены устанав­ливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. В условиях свободной торговли разделение труда приобретает международный характер, производство основывается на принци­пе сравнительного преимущества, т. е. одни производители могут обеспечивать предложение товаров по более низким ценам, чем дру­гие. Свободная торговля предполагает, что никаких дополнительных издержек, связанных с обменом, которые бы обеспечивали предпоч­тение отечественных продуктов, не возникает ни между отдельными сферами производства и потребления, ни между странами.

Сточки зрения либеральной концепции правительства могут выступать как самостоятельные участники мирохозяйственных связей, максимизирующие национальное благосостояние, однако основная задача государства заключается в том, чтобы обеспечить условия для стабильных экономических отношений и для взаимо­выгодного сотрудничества всех субъектов хозяйственной деятель­ности. Они формулируют стандартные правила поведения, на ос­нове которых участники мирохозяйственных связей решают, как себя вести, и формируют определенные ожидания. Государства до­говариваются о международном порядке с тем, чтобы управлять обменом и тем самым сокращать трансакционные издержки и ста­билизировать рынки. Сторонники либерализма подчеркивают, что непосредственное вмешательство государства в экономику, на­пример субсидирование экспорта или установление торговых ба­рьеров, может наносить ущерб экономической эффективности.

Основатели либеральной традиции в политической экономии д. Смит и Д. Рикардо предсказывали, что стремление к росту при­быльности, характерное для рыночной экономики, будет нацели­вать хозяйственную деятельность на использование сравнительных преимуществ, фирмы будут стремиться к размещению производ­ства и поиску рынков, преодолевая политико-административные границы.

Экономический либерализм завоевал господствующее положе­ние во взглядах на мировое хозяйство во второй половине XIX в., однако меркантилистские идеи вновь возобладали в период между Первой и Второй мировыми войнами. После Второй мировой войны вновь стали приоритетными идеи либерализма. С критикой мер­кантилизма и либерализма выступают теории, объединенные та­ким направлением, как структурализм. Во второй половине XIX в. сформировалась марксистская теория, которая положила начало систематической критике капиталистического общества, получив­шей продолжение в современных теориях структурализма.

Структурализм — это обширное направление в современной экономической науке, включающее ряд теорий, в том числе неомарксизм. Их объединяет признание того, что структура общества носит сложный характер, определяемый разнородными интереса­ми различных социальных групп; что одни социальные группы, обладающие политической и экономической властью, обогаща­ются за счет других; что государство служит интересам господству­ющей группы (класса). Например, с точки зрения марксизма гос­подствующее положение в современном обществе принадлежит классу капиталистов, главная цель которого заключается в созда­нии возможностей для накопления капитала в целях максимиза­ции прибыли.

Сточки зрения структуралистов, мирохозяйственные отноше­ния — эксплуататорские: одни страны обогащаются за счет дру­гих, бедные страны обеспечивают труд, богатые — капитал. С этих позиций международный порядок рассматривается как прикры­тие господства власти капиталистов, а глобализация объясняется стремлением к получению прибавочной стоимости за счет эксплу­атации наемного труда, ведущей к интеграции всего мира в единую капиталистическую экономику. В результате процесс глобализа­ции характеризуется как расширение буржуазного контроля над всеми странами и народами Земли.

Структуралистский подход составляет основу концепции «тре­тьего мира». К третьему миру относятся слаборазвитые страны Азии, Африки, Океании и Латинской Америки. Их объединяют в одну группу на основе таких общих для них признаков, как бед­ность, высокий уровень рождаемости и экономическая зависи­мость от развитых стран. В 1952 г. французский демограф А. Сови применил выражение «третий мир» («tiers monde») по аналогии с понятием «третья сила», которое было использовано по отноше­нию к простому люду, противостоящему в период Французской ре­волюции церкви и аристократии. Так же как и «третья сила», «тре­тий мир» не обладает политической и экономической властью, но стремится занять свое место в современном мире. «Третий мир» объединяет страны, находящиеся под игом эксплуатации и стре­мящиеся избавиться от него революционным путем. В 1956 г. груп­па ученых-обществоведов из Национального института демогра­фических исследований в Париже опубликовала книгу Le Tiers- Monde. В 1959 г. французский экономист Ф. Перро начал издавать новый журнал, посвященный проблемам развития с таким же на­званием. К концу 1950-х гг. этот термин стал часто использоваться по отношению к слаборазвитым странам Азии, Африки, Океании и Латинской Америки.

