Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и нефть.
-
Мировая экономическая обстановка после знаменитого нефтяного шока 70-х гг. прочно утвердила лидирующее место энергоресурсов в мирохозяйственной системе и в мировой политике. Контроль и распределение энергоресурсов на протяжении трех с лишним десятилетий стали самым надежным инструментом влияния в международной политике. Несмотря на утверждение, будто природно-энергетические ресурсы исчерпают свое значение в постиндустриальном мире, тем не менее, движущей силой мировой экономки в ближайшей перспективе остаются нефть и газ.
-
Уровень цен на главный мировой энергетический ресурс – это фактор перераспределения экономического и политического влияния в мире:
-
1) будучи инструментом глобального влияния, цены на нефть оказываются серьезным рычагом в руках стран-экспортеров – в первую очередь государств Ближнего Востока, среди которых лидирующее положение занимают Саудовская Аравия и Иран;
-
2) возникают предпосылки для новых витков международного противостояния, связанного с борьбой развитых стран-импортеров за контроль над энергоресурсами;
-
3) высокие цены на нефть способны придать дополнительный импульс экономическому росту в странах с переходной экономикой, получают шанс естественным путем приблизиться к «клубу сильных»;
-
4) экономики ведущих держав, подавляющее большинство которых импортируют нефть, несколько ослабли, и в этом контексте высокие цены на нефть также ведут к изменению баланса сил в мировой экономике.
-
В последние три десятилетия большую часть нефти, поступавшую на мировой рынок, добывали частные компании (часто - транснациональные). Примерно 40% нефти добывали индустриально развитые государства, входящие в Организацию Экономического Сотрудничества и РазвитияOECD, которые обеспечивали и львиную долю капиталовложений.
-
Однако в будущем ситуация кардинально изменится. По оценкам Международного Энергетического Агентства International Energy Agency, в ближайшие 20 лет до 90% нефти, добываемой из новых месторождений, будет поступать из развивающихся стран. Причем большая часть инвестиций будет приходиться на долю нефтяных компаний, либо напрямую принадлежащих государствам, либо контролируемых ими.
-
Исследовательский Baker Institute опубликовал исследование о настоящем и будущем государственных нефтяных структур. По его данным, в 2005 году эти компании контролируют 10% мировых запасов нефти. Дополнительно к этому, еще 6% мировых запасов нефти принадлежат фирмам, которые находятся под косвенным контролем государств (либо государства владеют значительными пакетами их акций, либо назначают топ-менеджеров и пр.). Для сравнения, частные энергетические корпорации, акции которых находятся в свободной продаже на мировых финансовых рынках, контролируют менее 10% мировых запасов. Бюллетень Petroleum Intelligence Weekly в 2006 году опубликовал рейтинг крупнейших нефтяных компаний мира, ранжировав их на основе объемов разведанных запасов "черного золота". В первую двадцатку вошли 14 государственных или полугосударственных компаний.
-
Дело в том, что большинство государств используют подконтрольные им энергетические компании в качестве инструмента достижения определенных социально-экономических и политических целей. В результате, компании обречены становиться менее эффективными - поскольку главная задача любого бизнеса - получение прибыли - в этой ситуации нивелируется или отходит на второй план. Отсутствие высоких прибылей, в свою очередь, уменьшает возможности государственных компаний в сфере привлечения заемных средств. С другой стороны, государственные и полугосударственные фирмы, как правило, имеют весьма тесные связи с властями. В результате, они становятся менее "прозрачными", многие назначения основываются на принадлежности к определенной властной группировке и т.д. Последствием этого становится неэффективный менеджмент и стагнация - частично именно этими факторами объясняется тот факт, что мировая нефтяная промышленность не поспевает за ростом потребления.
-
Университет РайсRice University показывает, что контролируемые государством структуры в своей деятельности ставят во главу угла нерыночные цели. К примеру, обычная компания, как правило, заинтересована в снижении издержек, поэтому она стремится максимально задействовать новые технологии и оптимизировать процесс работы, чтобы избавиться от ненужных сотрудников. Государственная компания часто вынуждена, наоборот, нанимать на работу ненужных ей сотрудников (таким образом, издержки увеличиваются, а производительность труда в фирме, наоборот, снижается). Наем "балластных" сотрудников может происходить по разным причинам. Иногда государства пытаются таким образом улучшить ситуацию в сфере занятости - просто обеспечить работой максимальное число людей. Иногда в штате компании (как правило, на средних и высших должностях) оказываются люди, которые приняты на работу в результате рекомендаций чиновников.
-
Вторым проявлением этой модели поведения является снабжение населения страны топливом по заниженным ценам (здесь, опять-таки, с помощью государственных нефтяных компаний власти страны решают социальные проблемы). Кроме этого, с помощью нефтяных компаний государства осуществляют программы индустриализации, повышения жизненного уровня населения и пытаются достигать определенных целей в сфере внутренней и внешней политики. В результате, резюмируют авторы исследования, государственные нефтяные структуры живут только сегодняшним днем, мало заботясь о будущем.
