logo search
БИЛЕТЫ МЭО 2011 г

14. Динамика международной торговли, ее основные показатели.

В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё — после Большой депрессии товаров потребления в 1980—2000 годах. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания (агфляция), достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб.

Мировая торговля оказалась на военном положении из-за недостатка финансирования и кредитов. Это повлекло за собой кризисное состояние мировой торговли. Например, сократился спрос на автомобили: в августе 2008 года продажи автомобилей в Европе сократились на 16 %, в США в сентябре продажи автомобилей снизились на 26 %, в Японии — на 5,3 %. Это привело к сокращению производства металла и сокращению рабочих мест в автопроме и смежных отраслях.

Финансовый кризис не мог не сказаться на ситуации на нефтяных рынках. В ходе нарастания проблем с ликвидностью в мире резко сократился спрос на энергетические товары, что неизбежно повлияло на них. В нефтегазовой отрасли, помимо спроса и предложения, чрезвычайно важную роль играет геополитический фактор. К сожалению, нефть и газ, зачастую, по-прежнему остаются объектами геополитических комбинаций отдельных держав

2010 год принес ощутимый рост объемов мировой торговли. Этот показатель в декабре впервые достиг докризисного уровня, а всего за год объемы торговли выросли на 15,1%. Мировая экономика продемонстрировала стабильное улучшение ситуации после кризисного 2009 года, когда объем мировой торговли сократился на 13%.

По данным ВТО в 1999 году объем экспорта товаров составил 5460 миллиардов долларов, услуг – $1340 млрд (19,7% доля услуг), а в 2010 году объем экспорта товаров - $15237 млрд, услуг - $3695 млрд (19,5% доля услуг), то есть наблюдается трехкратный рост.

Основные тенденции современного этапа развития международной торговли следующие:

1. Ускоренный рост международной торговли после второй Мировой войны. Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития. За 40 послевоенных лет товарный экспорт увеличился в 37 раз. Только с 1985 по 1995 год этот показатель более чем удвоился и в настоящее время превышает 5 трлн. долл.

2. Решающее значение в развитии международной торговли факторов производства.

3. Преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

4. Интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

5. Увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышения темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов.

6. На базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

7. Повышается уровень международной специализации страны.

Если рассматривать международную торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо, с одной стороны, явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена интеграции и заключении самих сделок. В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно, в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями: ·                    Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта; Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг.                

Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт. Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями: ·                    темпы роста в целом; ·                    темпы роста относительно роста производства; ·                    темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет. Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года

Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной ТОРГОВЛИ.