«Третий мир» объединил страны, которые не принадлежали ни капиталистическому индустриальному, ни промышленно развито­му социалистическому миру. «Первый мир» — это развитые стра­ны (США, Канада, страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия и т. д.), «второй мир» — социалистические страны во главе с Советским Союзом. Понятие «третий мир» стало приме­няться, чтобы отделить страны, получившие политическую неза­висимость и освободившиеся от колониального ига после Второй мировой войны, от западных капиталистических стран, а также от социалистических стран, сформировавших восточный блок. В по­литическом плане «третий мир» возник на Бандунгской кон­ференции (Индонезия) в 1955 г. как результат создания движения неприсоединения (Nonaligned Movement). Организация Объеди­ненных Наций (ООН), в которой первоначально преобладали ев­ропейские государства и страны европейского происхождения, в результате деколонизации и роста числа независимых государств постепенно превратилась в своеобразный форум «третьего мира», а проблема слабого развития — в объект постоянных дискуссий. «Третий мир» очень разнообразен, так как он включает страны, находящиеся на разных уровнях развития. Страны, богатые нефтью (например, Саудовская Аравия, Кувейт и Ливия), а также новые индустриальные страны (Тайвань, Республика Корея, Сингапур и т.д.) заметно отличаются от беднейших стран (Гаити, Чад Афгани­стан и др.). Численно «третий мир» преобладает в ООН, однако в связи с большими межкультурными барьерами и растущими эко­номическими различиями его единство существует гипотетически и выражается, как правило, лишь с трибун международных конфе­ренций.

Слабое развитие стран «третьего мира» включает целый ряд об­щих для них проблем: несбалансированные и зависимые экономи­ки, ориентированные главным образом на то, чтобы обеспечивать развитые страны первичными продуктами, с одной стороны, и рынками сбыта на их конечную продукцию — с другой; традици­онно аграрная социальная структура; высокие темпы роста насе­ления и повсеместная бедность. При этом, несмотря на бедность в сельской местности и городских трущобах, правящая элита боль­шинства стран «третьего мира» имеет высокий уровень благосос­тояния.

Эти условия, характерные для Азии, Африки, Океании и Ла­тинской Америки, сформировались в связи с их включением в ми­ровую капиталистическую экономику путем прямого завоевания и установления западного господства. Концепция «третьего мира» объясняет слабое развитие тем, что мировой рынок был сформи­рован на основе гегемонии западных стран, которые ввели сов­ременные институты промышленного капитализма и тем самым подорвали традиционные экономики и общества. Они сформиро­вали «центр» колониальной системы, в то время как слаборазви­тые страны — ее «периферию».

В колониальную эпоху экономики слаборазвитых стран были подчинены потребностям развитых капиталистических стран, они имели лишь добывающую промышленность либо плантационные хозяйства. Контроль над этими видами хозяйственной деятельно­сти часто оставался в руках крупных иностранных компаний. Цены на продукцию стран «третьего мира», как правило, опреде­лялись покупателями из господствующих стран Запада. Торговля с Западом обеспечивала весь доход «третьего мира». В колониаль­ный период в результате эксплуатации колоний накопление капи­тала было сосредоточено в метрополиях. После деколонизации страны «третьего мира» отставали в развитии из-за неблагоприят­ных условий торговли, так как цены на импортные промышлен­ные товары опережали рост цен на экспортные (сырьевые и сель­скохозяйственные) продукты. В результате этого доход от экспор­та рос значительно медленнее, чем ввоз товаров. Практически все страны «третьего мира» испытывали ухудшение экономического положения, за исключением стран — экспортеров нефти, кото­рые, сформировав картель стран — производителей нефти ОПЕК, включающий Алжир, Габон, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливию, Нигерию, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэлу, с 1973 г. проводят политику повышения цен на нефть. Стремление объединяться в картели характерно и для других стран, имеющих запасы полезных ископаемых. Например, в 1974 г. Авст­ралия, Гвинея, Гайана, Сьерра-Леоне, Суринам и Югославия объ­единились в Международную ассоциацию бокситов (Bauxite International Association — BIA). В 1987 г. Чили, Перу, Заир и Замбия сформировали картель производителей меди, были созданы также союзы производителей кофе, какао и других продуктов питания. Однако им не удалось добиться экономической устойчивости и ро­ста благосостояния населения, характерного для стран — членов ОПЕК. Среди стран, которые не располагают большими запасами нефти и большими нефтяными доходами, только некоторым (Бра­зилии, Сингапуру, Республике Корея и Тайваню) удалось добиться высоких темпов экономического роста.

