8.Международная торговля услугами. Регулирование рынка услуг.
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др. В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги. Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг; ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала; вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.); вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения
- 1.Современное мировое хозяйство: сущность, возникновение и структура.
- 2. Международное разделение труда и других факторов производства
- 3.Мировая экономика и этапы ее развития.
- Конец 19 в. – начало пмв
- Настоящее время
- 4. Уровень экономического развития страны и показатели его определяющие.
- 5.Группы стран в мировой экономике.
- Основы теории международной торговли.
- Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- 7. Товарная и географическая структура международной торговли
- 8.Международная торговля услугами. Регулирование рынка услуг.
- 9. Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки.
- 10. Гатт/вто и ее роль в регулировании международной торговли.
- 11.Международное движение капитала сущность и формы.
- 12. Современные тенденции в вывозе капитала.
- 13.Международный рынок ссудных капиталов и его структура.
- 16. Современные формы освоения тнк мирового рынка.
- 17.Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 18. Международная миграция рабочей силы.Последствия международной миграции для экспортеров и импортеров рабочей силы
- 19.Регулирование международной миграции рабочей силы.
- 20. Механизмы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, тарифные методы
- 21.Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной
- 22. Международная экономическая интеграция: сущность и формы.
- 23. Ес: система управления, финансы и бюджет, структурная и региональная политика.
- 24.Особенности интеграции в Североамериканском регионе.
- 25.Взаимоотношения России с международными региональными интеграционными группировками
- 26.Особенности интеграции в меркосур.
- 27. Особенности интеграции в атр.
- 28. Ресурсы мирового хозяйства.
- 29. Мировая валютная система и этапы ее развития.
- 30. Валюта. Валютный курс и конвертируемость. Валютный рынок.
- 31. Мировые валютные и финансово-кредитные рынки.
- 32. Мвф: структура организации, основные принципы деятельности.
- 33. Группа Мирового банка: структура организации основные принципы деятельности.
- 34. Финансирование экспорта как метод торговой политики.
- 35. Классификация международных экономических организаций.
- 36. Специализированные экономические организации в системе оон: экосос, проон, юнктад, юнидо
- 37.Отраслевые Международные организации.: опек
- 38. Международные организации регионального и межрегионального характера: ебрр,оэср
- 39.Россия в системе современных мировых хозяйственных связей.
- 40. Роль России в международной торговле: конкурентные преимущества и недостатки России.
- 41. Участие России в международном движении капитала.
- 42. Лондонский и Парижский клубы: специфика их деятельности.
- 43. Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования
- 45.Свободные экономические зоны ,сущность и разновидности
- 46. Мировой рынок: этапы его эволюции и современная структура.
- 47.Международное регулирование мирового рынка труда: международные конвенции и мот.
- 48. Международное движение капиталов и его последствия для стран экспортеров и импортеров капитала
- 49. Влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли.
- 50. Теория конкурентных преимуществ страны м. Портера.
- 51.Прадокс Леонтьева, теорема Рыбчинского и их последствия для международной торговли.
- Теорема Рыбчинского
- 52. Международная торговля и ее сущность.Торговый баланс.
- 53. Международный рынок услуг и его структура.
- 54. Характерные черты тнк и их влияние на принимающие страны и страны базирования.
- 55.Инструменты государственного регулирования международной торговли(таможенные тарифы, нетарифные методы и формы стимулирования экспорта)
- 56. Статистические и динамические эффекты экономической интеграции.
- 57. Стратегия обеспечения эффекта международной торговли. Теория абсолютных и сравнительных приимуществ. Модель Хекшера-Олина-Самуэльсона
- 58. Современная модель международной специализации экономики России.
- 59. Понятие и виды международной миграции, рабочей силы, масштабы и направления.
- 60. Платежный и расчетные балансы.