-
Baker Institute проанализировал результаты деятельности 80-ти нефтяных компаний за период с 2002 по 2004 год. Исследование показало, что в случае, если в одной стране действуют две и более государственных структур, занимающихся этой сферой бизнеса, то в этом случае заметно снижается уровень коррупции и объемы неразумных затрат. Кроме этого, эффективность работы подобных фирм повышается, если подобные структуры продают свои акции на западных биржах.
-
Государственные нефтяные компании играли и играют заметную роль в мировой политике.
-
К примеру, после того, как в 1991 году Ирак захватил Кувейт, саудовская компания Aramco немедленно увеличила объемы добычи нефти, чтобы не допустить краха рынка. В 1980-е годы Aramco также играла на снижение мировых цен на нефть: это было способом лишить Иран финансов, необходимых для перевооружения армии (Саудовская Аравия тогда опасалась иранского вторжения).
-
С другой стороны, нефтяные компании используются в качестве инструмента налаживания и укрепления связей с иными странами. Так, Иран предоставляет режим наибольшего благоприятствования государственным компаниям дружественных стран - прежде всего, китайским и индийским.
-
Государственные нефтяные компании используются и как средство пропаганды, в том числе и зарубежной: так, венесуэльская Petroleos de Venesuela в 2006 года обеспечила топливом по льготным ценам около 50 тыс. малообеспеченных американцев - таким образом было проиллюстрировано заявление президента Уго Чавеса о том, что его режим враждует не с американским народом, а с "империалистическими властями" США. Попутно венесуэльская нефть используется для поддержки дружественных Чавесу режимов - Кубы, Никарагуа, Эквадора, в которых правят левые политики.
-
1914- 1918 годы. Первая Мировая война. Впервые война велась, в том числе, и для получения контроля над месторождениями нефти.
-
1924 год. Первый "нефтяной" скандал в большой политике. Президент США Уоррен ХардингWarren Harding доверил надзор за нефтяными резервами, предназначенными для снабжения военно-морского флота, главе Министерства Внутренних Дел Альберту ФоллуAlbert Fall. Фолл обязан был курировать состояние дел в стратегическом нефтехранилище "Типот Дом"Teapot Dome - поэтому скандал и получил это название. От Фолла зависел выбор поставщиков ВМФ. Нефтяные компании, которые были заинтересованы в государственных заказах, сумели подкупить чиновника. Проверка показала, что Фолл не только получал взятки, но и закупал нефтепродукты худшего качества по более высоким ценам. В отношении президента Хардинга проводилось расследование, но Хардинг умер до его окончания. Его подлинная роль в нефтяном скандале осталась неясной. Фолл был заключен в тюрьму. Нефтяные бароны, которые давали ему взятки, были оправданы судом. Скандал не повлиял на нефтяные цены.
-
1939-1945 год. Вторая Мировая война. Контроль над месторождениями нефти в Румынии, Закавказье и на Ближнем Востоке был важнейшей частью стратегии противоборствовавших сторон.
-
Нацистская Германия и Италия полностью зависели от поставок нефти из Румынии. Одной из целей нападения Германии на СССР была попытка получить доступ к советским месторождениям нефти на Кавказе. Аналогичные цели преследовало наступление нацистов на Сталинград. Африканский экспедиционный корпус Роммеля должен был разбить британские войска в Северной Африке и перекрыть Суэцкий канал, через который британские войска в Средиземноморье снабжались нефтью. Более масштабные планы Германии предусматривали захват ближневосточных месторождений нефти. После того, как Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, и поставки нефти в Германию прекратились, германская армия оказалась практически без топлива. Наступление германских войск в Арденнах против армий западных союзников было предпринято с целью захватить склады горючего, которыми пользовались англо-американо-французские войска. Наступление было успешным, но союзники успели уничтожить запасы горючего.
-
Впервые в истории Германия предприняла значительные усилия, чтобы найти замену нефти. Германские химики смогли изготовить эрзац-бензин из каменного угля. Впоследствии эта технология долгое время не применялась - ее вновь начали использовать в США в конце 1990-х годов.
-
Япония получала 88% нефти от канадских, голландских (тогда контролировали территорию современной Индонезии) и американских компаний. Япония напала на США, в том числе и потому, что незадолго до этого США ввели эмбарго на поставку нефти в Японию. Это эмбарго поддержали Великобритания и правительство Нидерландов в изгнании. Япония рассчитывала, что ее нефтяных запасов хватит на 2-3 года войны. Япония захватила Индонезию (тогда колония Нидерландов), чтобы получить доступ к месторождениям нефти.