Определенные позитивные изменения в отношениях между «центром» и «периферией» наметились в середине 1970-х гг. В 1975 г. 9 стран — членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС) заключили с 46 странами Африки, Карибского и Тихооке­анского регионов (АКТ) (African, Caribbean and Pacific — ACP) со­глашение «Ломейский пакт» (Lome Pact), которое освободило зна­чительную часть экспорта этих развивающихся стран от тарифных ограничений. Следующий Ломейский пакт (The Lome II Pact), подписанный в 1979 г. странами ЕЭС с 57 странами АКТ, расширил и укрепил Ломейское соглашение по многим направлениям, например, были введены некоторые гарантии дохода по сельскохо­зяйственному экспорту этих стран. Однако по-прежнему боль­шинство государств «третьего мира» сохраняют технологическую и экономическую отсталость, несбалансированную экономику в связи с их зависимостью от экспорта первичных продуктов в раз­витые страны в обмен на готовые продукты. Для них характерны рост населения, высокий уровень безграмотности, болезней, по­литическая и экономическая нестабильность. В последние годы понятие »третий мир» утрачивает свое буквальное значение, по­скольку политические и рыночные реформы в бывших социалис­тических странах привели к устранению такого понятия, как «вто­рой мир». Вместо понятия «третий мир» используют понятия «Юг», «периферия», «слаборазвитые страны» и т. д.

В международной политической экономии особое место зани­мает дискуссия о роли национального государства в условиях глобали­зации. Глобализация — это макроисторический процесс, ведущий к интеграции мировой экономики. Он характеризуется растущим экономическим обменом между участниками мирохозяйственной системы, а также ростом интеграции национальных экономик. Сторонники либеральной доктрины заявляют о том, что в этих ус­ловиях происходит ослабление роли государства, объясняя это, прежде всего особенностями функционирования современных финансовых рынков. Современные либеральные правительства отдают предпочтение, свободному движению капитала, отказыва­ясь от фиксированного валютного курса и самостоятельной поли­тики, так как политическая обособленность может вести к подры­ву подвижности капитала. Таким образом, власть перемещается от национального государства к транснациональным участникам, та­ким как ТНК (некоторые корпорации имеют объем продаж, пре­вышающий ВВП отдельных стран), а также международным пра­вительственным организациям, устанавливающим правила, что может вести к ограничению действий отдельных правительств.

Современные меркантилисты в отличие от сторонников либе­рализма считают, что и в условиях глобализации государство со­храняет свою власть и силу. Правительства формируют правила международного обмена; сильнейшие государства делают это по­средством международных организаций, устанавливая правила системы в целом. Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация характеризуются сторон­никами меркантилизма как орудия поддержания господства силь­нейших государств в современной мирохозяйственной системе.

Структуралисты считают, что в результате глобализации одни го­сударства становятся сильнее, в то время как другие — слабее. Возра­стает сила крупнейших и сильнейших государств, например «Боль­шой семерки» (Группа семи), в то время как власть слаборазвитых государств уменьшается. Отношения между сильными державами и слабыми странами изучаются в контексте отношений «Север — Юг», или «центр — периферия»: Север устанавливает международную по­литику, которую Юг должен принимать; южные государства утрачи­вают свою независимость по мере того, как возрастает их экономи­ческая зависимость от Севера, от его финансовых и товарных рынков.

Выводы

  1. Мировое хозяйство — это совокупность взаимозависимых на­циональных экономик, включая их ресурсы и продукты экономи­ческой деятельности, представляющая собой сложную систему от­ношений, участниками которых выступают институциональные единицы (правительства, финансовые и нефинансовые предприя­тия, некоммерческие организации, домохозяйства), а также их меж­дународные объединения. Его материальную основу составляет международное разделение труда, представляющее собой систему отношений между субъектами мировой экономики, основанную на специализации и обмене. Причины международного разделения труда связаны с естественными и приобретенными преимущества­ми стран, позволяющими им более эффективно использовать свои ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей.

  2. К факторам углубления международного разделения труда относятся: научно-технический прогресс, развитие рыночных от­ношений, деятельность многонациональных предприятий, дере­гулирование и либерализация движения товаров и услуг, факторов производства.

  3. Международная специализация — это концентрация ресурсов страны в тех отраслях производства, где сосредоточены ее есте­ственные и приобретенные преимущества. Противоположностью специализации является самодостаточность. В мировом хозяй­стве самодостаточность страны означает либо автаркию, т. е. отказ участвовать в международном обмене, либо ввоз только тех това­ров, которые не представляют собой насущной потребности для населения страны.

