43. Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования
Внешняя задолженность – сумма финансовых обязательств страны иностранным кредиторам, подлежащих погашению в установленные сроки. На 2002г. внешний долг РФ составил 105 млрд. $ (2-е место после Бразилии), в 2003г. – выплата 15,5 млрд. $.
Способы погашения внешней задолженности:
-
Списание внешней задолженности: 100 млрд.$ было списано с наименее развитых стран.
-
Превращение краткосрочных государственных займов в единый долгосрочный займ обычно без процентов.
-
Замена ранее выпущенного займа новым – конверсия
-
Превращение долгосрочных обязательств в ценные бумаги местных компаний
-
Долги в обмен на нераспространение ядерного оружия (Северная Корея)
-
Долги в обмен на экологические нормы
-
Торговля долгами.
Организации, ответственные за решение урегулирования внешней задолженности:
-
«Парижский клуб» - 19 стран-кредиторов – 1956г. – кредиты по линии государства.
-
«Лондонский клуб» – частные банки – более 1000 банков и кредитных учреждений
-
МВФ
-
Группа всемирного банка МВРР
Парижский клуб стран-кредиторов (создан в 1956 г.) - межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран- крупнейших кредиторов. Это неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Его цель - пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60 процентов задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям. Кредиторы ведут переговоры с должниками “лицом к лицу” об условиях пересмотра внешних займов.
Вступление России в Парижский клуб (в 1997 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. - 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20. Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба (ее долг 18 млрд. долл.), Сирия (13,5 млрд.), Монголия (11,2 млрд.), Вьетнам, Ирак, Эфиопия, Йемен, Мозамбик, Сомали. Почти все эти государства - должники СССР имеют соглашения с Парижским клубом
Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не имеют государственных гарантий или страхования.
В начале 70-х годов коммерческие банки развитых стран предоставляли кредиты развивающимся странам, а те не проводили эффективное инвестирование в свою экономику, а фактически «проедали» данные средства. Тогда же разразился мировой долговой кризис. По причине невозврата крупных займов, коммерческие “проедали” данные средства. В этой ситуации Федеральная резервная система США предложила не доводить страны-должники до банкротства, а реструктурировать их задолженность в соответствии с условиями экономических реформ в этих странах. Для осуществления этой программы коммерческие банки объединились в Лондонский клуб.
Цели этой организации - разрешение проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности. Лондонский клуб в основном кредитовал развивающиеся и социалистические страны. Россия в списке должников занимает четвертое место после Бразилии, Мексики, Аргентины. Именно на этом рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции. В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что должником Лондонского клуба со стороны России будет выступать Внешэкономбанк. 44. Свободные экономические зоны в России.
Свободные экономические зоны в России (Находка, Сахалин, Янтарь) Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), и Сахалин способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. Сводная таблица СЭЗ в РФ представлена нами в Таблице 1 Приложении 1 СЭЗ «Находка» К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Находка". На территории свободной экономической зоны "Находка" зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В начале 2000 годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвестициями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции свободной экономической зоны в 2005 г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт. С российской стороны в создании предприятий с иностранными инвестициями принимают участие не только предприятия СЭЗ "Находка", но и привлекаются капиталы многих регионов России и государств СНГ. На территории осуществляются" проекты по организации и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Эти промышленные комплексы должны сыграть ключевое значение в индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка"). Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное время рассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало по ней специальные решения. В соответствии с регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых превышают 30%, установлены следующие льготы: - федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог - не более 3%; - прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли); - часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога. Административный комитет, который занимается вопросами регулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил к осуществлению новой, стратегии по ее развитию. Основным направлением этой стратегии стало создание в зоне ряда локальных свободных зон, которые должны способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата всей зоны, стимулировать организацию импортозамещения с использованием современных технологий, появление новых рабочих мест. Другим направлением новой стратегии должен стать ориентир на превращение Находки в центр переработки грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, уже сейчас можно говорить о позитивных результатах работы СЭЗ: сравнительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, создании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международных экономических связей Дальнего Востока и Сибири
- 1.Современное мировое хозяйство: сущность, возникновение и структура.
- 2. Международное разделение труда и других факторов производства
- 3.Мировая экономика и этапы ее развития.
- Конец 19 в. – начало пмв
- Настоящее время
- 4. Уровень экономического развития страны и показатели его определяющие.
- 5.Группы стран в мировой экономике.
- Основы теории международной торговли.
- Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- 7. Товарная и географическая структура международной торговли
- 8.Международная торговля услугами. Регулирование рынка услуг.
- 9. Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки.
- 10. Гатт/вто и ее роль в регулировании международной торговли.
- 11.Международное движение капитала сущность и формы.
- 12. Современные тенденции в вывозе капитала.
- 13.Международный рынок ссудных капиталов и его структура.
- 16. Современные формы освоения тнк мирового рынка.
- 17.Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 18. Международная миграция рабочей силы.Последствия международной миграции для экспортеров и импортеров рабочей силы
- 19.Регулирование международной миграции рабочей силы.
- 20. Механизмы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, тарифные методы
- 21.Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной
- 22. Международная экономическая интеграция: сущность и формы.
- 23. Ес: система управления, финансы и бюджет, структурная и региональная политика.
- 24.Особенности интеграции в Североамериканском регионе.
- 25.Взаимоотношения России с международными региональными интеграционными группировками
- 26.Особенности интеграции в меркосур.
- 27. Особенности интеграции в атр.
- 28. Ресурсы мирового хозяйства.
- 29. Мировая валютная система и этапы ее развития.
- 30. Валюта. Валютный курс и конвертируемость. Валютный рынок.
- 31. Мировые валютные и финансово-кредитные рынки.
- 32. Мвф: структура организации, основные принципы деятельности.
- 33. Группа Мирового банка: структура организации основные принципы деятельности.
- 34. Финансирование экспорта как метод торговой политики.
- 35. Классификация международных экономических организаций.
- 36. Специализированные экономические организации в системе оон: экосос, проон, юнктад, юнидо
- 37.Отраслевые Международные организации.: опек
- 38. Международные организации регионального и межрегионального характера: ебрр,оэср
- 39.Россия в системе современных мировых хозяйственных связей.
- 40. Роль России в международной торговле: конкурентные преимущества и недостатки России.
- 41. Участие России в международном движении капитала.
- 42. Лондонский и Парижский клубы: специфика их деятельности.
- 43. Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования
- 45.Свободные экономические зоны ,сущность и разновидности
- 46. Мировой рынок: этапы его эволюции и современная структура.
- 47.Международное регулирование мирового рынка труда: международные конвенции и мот.
- 48. Международное движение капиталов и его последствия для стран экспортеров и импортеров капитала
- 49. Влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли.
- 50. Теория конкурентных преимуществ страны м. Портера.
- 51.Прадокс Леонтьева, теорема Рыбчинского и их последствия для международной торговли.
- Теорема Рыбчинского
- 52. Международная торговля и ее сущность.Торговый баланс.
- 53. Международный рынок услуг и его структура.
- 54. Характерные черты тнк и их влияние на принимающие страны и страны базирования.
- 55.Инструменты государственного регулирования международной торговли(таможенные тарифы, нетарифные методы и формы стимулирования экспорта)
- 56. Статистические и динамические эффекты экономической интеграции.
- 57. Стратегия обеспечения эффекта международной торговли. Теория абсолютных и сравнительных приимуществ. Модель Хекшера-Олина-Самуэльсона
- 58. Современная модель международной специализации экономики России.
- 59. Понятие и виды международной миграции, рабочей силы, масштабы и направления.
- 60. Платежный и расчетные балансы.