logo search
Гурова 2008 - Мировая экономика / мировая экономика2008

2.2. Система национальных счетов

В современном мировом хозяйстве макроэкономические пока­затели рассчитываются на основе системы национальных счетов (СНС) (System of National Accounts — SNA). Она представляет со­бой всеобъемлющую концептуальную модель, разработанную со­вместно ООН, Комиссией Европейских сообществ, Международ­ным валютным фондом, ОЭСР и Всемирным банком, которая ус­танавливает стандарты международной статистики для измерения рыночной экономики. Система национальных счетов состоит из целостного набора макроэкономических счетов, балансов и таб­лиц, основанных на понятиях, определениях, классификациях и правилах учета, которые были согласованы на международном уровне. Их целостное использование обеспечивает учетную мо­дель, в рамках которой экономические данные могут быть пред­ставлены в формате, удобном для экономического анализа, при­нятия решений и формирования политики.

Система национальных счетов была введена в 1953 г., однако с учетом изменений в рыночной экономике и экономических отно­шениях были приняты новые редакции в 1968 и 1993 гг. Усиление процессов глобализации и новые экономические явления ставят на повестку дня необходимость обновления действующей в насто­ящее время версии системы национальных счетов, принятой в 1993 г. (SNA — 93); работу в этом направлении ведет Статистиче­ский отдел ООН (United Nations Statistics Division).

Согласно CHC субъектом хозяйственной деятельности являет­ся институциональная единица. Это экономическая единица, спо­собная обладать активами, принимать обязательства, осуществлять полный спектр экономических операций, действуя от собственно­го имени. В этом качестве могут выступать физические и юриди­ческие лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами. Согласно методологии системы националь­ных счетов институциональные единицы группируются в институ­циональные секторы на основе их функций, особенностей поведе­ния и целей.

Классификация институциональных секторов характеризует институциональную структуру современного мирового хозяйства. Она выделяет пять секторов:

  1. нефинансовые корпорации — это корпорации, основная де­ятельность которых заключается в производстве рыночных това­ров и нефинансовых услуг;

  2. финансовые корпорации — это корпорации, вовлеченные в финансовое посредничество или вспомогательную финансовую деятельность, которая тесно связана с финансовым посредниче­ством;

  1. правительственный сектор — это совокупность всех институ­циональных единиц, которые дополнительно к их функции полити­ческой ответственности и экономического регулирования произво­дят основные нерыночные услуги (товары) для индивидуального или коллективного потребления, а также осуществляют перерас­пределение дохода и национального богатства. Он состоит из госу­дарственных учреждений, представляющих собой единый тип юридических лиц и имеющих законодательные, судебные или ис­полнительные полномочия по отношению к другим институцио­нальным единицам на территории определенной страны;

  2. некоммерческие институты — это организации, созданные с целью производства товаров и услуг, статус которых не позволяет им быть источником дохода, прибыли или другой финансовой вы­годы для тех институциональных единиц, которые учредили, конт­ролируют или финансируют их. Часть таких организаций суще­ствует отдельно от правительственного сектора, но находится под контролем государства и основную часть финансирования получа­ет из государственного бюджета. Некоммерческие институты, как государственные, так и негосударственные, могут быть вовлечены в рыночное производство и устанавливать цены на основе своих производственных затрат, имеющих достаточно высокий уровень, чтобы оказывать влияние на спрос на их услуги. Некоммерческие организации, не вовлеченные в рыночное производство, не спо­собны приносить какую-либо финансовую выгоду и получают средства из других источников, нежели продажи, направленные на покрытие их производственных затрат либо деятельности. Выде­ляют также некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Они предоставляют населению товары или услуги бес­платно либо по ценам, которые с экономической точки зрения не­значительны;

  3. домохозяйство — это небольшая группа индивидов, прожи­вающих совместно, объединяющих весь или часть своего дохода и богатства и коллективно потребляющих определенные виды това­ров и услуг, главным образом жилище и продукты питания.

Институциональные единицы осуществляют свою основную деятельность на территории определенных стран и имеют опреде­ленную национальную принадлежность, для обозначения которой используется такое понятие, как «резидентство». Резиденты эконо­мики — это экономические субъекты: домохозяйства и индивиды, ведущие хозяйство; предприятия (корпорации и квазикорпорации, например филиалы прямых инвесторов-нерезидентов); не­коммерческие организации; правительственные организации, центр экономических интересов которых сосредоточен в данной стране. Соответственно нерезидентами страны выступают те экономиче­ские субъекты, хозяйственные интересы которых сосредоточены за ее пределами.

