Конкурентоспособность национальных экономик.
Конкуренция на любом уровне играет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).
Формы и методы международной конкуренции со временем претерпевают изменения. На международном уровне в ХХ веке постепенно произошел переход от свободной конкуренции к монополистической (олигополистической) конкуренции. Особенность современной конкуренции заключается в том, что произошло смещение от ценовой к неценовой конкуренции (соперничество за достижение наиболее высокого качества товаров и услуг). Важным средством конкуренции стала политика интенсивного внедрения в производство различных нововведений, изобретений, промышленных образцов. Но самым важным событием в эволюционном развитии мировой экономики в течение XX столетия явилась интернационализация конкуренции во многих ее сферах — не только в обрабатывающих отраслях, но и — во все возрастающих размерах — также в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.
Конкурентоспособность национальной экономики — многоаспектное понятие.
Конкурентоспособность национальной экономики (КНЭ) – показатель того, насколько эффективно страна, по сравнению с другими странами, использует свои экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности для производства товаров и услуг, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
КНЭ — это и конкурентоспособность системы государственного и общественного устройства страны, и политико-правового устройства и регулирования всех сторон жизни общества; это и способность государства обеспечить устойчивое, динамичное развитие национальной экономики, а соответственно и материальное благосостояние членов общества, не уступающее "мировым стандартам".
Иначе говоря, чтобы достичь состояния КНЭ, необходимо создать конкурентоспособное общество. Именно в этом смысле за последнее время утверждается понятие "конкурентоспособность страны".
Любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычно только ей присущий набор конкурентных преимуществ. К ним могут относиться: уровень производительности труда тех или иных отраслей; квалификация производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп предприятий; качество и технический уровень производимых изделий; управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и многое другое.
Задача государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и подталкивать национальных производителей к увеличению своей конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики государство не наделено функцией управления конкурентоспособностью даже по отношению к отраслям и предприятиям государственного сектора, где эта функция носит усеченный характер. Государство не управляет конкурентоспособностью, а воздействует на нее с помощью различных мер и средств регулирования — законодательных, подзаконных актов, правительственных постановлений, экономических рычагов. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственных производителей. Именно от фирм-производителей, их умения работать на рынке, целенаправленности в делах зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности для поддержания КНЭ.
Для более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике применяется рейтинг конкурентоспособности, разработанный Международным институтом развития управления.Подробный рапорт с рейтингом публикуется ежегодно с 1980 г., а содержащиеся в нем данные часто являются предпосылкой для принятия инвестиционных решений.
Рейтинг конкурентоспособности 47 стран определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 300 показателей сгруппированы в восемь агрегированных факторов:
1) экономический потенциал и темпы роста экономики;
2) эффективность промышленного производства;
3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;
4) участие в международном разделении труда;
5) динамичность и емкость внутреннего рынка;
6) гибкость финансовой системы;
7) воздействие государственного регулирования экономики;
8) уровень квалификации трудовых ресурсов;
9) обеспеченность трудовыми ресурсами;
10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация
Около 2/3 критериев рассчитывается на базе статистических данных, 1/3 получается по оценкам аналитиков, экспертов и опросам руководителей крупных корпораций.
Оценки касаются не всех стран, а только промышленно развитых, некоторых развивающихся (прежде всего новых индустриальных), а также стран с переходной экономикой.Эти страны ранжируются по количеству баллов по специальной методике. Сумма баллов свидетельствует не только об уровне развития производительных сил, но и способности страны гибко реагировать на изменения в мировой экономике.
Место России в рейтинге ВЭФ за 2011-2012 год снизилось с 63 на 66 место, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС (группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия,Россия,Индия,Китай,Южно-Африканская Республика). Соседями России в списке на этот раз оказались Вьетнам (65 место) и Перу (67 место). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество здравоохранение и начальное образование, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и технологический уровень. Именно кардинальные улучшения в макроэкономической сфере (рост на 35 позиций — с 79 до 44 места) позволили России не упасть в рейтинге еще более значительно. Существенные изменения произошли в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России. Как и в прошлом году, основным барьером представители бизнеса назвали коррупцию, а прошлогодние проблемы с доступом к финансированию и налоговым регулированием уступили первые места таким барьерам для бизнеса как неэффективность государственного аппарата и преступность. Россия продолжает оставаться в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка, инфляция, бремя государственного регулирования. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.
Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (44), Азербайджан (55) и Латвию (64).
- Современное мировое хозяйство: понятие, структура и основные показатели развития. Формирование и этапы развития мирового хозяйства.
- Основные понятия.
- Субъекты мирового хозяйства
- Государство.
- Транснациональные компании (тнк)
- Международные экономические организации.
- Региональные интеграционные объединения.
- Основные показатели развития мирового хозяйства
- Подсистемы мирового хозяйства. Критерии классификации стран.
- Классификация стран мировой экономики.
- Формирование и этапы развития мирового хозяйства.
- Международное разделение труда и интернационализации хозяйственной жизни. Регионализация мировых хозяйственных связей.
- Международное разделение труда (мрт)
- Уровни развития мрт.
- Мрт и интернационализация национальных хозяйств.
- Регионализация мировых хозяйственных связей.
- Глобализация мировых хозяйственных связей.
- Понятие глобализации
- Характерные признаки процесса глобализации
- Факторы, влияющие на процесс развития процесса глобализации
- Показатели степени глобализации мирового хозяйства.
- Показатели движения ипк (иностранного предпринимательского капитала).
- Показатели внешнеторгового обмена.
- Показатели движения ссудного капитала.
- Движение рабочей силы.
- Последствия процесса глобализации.
- Положительные стороны глобализации
- Отрицательные стороны глобализации
- Конкурентоспособность государств на мировом рынке.
- Конкурентоспособность национальных экономик.
- Конкурентный ромб Майкла Портера.
- 1. Условия факторов производства.
- 2. Условия спроса.
- 3. Состояние профильных и вспомогательных отраслей.
- 4. Стратегия фирм, их структура и соперничество
- 5. Случай и государство.
- Стадии конкурентного развития стран
- 1. Этап факторов производства.
- 2. Этап инвестиций.
- 3. Этап нововведений.
- 4. Этап богатства.
- Международное финансирование
- Общая характеристика международного финансирования
- Центры международного финансирования.
- Влияние международного движения капитала на мировую экономику.
- Организационная (институциональная) структура мировой финансовой системы
- Характеристика основных рынков ссудного капитала
- Предпринимательские формы движения капиталов.
- Современные тенденции миграции капитала
- Национальная экономическая безопасность
- Открытость экономики
- Экономическая безопасность национальной экономики Определение понятия «Экономическая безопасность»
- Возможные угрозы национальной экономической безопасности.
- Методы снижения экономической зависимости национальной экономики
- Международная торговая политика Политика свободной торговли и протекционизм.
- Таможенные тарифы
- Нетарифные барьеры
- Платежный и торговый баланс страны
- Закономерности развития мировой торговли.
- Международные валютные отношения
- Понятие и основные категории международных валютных отношений
- Виды валют
- Валютный курс
- Факторы, влияющие на колебание валютного курса.
- Валютный рынок
- Государственное регулирование международных валютных отношений
- Валютная политика государства
- Мировая валютная система.
- Этапы развития международной валютной системы.