logo
лекции дневн отд

3. Этап нововведений.

Он характеризуется присутствием уже всех четырех факторов конкурентного преимущества во многих отраслях, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. При этом увеличивается количество отраслей, которые имеют возможность конкурировать на мировом уровне. В связи с ростом личных доходов населения и внутренней конкуренции, которая играет стимулирующую роль, потребительский спрос становится разнообразнее.

На этой стадии полный «ромб» имеется в целом ряде отраслей. Работают все детерминанты, и их взаимодействие максимально. Эта стадия называется «движимой инновациями», потому что фирмы не только получают методы и технологии других наций, но и создают свои оригинальные технологии.

Факторные условия делают конкурентное преимущество все более редким. Недостаток отдельных факторов стимулирует инновации, возникают новые механизмы создания развитых и специализированных факторов и их постоянного совершенствования.

Фирмы на инновационной стадии экономики конкурируют на мировых рынках в более дифференцированных сегментах промышленности. Они продолжают конкурировать по цене, но на базе высокой производительности труда. Чувствительные по цене, менее сложные сегменты они постепенно уступают другим странам. Фирмы конкурируют на базе собственных глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями наряду с растущей репутацией марки за границей. В тех отраслях, где структура благоприятствует разрыву стоимостной цепочки, создается зарубежное производство – либо для сокращения издержек, либо для восполнения отдельных недостатков внутреннего «ромба». Таким образом, инновационная стадия является одним из этапов значительного прямого зарубежного инвестирования.

Обычно некоторые отрасли промышленности страны опережают другие в переходе к инновационной стадии, получив конкурентные преимущества более высокого класса. Совершенствование распространяется на другие отрасли. На инновационной стадии экономика обладает наибольшей сопротивляемостью по отношению к внешним событиям и макроэкономическим колебаниям, особенно когда страна обретает способность расширять «кластеры». Промышленность менее уязвима к ценовым шокам и движению курсов валют, поскольку она конкурирует на основе технологии и дифференциации продукции. Глобализация стратегии фирм создает дополнительный буфер против таких колебаний. Умножение числа процветающих фирм уменьшает зависимость от одного конкретного сектора.

Для инновационной экономики характерна также укрепляющаяся международная позиция по ряду передовых услуг, отражающих совершенствование конкурентных преимуществ в промышленности. Все движимые инновациями экономики имеют более высокую долю внутренних услуг, чем страны на более ранней стадии развития. Однако будет ли у страны широкая база для международной конкурентоспособности в услугах, зависит от ряда факторов, в том числе от развития поддерживающих отраслей. Там, где запрещена коммерческая реклама по телевидению (например, в Германии), фирмам труднее выйти на мировой рынок.

Роль государства на этой стадии заметно отличается от предыдущих. Побудительные толчки к инновации, способность это делать и сигналы, в каком направлении идти, должны в основном исходить от частного сектора. Экономика расширяется, и государство не может уследить за каждой уже существующей и вновь создаваемой отраслью, как и за связями между ними. Усилия государства должны направляться на косвенное стимулирование. В создании факторов лидирующую роль должны играть фирмы.

Великобритания, например, вышла на инновационную стадию в первой половине XIX в. США, Германия и Швеция – XIX–XX вв., Италия и Япония – только в 1970-е гг.