Российско-японские отношения в послевоенные годы и в настоящее время
-
Политические отношения между СССР и Японией были отравлены не только отсутствием Мирного договора и военным присутствием США в Японии, но и проблемой "северных территорий", на "возвращении" которых настаивает японская сторона. Неурегулированность политических отношений между двумя странами не всегда сказывалась на экономических связях между ними (в значительной степени благодаря параллельной "неофициальной" политике деловых кругов Японии, игнорировавших недовольство Вашингтона по этому поводу). В развитии экономического сотрудничества между двумя странами были заинтересованы не связанные с американским рынком фракции японского капитала, рыболовные круги и левонастроенная общественность. Сказывалось также и стремление Токио к диверсификации источников сырья: были заключены официальные Генеральные многолетние Соглашения на разработку угольных, лесных и рудных ресурсов Сибири с участием японского капитала. Однако ряд перспективных проектов был торпедирован по политическим причинам: проект нефтепровода Тюмень-Находка был похоронен под давлением Пекина, проект снабжения Японии электроэнергией с мощных ТЭС на Сахалине встретил противодействие со стороны УНО, посчитавшего его угрожающим национальной безопасности. Одной из главных целей строительства БАМа было расширение транспортировки сырья из Сибири в Японию, однако за годы его постройки из-за повышения мировых цен на сырье Япония перестроила свою промышленность на малосырьевые технологии. В условиях неурегулированности политических проблем между двумя странами, могущественная проамериканская буржуазия при поддержке Вашингтона препятствовала укреплению просоветского бизнеса. С обострением советско- американских отношений на рубеже 70-80 гг. Япония пошла на целенаправленное свертывание экономического сотрудничества с СССР и потеряла ведущее место в торговле Москвы с капиталистическими странами. Самым тяжелым годом в отношениях двух стран был 1977 г., когда СССР вслед за четырьмя десятками других государств ввел 200-мильную экономическую зону территориальных вод вдоль своего побережья. Япония, первая рыболовная держава планеты (1,1% ее ВНП), потеряла возможность бесплатного лова в этой зоне около 1 млн. тонн рыбы. Однако проблема для Японии осложнялась тем, что признание советской экономической зоны вокруг Южнокурильских "северных территорий" на практике означала бы и признание с ее стороны принадлежности этих островов Советскому Союзу. Поэтому все политические силы Японии, от неофашистов до коммунистов, объединились в борьбе за эти территории. В результате сложных дипломатических маневров, имевших целью "сохранение лица", Токио пошел на заключение рыболовной Конвенции 1977 г., согласно которой японские рыбаки, вылавливавшие ранее в 200-мильной зоне вокруг советского побережья 1,7 млн. тонн рыбы бесплатно, отныне получали право вылова 0,7 млн. тонн за оплату. Условия конвенции способствовали сохранению и воспроизводству рыбных ресурсов в дальневосточных водах. С распадом СССР Российское Правительство возлагало определенные надежды на экономическую поддержку курса на реформы со стороны Японии. Симпатизируя в принципе рыночным преобразованиям в России, Токио в свою очередь ожидал от Москвы территориально-политических уступок (возвращения "северных территорий") и благоприятного для бизнеса инвестиционного климата. Поскольку ни одно из этих пожеланий японской стороны не выполнено, политические отношения двух стран остаются сдержанными, а экономические связи явно не соответствующими возможному потенциалу сотрудничества.
-
В настоящее время отношения РФ и Японии обострились. 1 ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства. Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации. В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России. 2 ноября министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил, что глава японской миссии в России «временно» вернётся в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. В то же время запланированная встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая должна была состояться 13—14 ноября, отменена не была. Также 2 ноября появилась информация, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова.
-
- 1. Англо-американская школа геополитики
- 2.Борьба с терроризмом как новая геополитическая парадигма: модель «управляемого хаоса»
- 3.Вестернизация, или особый путь модернизации. Понятие демократии
- Влияние религиозных и этнических факторов на внешнюю политику
- Внешние геополитические концентры и сектора России. Основные направления взаимоотношений между Россией и Западом
- Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и нефть.
- Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и газ.
- Приоритеты европейской геополитики и атлантическая стратегия сша
- Геополитическая ситуация в африканском регионе
- Геополитическая ситуация и внешняя политика ссср в 80-е годы. Политические и экономические причины распада ссср. Россия после распада ссср.
- Геополитическое положение Российской Федерации на современном этапе: особенности, проблемы, динамика развития
- Геостратегический вызов азиатско-тихоокеанского региона
- Глобализация и новый миропорядок
- Глобализация экологических проблем
- Дипломатия: роль и основные функции
- Европа в системе мировых геополитических отношений
- Европейская интеграция и создание межгосударственных организационных структур (Европарламент, Суд ес, Совет Европы, пост Президента ес)
- Идеология в постконфрактационном мире. Противостояние идеологических систем
- Изменение места и роли национального государства в современном мире
- Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику
- История отношений стран Восточной Европы с Россией. Геополитические интересы России и дипломатия в Восточной Европе. Перспективы восточно-европейской политики России
- История развития и основные принципы современной системы международных отношений
- Континентально-европейская школа геополитики
- Конфликт идеологий и образование «трёх миров»
- Кризис евроцентристского мира (конец XIX – начало хх века)
- Международная система и основные вехи её эволюции. Внешняя политика
- Место войн и конфликтов в жизни мирового сообщества. Сущность, причины и характер войн
- Место сша в современной системе геополитических отношений
- Механизм формирования внешней политики государства
- Модели мирового порядка и баланс сил
- Нато и безопасность России
- Национализм как идеология
- Национальные интересы и проблемы безопасности России
- Основные направления деятельности оон. Роль оон в современном мире. Реформирование оон
- Основные тенденции социального и политического развития в современном мире
- Основные формы и источники вооружённых конфликтов в современном мире
- Основные цели и приоритеты геостратегической линии сша на современном этапе. Политика сша в различных регионах мира
- Основные цели и приоритеты современной внешней политики. Особенность принятия геостратегических решений: традиции и современность
- Особенности геополитической ситуации в Азии: разнообразие политического, экономического и культурного развития государств Средней Азии
- Особенности социально-политического развития Запада в конце XIX – начале хх века
- Отношение между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом
- Перспектива развития снг и его роль в мировой политике
- Перспективы развития российско-китайских отношений
- Понятие «Геополитика», ее предмет и объект
- Превращение Востока в активного субъекта мирового сообщества
- Проблема соотношения индивидуальной свободы и демократии в современном мире
- Основные геополитические проблемы латиноамериканского региона
- Роль и место идеологии во внешней политике
- Российско-японские отношения в послевоенные годы и в настоящее время
- Взаимосвязи России со странами снг
- Русская школа геополитики. Основные периоды и направления
- 1)Славянофилы.
- 2)Милютинская геополитическая школа
- 3)Движение евразийцев
- Сверхдержавность и гегемонизм в новых геополитических условиях
- Система балансов и равновесие сил в современном мире
- Современная восточная Азия. Новая азиатская идея
- Современная геополитика: сущность и факторы формирования
- 56.Социал-дарвинизм и геополитика
- 57.Столкновение цивилизаций. Проблема единства в многообразии
- 58. Сущность внешней политики государства
- 59. Сущность глобальных проблем и вызовы человеческой цивилизации в конце 20 - начале 21 столетия
- Сущность и понятие цивилизации в современной геополитике
- Сущность и причины формирования евроцентристского мира
- Технологический и экономический прорыв развитой зоны мира
- Типология научных школ международных отношений: идеализм, политический реализм, марксизм
- Факторы социально-экономического развития Японии после второй мировой войны
- Факторы формирования и сущность традиционной геополитики
- Формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства и его влияние на политику государств
- Формирование единого мирового пространства. Сущность, проблемы, перспективы
- Формы территориальной организации общества и виды территорий
- Ценности органических культур как основа восточной демократии
- Центростремительные тенденции в мировой политике