Центр экономического интереса институциональной единицы располагается в той стране, на экономической территории которой она имеет определенное местоположение, которым она владеет или намерена продолжать владеть для осуществления экономической деятельности или сделок значительного масштаба бесконечно долго либо в определенный, недостаточно продолжительный про­межуток времени. Понятие «резидент» в отличие от понятия « гражданин» имеет экономическое содержание. Как правило, к числу резидентов относятся экономические субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны независимо от их гражданства и принадлежности капитала; а к числу нерезиден­тов — экономические субъекты, постоянно находящиеся на тер­ритории иностранного государства. Современная мировая эконо­мика характеризуется ростом международных экономических отношений между странами; это хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами различных стран.

Совокупная деятельность институциональных секторов эконо­мики находит отражение в таком макроэкономическом показате­ле, как валовой внутренний продукт. ВВП — это измеритель эко­номической деятельности страны в определенный промежуток времени. Он показывает, какое количество товаров и услуг произ­ведено на экономической территории в виде добавленной стоимо­сти, т. е. тех товаров и услуг, которые не были потреблены для про­изводства других товаров и услуг. Он может рассчитываться как в текущих ценах (номинальный ВВП), так и в постоянных ценах (ре­альный ВВП). Реальный ВВП, рассчитанный в постоянных ценах, показывает действительный рост хозяйственной деятельности, свободный от влияния изменения текущих цен (инфляции). Темп изменения ВВП в постоянных ценах служит инструментом для из­мерения экономического роста страны, поэтому ВВП — наиболее важный агрегированный показатель национальных счетов и вклю­чен в Стандарт распространения данных Международного валют­ного фонда.

Для исчисления ВВП используется три метода на основе:

Произведенный ВВП Германии в 2003 г., млрд. евро

Произведенный ВВП — это сумма валовой добавленной стоимос­ти, произведенная всеми производителями-резидентами, плюс все чистые косвенные налоги, т. е. косвенные налоги, например налог на добавленную стоимость и акциз, за вычетом субсидий. Определе­ние произведенного ВВП осуществляется посредством суммирова­ния добавленной стоимости всех производителей, рассчитываемой как разница между стоимостью всех произведенных товаров и услуг (выпуск, объем производства) и промежуточным потреблением, с добавлением чистых налогов на продукт (табл. 2.3). Объем произ­водства (выпуск) состоит из тех товаров и услуг, которые произведе­ны предприятием для продажи и потребления за его пределами, а также для собственного конечного потребления, а промежуточное потребление — из стоимости товаров и услуг, потребленных в про­цессе производства, за исключением основных фондов, потребле­ние которых учитывается как потребление основного капитала. Промежуточное потребление означает, что товары или услуги ис­пользованы в производственном процессе либо преобразованы в другой продукт.

Таблица 2.3

Объем производства

3 754,5

-

Промежуточное потребление

1 840,0

=

Валовая добавленная стоимость

1 914,5

+

Налоги за вычетом субсидий на продукты

213,7

=

Валовой внутренний продукт

2128,2

Источники: Federal Statistical Office Germany; http://www.destatis.de/presse/English/abisz/bip.htm.

Использованный ВВП представляет собой совокупные конечные расходы, включающие расходы правительственного сектора, домохозяйств, некоммерческих организаций, обслуживающих домаш­ние хозяйства, финансовых и нефинансовых предприятий, а также чистый экспорт, т. е. баланс внешней торговли страны товарами и услугами (экспорт минус импорт). Использованный ВВП учитывает расходы институциональных секторов посредством суммирования всех расходов на конечное потребление товаров и услуг, т. е. расходы на конечное потребление домашних хозяйств и государственных уч­реждений, валовое накопление капитала, включающее валовое на­копление основного капитала и изменение запасов материальных оборотных средств, характеризующее частные инвестиции, а также чистый экспорт (табл. 2.4). Он характеризует совокупный макро­экономический спрос:

где Y - валовой внутренний продукт;

С - потребление домашних хозяйств;

I - частные инвестиции;

G — государственные расходы;

Хп — чистый экспорт.