logo
лекции дневн отд

Конкурентный ромб Майкла Портера.

 Конкурентоспособность – вот чем в первую очередь озабочены правительства и промышленные круги любой страны. Почему именно в данной стране соответствующая отрасль добилась успеха в международной конкуренции? Иначе говоря, почему фирмы, базирующиеся в данной стране, могут создать и удерживать конкурентное преимущество по отношению к лучшим зарубежным фирмам в своей отрасли? И почему в одной стране зачастую собраны сразу несколько лидеров в какой-либо отрасли промышленности?

Ответы на эти вопросы очень важны для фирм, которым приходится конкурировать на рынках, становящихся все в большей и большей степени международными. Руководство фирмы должно четко представлять, какие национальные особенности страны определяют способность (или неспособность) фирмы создать и удерживать конкурентное преимущество на международном уровне. Этот же вопрос одновременно является одним из решающих для процветания всей нации. Майкл Портер смог объяснить роль, которую играют экономическая среда, учреждения и политика страны в обеспечении успеха фирм этой страны, и сформулировать, что же такое преимущество страны в конкурентной борьбе, то есть объяснить свойства нации, являющиеся предпосылкой успеха национальной промышленности в международной конкуренции. Теория М. Портера была применена на практике такими странами, как США, Австралия, Новая Зеландия. В 1990-х гг. она стала основой государственных рекомендаций для повышения конкурентоспособности продукции этих стран на мировом рынке.

Итак, в 1990 г. профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер выпустил монографию «Конкурентные преимущества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей – «конкурентного ромба». Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы.

«Конкурентный ромб» Майкла Портера состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

1. Условия факторов производства, их качества и степени специализации:

  1. Природные ресурсы

  2. Человеческие ресурсы

  3. Финансовые ресурсы

  4. Физическая инфраструктура

  5. Административная инфраструктура

  6. Информационная инфраструктура

  7. Научно-исследовательский потенциал

  8. Доступность инновационных технологий

2. Условия стратегического развития и конкуренции:

9. Инвестиционный климат и политика региональных властей

10. Свобода конкуренции

          3. Условия спроса:

11. Наличие местных заказчиков

12. Наличие уникальных потребностей клиентов

13. Специализированный спрос на продукцию на глобальном (международном) рынке

4. Смежные (профильные) и обслуживающие (вспомогательные) отрасли:

                14. Наличие квалифицированных поставщиков

                15. Наличие эффективных обслуживающих (вспомогательных) отраслей.

Конкурентоспособность каждой страны на мировой арене определяется этими взаимосвязанными группами факторов.