  4. Для измерения характера и глубины международной специа­лизации страны используются такие показатели, как индекс выяв­ленного сравнительного преимущества, территориальный коэф­фициент специализации, индекс концентрации экспорта.

  5. Формирование мирового хозяйства завершилось в конце XIX — начале XX в. в связи с окончанием промышленного переворота и переходом к индустриальному обществу, основанному на разделении труда и крупном машинном производстве. Мировое хозяйство — это более широкое понятие, чем мировой рынок, так как оно включает взаимодействие стран и их взаимозависимость не только в сфере обращения, но и в сфере производства.

  6. Меркантилизм, либерализм и структурализм дают различное объяснение природы мирового хозяйства и его перспектив. С точ­ки зрения меркантилизма мирохозяйственные связи имеют конф­ликтную природу, с точки зрения либерализма — кооперативную, с точки зрения структурализма — эксплуататорскую.

  7. 1990-е гг. ознаменованы началом рыночных реформ в социа­листических странах и преодолением многих идеологических и политических барьеров между государствами. Мировое хозяйство вошло в новую фазу формирования единой и целостной системы хозяйствования на основе рыночных отношений, которые стано­вятся универсальными. Однако оно по-прежнему остается неод­нородным, характеризуется сложной структурой, многие процес­сы носят противоречивый характер.

Практические задания

    1. Изучите данные прил. 2—4. Охарактеризуйте специализацию стран в международной торговле.

    2. В 2003 г. доля минерального топлива в мировой торговле соста­вила 10,3 %, продукции химической промышленности — 10,9 %. В товарной структуре экспорта России доля этих отраслей соста­вила 53 и 4,4 % соответственно. Определите, какая из этих отрас­лей является областью специализации России.

    3. В товарной структуре российского экспорта третье место зани­мают оборудование и транспортные средства, в 2003 г. на их долю приходилось 7,0 % экспорта. В товарной структуре мирового экспор­та их доля составляет 39,7 %. Определите, относится ли эта товарная группа к области специализации России в международной торговле.

    4. В экспорте России на необработанную древесину приходится всего 1,5 %. Тем не менее, известно, что этот продукт является объек­том специализации российской экономики. Докажите это, учиты­вая, что в мировом товарообороте на его долю приходится 0,12 %.

    5. 47

      Сырая нефть составляет 5,2 % мирового товарооборота; в эк­спорте Азербайджана ее доля составляет 71,4 %, Великобритании — 5,5 %, Саудовской Аравии — 80 %, Судана — 3,9 %, Ката­ра — 68 %, Норвегии — 44,4 %, Малайзии —3,4 %, Австралии — 5,3 %, Ливии — 80,3 %. Какие из перечисленных стран специали­зируются на торговле сырой нефтью?

    6. Изучите данные прил. 7. Определите коэффициент специа­лизации производства для групп стран и регионов мира и сформу­лируйте выводы.

    7. Изучите прил. 2. Охарактеризуйте положение стран в между­народной торговле с точки зрения моноспециализации и диверси­фикации. Сформулируйте выводы.

    8. Определите, для каких стран, перечисленных в табл. 1.5, ав­томобили составляют область специализации в международной торговле, если доля этого товара в мировой торговле равна 5,3 %.

9. Доля автомобилей в экспорте США составляет 2,8 %, а за­пасных частей к ним — 4,1 %. Определите, какой из указанных продуктов служит объектом специализации США в междуна­родной торговле, если доля автомобилей в мировой торговле равна 5,3 %, а запчастей — 2,5 %. Объясните, почему вы так ре­шили.

10. Доля хлопка в мировой торговле составляет 0,12 %. Какие страны, перечисленные в табл. 1.6, специализируются на торговле этим продуктом?

Таблица 1.5

Доля легковых автомобилей в экспорте отдельных стран, %

Аргентина

2

Австрия

4,9

Бельгия

10

Бразилия

3

Ботсвана

0,5

Великобритания

5

Венгрия

4,5

Германия

12

Италии

2,7

Канада

12,5

Кипр

9,5

Литва

5,3

Республика Корея

8

Финляндия

2

Чешская Республика

10

Эстония

2

Япония

14

Источник: UNCTAD Handbook of Statistics 2004 (TD/STAT. 29). UNCTAD. P. 160-179.

Таблица 1.6