-
1956 год. Суэцкий кризис. После вторжения англо-французских войск в Египет поставки нефти на мировой рынок на 4 месяца резко сократились (на 1 млн. баррелей в день). Цены на нефть за короткое время выросли вдвое.
-
1967 год. Шестидневная Война между Израилем и коалицией арабских государств. Поставки нефти на мировой рынок на 2 месяца уменьшились на 2 млн. баррелей в день. Мировые цены на нефть выросли примерно на 20%.
-
1973 год. Первое нефтяное эмбарго. В канун еврейского праздника (точнее, Дня Скорби) Йом Кипур войска Сирии и Египта, поддержанные СССР, атаковали Израиль. Израиль обратился за помощью к США, которые ответили на эту просьбу согласием. В ответ арабские страны-экспортеры нефти постановили ежемесячно снижать добычу нефти на 5% и полностью запретить экспорт нефти в страны, которые поддержали Израиль - США, Нидерланды, Португалию, ЮАР и Родезию (ныне Зимбабве). Поставки нефти были сокращены на 2.6 млн. баррелей в день, дефицит нефти сохранялся более 6-ти месяцев.
-
В результате, мировые цены не нефть выросли с $2.90 до $11.65. В США автомобильный бензин подорожал в 4 раза. США ввели жесткие меры, направленные на экономию нефти. В частности, все АЗС не работали в воскресенье, одна заправка машины ограничивалась 10 галлонами (около 40 литров). США начали строить нефтепровод с Аляски. Европейские государства и США начали масштабные научные изыскания, призванные найти альтернативные источники энергии.
-
В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. В свою очередь, СССР получил колоссальные доходы от продажи нефти (на его долю приходилось 15% мировой добычи), что позволило не только стабилизировать ситуацию в экономике, но и начать масштабные программы военного строительства и поддержки дружественных режимов и движений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Кризис показал, что нефть стала так же важна для мировой экономики, как и доллар.
-
1979 год. Череда политических событий привела к резкому повышению цен на нефть - исламская революция в Иране, после чего в Тегеране были взяты в заложники американские дипломаты. Иранская революция стала причиной сокращения поставок нефти на 3.5 млн. баррелей в день, кризис продолжался полгода.
-
1980 год. Ирак атаковал Иран, пытаясь получить контроль за богатыми нефтью провинциями. Это привело к сокращению поставок на 3.3 млн. баррелей ежедневно в течение трех месяцев. За два года цены на нефть выросли с $13.00 до $34.00 за баррель.
-
1981 год. Организация Государств-Экспортеров Нефти (ОПЕК)OPEC (была создана в Багдаде в 1960 году, ее основателями стали Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла, ныне в состав ОПЕК входят 11 стран) сократила производство нефти примерно на четверть, по сравнению с 1978 годом. Цены на нефть удвоились. В следующем году страны ОПЕК впервые установили квоты на добычу нефти. К 1985 году производство нефти еще более уменьшилось: если в 1980 году Саудовская Аравия добывала 9.9 млн. баррелей в день, то в 1985 году - 3.4 млн. Однако появление экономичных моделей автомобилей позволило заметно смягчить этот кризис.
-
1986 - 1987 годы. "Танкерная война" между Ираком и Ираном - нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры. США создали международные силы по охране коммуникаций в Персидском заливе. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ СШАUS Navy в зоне Персидского залива.
-
1990 год. Ирак захватил Кувейт. ООН ввела санкции против Ирака. Мировой рынок лишился 4.3 млн. баррелей нефти в день, что составляло примерно 13% рынка. Цены на нефть выросли вдвое. За период с конца июля до конца октября мировые цены на нефть поднялись с $16.5 за баррель до $33. В начале 1991 года войска коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Отступая, иракцы подожгли кувейтские нефтяные скважины. После того, как скважины были потушены, мировые цены на нефть резко упали.
-
2001 год. Террористические атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Цены на нефть заметно снизились. Чуть позже лидеры "Аль Каеды" призвали своих сторонников атаковать нефтяные объекты. Первые теракты такого рода были совершены в 2002 году.
-
2002 год. В результате общенациональной забастовки Венесуэла резко уменьшила экспорт нефти. Итогом стало сокращение поставок на 2.1 млн. баррелей в день (эта ситуация продолжалась 3 месяца). Чуть позже в Нигерии начались волнения, итогом которых стало сокращение поставок на 0.3 млн. баррелей в день (на полгода).
-
2003 год. США начали войну в Ираке, что привело к сокращению поставок иракской нефти на 1 млн. баррелей в день. Мировые цены на нефть значительно выросли (главные причины - война в Ираке, забастовка в Венесуэле, разрушительный ураган в Мексиканском заливе).
