logo
Мировая вопросы и ответы

25.Взаимоотношения России с международными региональными интеграционными группировками

В 90-е годы Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде всего, страны ЕС.

Россия и ЕС

Существуют две основные точки зрения на отношения России с ЕС. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на всемерное сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в тесный экономический союз. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. "О" Маастрихтского договора любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском Союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет означать для него "гибель, потерю управляемости, растворение".

Думается, что в ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более насущны вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного в середине 1994 г. и ратифицированного в конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе международного права, режим экономического взаимодействия, охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность компаний.

Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов товарооборота России.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

В соответствии с Соглашением отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС - ведущую программу предоставления субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предоставленных России в 1991-1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. экю (т. е. свыше 1 млрд. долл.). В целом Соглашение открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности.