logo search
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Сравнительный анализ основных направлений экономической реформы в кнр и России

Направления

реформы

Китай

Россия

1. Реформа системы

собственности

  1. Развитие всех форм собственности при сохранении общественной формы собственности как основной

  2. Контроль со стороны государства за всеми видами предприятий с участием государственного капитала

  1. Преобразование государственных предприятий в частные

  2. Дележ государственного имущества

  3. Сохранение отраслевых монополий

  4. Приватизация и ваучеризация

2. Реформы в деревне

  1. Земля в коллективной собственности

  2. Система семейного (подворного) подряда

  3. Разделение права собственности и права пользования на землю

  4. Развитие волостно-поселковых предприятий

  1. Роспуск колхозов и совхозов

  2. Попытка развития фермерских хозяйств

3. Переход земли из государственной собственности в частную

3. Реформа системы управления предприятий

  1. Предприятия стали юридическими лицами

  2. Разделение политических и хозяйственных функций, более четкое определение имущественных прав

  3. Переход от управления товарными потоками к управлению финансовыми потоками

  4. Переход к акционерной форме управления

  1. Превращение государственных предприятий в корпорации

  2. Создание финансово-промышленных групп (ФПГ)

  3. Образование и развитие олигархии

  4. Рост доли «теневой» экономики

4. Переход к рыночной системе

  1. Формирование трех видов цен: фиксированных, плавающих и свободных

  2. Невысокие темпы инфляции

  3. Сначала формирование рынка предметов потребления и средств производства, затем рынок факторов производства

  1. Либерализация цен

  2. Высокие темпы инфляции

  3. Контроль за экономикой монетаристскими методами

  4. Отсутствие рынка факторов производства

5. Реформа системы макроконтроля

  1. Реформа финансовой системы

  2. Повышение роли Народного Банка (ЦБ)

  3. Развитие кредитной системы

  4. Использование налоговой системы

  1. Завышенные налоги

  2. Избыток коммерческих банков

  3. Высокие банковские учетные ставки, превышающие прибыль от производства

  4. Большой объем выпуска государственных обязательств и облигаций ЦБ России (ГКО и ОФЗ)

6. Реформы в социальной сфере

  1. Отход от принципа уравниловки

  2. Регулирование государственными органами социальных вопросов, таких как минимальная заработная плата, социальное страхование и др.

  3. Рост жизненного уровня населения

  4. Возникающие социальные проблемы: увольнения с работы, миграция из деревни в город и др.

  1. Отказ государства от регулирования социальных проблем, отказ от системы прогрессивного подоходного налога

  2. Высокая степень социального расслоения

  3. Снижение средней ожидаемой продолжительности жизни

  4. Не сформировался средний класс

  5. Снижение жизненного уровня населения

7. Реформы в сфере внешнеэкономических связей

  1. Привлечение иностранных инвестиций, передового опыта и технических новинок

  2. Создание свободных экономических зон в различных формах

  3. Постоянный рост оборота внешней торговли и иностранных инвестиций

  1. Постоянный рост доли сырьевой продукции в общем объеме экспортной продукции

  2. Иностранных инвестиций в российскую экономику сравнительно немного

  3. Отсутствие инфраструктуры для проведения открытой внешнеэкономической политики: экспортное кредитование, информационная сеть, гарантии сбыта продукции

Подводя некоторые итоги китайской реформы экономической системы за 20 с лишним лет, надо сказать, что как по конкретным экономическим достижениям, так и с точки зрения жизнеспособности выработанной экономической модели развития общества, Китай намного опережает Россию. За прошедшие годы дороги наших стран в сфере проведения реформы сильно разошлись, особенно после объявленной в России в 1992 г. либерализации цен и приватизации. Как показывает анализ работ главных теоретиков и практиков китайской реформы, используемая в Китае теоретическая модель перехода к рынку в основном соответствует российским реалиям, но практические мероприятия реформы в значительной мере определяются конкретной китайской спецификой. На наш взгляд, используемая в Китае теоретическая модель перехода к рынку могла бы быть применена в определенной степени и в российских условиях с учетом российской специфики.

Для реализации Россией стратегии сравнительных преимуществ - в данном случае, имеется в виду богатство природных ресурсов, наличие квалифицированных кадров, стратегически удобное географическое положение страны - наиболее предпочтителен китайский опыт, в котором главным является разумное сочетание государства и рынка. Изучением опыта китайских реформ следовало бы заняться еще в середине 80-х гг. Однако идеологические догмы взяли верх, и китайские реформы рассматривались руководством КПСС как отступление от социализма. В дальнейшем в начале 90-х гг. руководство РФ также предпочло полностью игнорировать опыт китайских реформ по двум причинам. Во-первых, по идеологическим причинам, связанным с тем, что экономические реформы в КНР осуществляет руководство КПК. Во-вторых, по надуманным экономическим причинам, которые обосновывались тем, что успехи китайской реформы связаны с намного более низким уровнем развития производительных сил в Китае по сравнению с Россией.

Драгоценное время оказалось упущенным. Из-за отказа изучать опыт китайской реформы Россия потеряла по меньшей мере 20 лет для своего экономического развития, не смогла своевременно и успешно провести экономические реформы, направленные на переход к рыночной экономике. В настоящее время чтобы в полной мере воспользоваться опытом китайских реформ, основой которого является создание рыночной экономики под контролем государства, Россия должна начать с периода “урегулирования” экономики после “шоковой” терапии, которая по своим последствиям означает для России то же, что “большой скачок” для Китая в 1958-1960 гг. Только в ходе “урегулирования”, которое может помочь обеспечить выход на дореформенные темпы экономического роста и повысить удельный вес обрабатывающей промышленности и наукоемких отраслей в объеме производства ВВП, можно будет выйти на новый начальный рубеж реформ и проводить необходимые мероприятия по переходу к рыночной экономике.

Главное для России в китайском опыте – это комплексный и целостный подход к реформе экономической системы, обеспечивающий постепенный, без “шоковой” терапии переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем. Все мероприятия реформы являются в той или иной мере элементами целостной системы перехода к рынку, которая разрабатывается в Китае уже около 30 лет. Конечно, многие мероприятия можно использовать и в российской модели реформ. Однако эти мероприятия должны находиться под контролем государства, и по мере необходимости в них должны вноситься коррективы.