logo search
MEO-RF

Внешняя государственная и частная задолженность России (динамика, структура, современное состояние и прогноз динамики по данным Минфина).

Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 мая 2012 года

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В апреле 1993 г. Запад официально признал Россию единственным государством, ответственным за долги бывшего СССР.

Россия активно начала вести переговоры с иностранными кредиторами: государствами, Лондонским и Парижским клубами, МВФ и другими организациями, по поводу реструктуризации долгов. Важнейшим достижением в этом направлении является подписание в 2000 году соглашения с Лондонским клубом о частичном списании советских долгов.

Что касается долга Парижскому клубу, то шансы хотя бы его частичного списания ничтожно малы. Во-первых, Россия не подпадает под категорию стран, которые могли бы претендовать на рассмотрение такого вопроса в Парижском клубе ни по одному показателю: ни по ВНП на душу населения (он должен быть ниже 695 долл.), ни по отношению объема долга к экспорту (он должен превышать 220%). Во-вторых, Россия является не просто должником Парижского клуба, она – еще и член клуба с 1997 года. На данный момент еще не было прецедента списания долга государству – члену клуба и скорее всего он создан не будет.

Помимо долгов бывшего СССР с 1991 г. Российская Федерация произвела масштабные собственные внешние заимствования. На 1 июля 2004 года накопленный новый долг государственного сектора составил 40 млрд. долл. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена в первую очередь проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой. В соответствии с ней, объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только неэмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита. Внешние заимствования были предоставлены России международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР), иностранными государствами (Германией, США, Францией) и частными иностранными компаниями. Часть валютных кредитов была получена от Центрального банка РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов. Помимо этого Министерство финансов Российской Федерации выпустило и разместило несколько траншей еврооблигаций и облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

Категория долга

Млн долларов США

  1. Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

41 734,7

  1. Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

454,9

  1. Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 316,9

  1. Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 012,5

  1. Коммерческая задолженность бывшего СССР

56,6

  1. Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 318,9

  1. Задолженность по внешним облигационным займам

35 546,9

  • внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000

  • в 2017 году

2 000

  • в 2018 ггоду

3 466,4

  • в 2020 году

3 500

  • в 2022 году

2 000

  • в 2028 году

2 499,9

  • в 2030 году

17 080,6

  • в 2042 году

3 000

  1. Задолженность по ОВГВЗ

11,1

  1. Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

1 016,9

Динамика государственного внешнего долга:

1985 год – 28 млрд$

1991 год – 68 млрд$

1992 год – 95 млрд$

1998 год – 136 млрд$ (50% ВВП) -> дефолт ( причины: все облигации были краткосрочными, происходило постоянное погашение, а новые заимствования шли под более высокие ставки ( долг частных компаний – 14 млрд$ )

2008 год – 26 млрд$ (вернулись на рынок заимствований)

2011 год – 34 млрд$

2012 год – заняли 7 млрд$ (больше государство не хочет занимать)

к 2030 году – планировалось поднять до 25% (с 4%), но план пересмотрели до 15% ВВП

Основным кредитором РФ является МВФ, а кроме него также ЕБРР, МБРР и т. п.

Внешняя частная задолженность

Динамика и структура ( в млн $)

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.01.09

01.01.10

01.01.11

01.01.12

Внешний долг частного сектора

106 420

176 097

280 235

317 107

285 934

289 148

324 702

Краткосрочные

22 607

40 681

84 600

57 735

39 455

43 694

53 525

Долгосрочные

83 813

135 236

195 635

259 372

246 479

245 455

271 177

Банки

30 778

59 781

98 129

104 623

77 024

80 839

89 648

Краткосрочные

16 841

30 113

42 254

33 374

20 927

27 043

35 134

Долгосрочные

13 937

29 667

55 875

71 249

56 097

53 797

54 514

Прочие секторы

75 642

116 316

182 106

212 484

208 910

208 309

235 053

Краткосрочные

5 766

10 747

42 346

24 361

18 528

16 651

18 390

Долгосрочные

69 876

105 569

139 760

188 123

190 382

191 658

216 663

Частный долг увеличился в результате неразвитости финансового рынка, на внешних рынках компаниям дают кредиты под ставку 7-8%, внутри страны – 14-15 для второго эшелона и 18 для третьего эшелона при инфляции в 6%. А наши золотовалютные резервы вкладываются под ставку 1-2,5% - то есть мы занимаем средства гораздо дороже, чем сами вкладываем

Общий внешний долг России на 1 января 2012 года – 545 млрд $

Отношение ГОс Долга к ВВП – 11,2%

Рост частных долгов связан с благоприятной конъюнктурой на мировых финансовых рынках, где пока господствуют низкие процентные ставки и инвесторы проявляются интерес к эмитентам долговых обязательств с развивающихся рынков, предлагающим более высокую доходность. Самим эмитентам занятые таким образом средства обходятся дешевле, нежели взятые в долг на российском финансовом рынке.

Здесь следует сделать оговорку о том, что все не так хорошо, и сказать, что, во-первых, подлинным показателем роста доверия инвесторов является не одалживание денег под процент, а осуществление прямых инвестиций, а, во-вторых, состояние частного сектора, особенно банковской системы, которая качественно не реформируется, вызывает опасения с точки зрения нашей кредитоспособности. Пока что частный сектор одалживается по хватательному принципу, мало задумываясь о том, как отдавать долги.