logo
лекции дневн отд

Конкурентоспособность национальных экономик.

Конкуренция на любом уровне играет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).

Формы и методы международной конкуренции со временем претерпевают изменения. На международном уровне в ХХ веке постепенно произошел переход от свободной конкуренции к монополистической (олигополистической) конкуренции. Особенность современной конкуренции заключается в том, что произошло смещение от ценовой к неценовой конкуренции (соперничество за достижение наиболее высокого качества товаров и услуг). Важным средством конкуренции стала политика интенсивного внедрения в производство различных нововведений, изобретений, промышленных образцов. Но самым важным событием в эволюционном развитии мировой экономики в течение XX столетия явилась интернационализация конкуренции во многих ее сферах — не только в обрабатывающих отраслях, но и — во все возрастающих размерах — также в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

Конкурентоспособность национальной экономики — многоаспектное понятие.

Конкурентоспособность национальной экономики (КНЭ) – показатель того, насколько эффективно страна, по сравнению с другими странами, использует свои экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности для производства товаров и услуг, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

КНЭ — это и конкурентоспособность системы государственного и общественного устройства страны, и политико-правового устройства и регулирования всех сторон жизни общества; это и способность государства обеспечить устойчивое, динамичное развитие национальной экономики, а соответственно и материальное благосостояние членов общества, не уступающее "мировым стандартам".

Иначе говоря, чтобы достичь состояния КНЭ, необходимо создать конкурентоспособное общество. Именно в этом смысле за последнее время утверждается понятие "конкурентоспособность страны".

Любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычно только ей присущий набор конкурентных преимуществ. К ним могут относиться: уровень производительности труда тех или иных отраслей; квалификация производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп предприятий; качество и технический уровень производимых изделий; управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и многое другое.

Задача государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и подталкивать национальных производителей к увеличению своей конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики государство не наделено функцией управления конкурентоспособностью даже по отношению к отраслям и предприятиям государственного сектора, где эта функция носит усеченный характер. Государство не управляет конкурентоспособностью, а воздействует на нее с помощью различных мер и средств регулирования — законодательных, подзаконных актов, правительственных постановлений, экономических рычагов. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственных производителей. Именно от фирм-производителей, их умения работать на рынке, целенаправленности в делах зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности для поддержания КНЭ.

Для более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике применяется рейтинг конкурентоспособности, разработанный Международным институтом развития управления.Подробный рапорт с рейтингом публикуется ежегодно с 1980 г., а содержащиеся в нем данные часто являются предпосылкой для при­нятия инвестиционных решений.

Рейтинг конкурентоспособности 47 стран определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 300 показателей сгруп­пированы в восемь агрегированных факторов:

1) экономический потенциал и темпы роста экономики;

2) эффективность промышленного производства;

3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

4) участие в международном разделении труда;

5) динамичность и емкость внутреннего рынка;

6) гибкость финансовой системы;

7) воздействие государственного регулирования экономики;

8) уровень квалификации трудовых ресурсов;

9) обеспеченность трудовыми ресурсами;

10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация

Около 2/3 критериев рассчитывается на базе статистических дан­ных, 1/3 получается по оценкам аналитиков, экспертов и опросам руководителей крупных корпораций.

Оценки касаются не всех стран, а только промышленно развитых, некоторых развивающихся (прежде всего новых индустриальных), а также стран с переходной экономикой.Эти страны ранжируются по количеству баллов по специальной методике. Сумма баллов сви­детельствует не только об уровне развития производительных сил, но и способности страны гибко реагировать на изменения в миро­вой экономике.

Место России в рейтинге ВЭФ за 2011-2012 год снизилось с 63 на 66 место, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС (группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия,Россия,Индия,Китай,Южно-Африканская Республика). Соседями России в списке на этот раз оказались Вьетнам (65 место) и Перу (67 место). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество здравоохранение и начальное образование, эф­фективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и технологический уровень. Именно кардинальные улучшения в макроэкономической сфере (рост на 35 позиций — с 79 до 44 места) позволили России не упасть в рейтинге еще более зна­чительно. Существенные изменения произошли в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России. Как и в прошлом году, основным барьером представители бизнеса назвали коррупцию, а прошлогодние проблемы с доступом к финансированию и налоговым регулиро­ванием уступили первые места таким барьерам для бизнеса как неэффективность государст­венного аппарата и преступность. Россия продолжает оставаться в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка, инфляция, бремя государственного регулирова­ния. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимущест­вами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное выс­шее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (44), Азербайджан (55) и Латвию (64).