-
2006 год. Волнения в Нигерии привели к сокращению поставок на 0.4 млн. баррелей в день. Для сравнения, в 2005 году страны ОПЕК производили 29.9 млн. баррелей нефти в день, иные нефтепроизводящие страны - 50.1 млн. баррелей.
-
2007 год. Мировые цены на нефть превысили рекордный уровень 1973 года (с учетом инфляции). Главными причинами считается нестабильность в Ираке, иранский ядерный кризис, а также рост потребления нефти.
-
- 1. Англо-американская школа геополитики
- 2.Борьба с терроризмом как новая геополитическая парадигма: модель «управляемого хаоса»
- 3.Вестернизация, или особый путь модернизации. Понятие демократии
- Влияние религиозных и этнических факторов на внешнюю политику
- Внешние геополитические концентры и сектора России. Основные направления взаимоотношений между Россией и Западом
- Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и нефть.
- Геополитика и распределение энергоресурсов. Геополитика и газ.
- Приоритеты европейской геополитики и атлантическая стратегия сша
- Геополитическая ситуация в африканском регионе
- Геополитическая ситуация и внешняя политика ссср в 80-е годы. Политические и экономические причины распада ссср. Россия после распада ссср.
- Геополитическое положение Российской Федерации на современном этапе: особенности, проблемы, динамика развития
- Геостратегический вызов азиатско-тихоокеанского региона
- Глобализация и новый миропорядок
- Глобализация экологических проблем
- Дипломатия: роль и основные функции
- Европа в системе мировых геополитических отношений
- Европейская интеграция и создание межгосударственных организационных структур (Европарламент, Суд ес, Совет Европы, пост Президента ес)
- Идеология в постконфрактационном мире. Противостояние идеологических систем
- Изменение места и роли национального государства в современном мире
- Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику
- История отношений стран Восточной Европы с Россией. Геополитические интересы России и дипломатия в Восточной Европе. Перспективы восточно-европейской политики России
- История развития и основные принципы современной системы международных отношений
- Континентально-европейская школа геополитики
- Конфликт идеологий и образование «трёх миров»
- Кризис евроцентристского мира (конец XIX – начало хх века)
- Международная система и основные вехи её эволюции. Внешняя политика
- Место войн и конфликтов в жизни мирового сообщества. Сущность, причины и характер войн
- Место сша в современной системе геополитических отношений
- Механизм формирования внешней политики государства
- Модели мирового порядка и баланс сил
- Нато и безопасность России
- Национализм как идеология
- Национальные интересы и проблемы безопасности России
- Основные направления деятельности оон. Роль оон в современном мире. Реформирование оон
- Основные тенденции социального и политического развития в современном мире
- Основные формы и источники вооружённых конфликтов в современном мире
- Основные цели и приоритеты геостратегической линии сша на современном этапе. Политика сша в различных регионах мира
- Основные цели и приоритеты современной внешней политики. Особенность принятия геостратегических решений: традиции и современность
- Особенности геополитической ситуации в Азии: разнообразие политического, экономического и культурного развития государств Средней Азии
- Особенности социально-политического развития Запада в конце XIX – начале хх века
- Отношение между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом
- Перспектива развития снг и его роль в мировой политике
- Перспективы развития российско-китайских отношений
- Понятие «Геополитика», ее предмет и объект
- Превращение Востока в активного субъекта мирового сообщества
- Проблема соотношения индивидуальной свободы и демократии в современном мире
- Основные геополитические проблемы латиноамериканского региона
- Роль и место идеологии во внешней политике
- Российско-японские отношения в послевоенные годы и в настоящее время
- Взаимосвязи России со странами снг
- Русская школа геополитики. Основные периоды и направления
- 1)Славянофилы.
- 2)Милютинская геополитическая школа
- 3)Движение евразийцев
- Сверхдержавность и гегемонизм в новых геополитических условиях
- Система балансов и равновесие сил в современном мире
- Современная восточная Азия. Новая азиатская идея
- Современная геополитика: сущность и факторы формирования
- 56.Социал-дарвинизм и геополитика
- 57.Столкновение цивилизаций. Проблема единства в многообразии
- 58. Сущность внешней политики государства
- 59. Сущность глобальных проблем и вызовы человеческой цивилизации в конце 20 - начале 21 столетия
- Сущность и понятие цивилизации в современной геополитике
- Сущность и причины формирования евроцентристского мира
- Технологический и экономический прорыв развитой зоны мира
- Типология научных школ международных отношений: идеализм, политический реализм, марксизм
- Факторы социально-экономического развития Японии после второй мировой войны
- Факторы формирования и сущность традиционной геополитики
- Формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства и его влияние на политику государств
- Формирование единого мирового пространства. Сущность, проблемы, перспективы
- Формы территориальной организации общества и виды территорий
- Ценности органических культур как основа восточной демократии
- Центростремительные тенденции в мировой политике