logo
Билеты по экономической теории

59. Предмет истории экономических учений. Особенности экономических воззрений.

История экономических учений— экономическая наука, изучающая зарождение, становление, развитие и смену экономических концепций на всём протяжении истории общественного производства.

  1. Экономическая мысль Древнего Востока- имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.

  2. Экономическая мысль Античности- нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля в V—IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества.

  3. Экономическая мысль Средневековья- носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этическими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду: последний сделался уважаемым.

  4. Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить все, так как деньгами того времени были благородные металлы.

  5. Физи́ческая эконо́мия, физио́кратия— экономическая школа, один из научных подходов к исследованию и организации экономики, предметом изучения которого являются измеряемые в физических (натуральных) величинах экономические процессы и способы управления обменом вещества-энергии-импульса-информации в хозяйственной деятельности человека, подчиненные требованиями законов физики.

  6. Классическая политическая экономия-Адам Смит (1723 год—1790 год), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами — рабочими, капиталистами и землевладельцами.

  7. Марксистское направление в политической экономии— одно из ответвлений классической школы. Марксизм — марксистская экономическая теория: направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818—1883), придавшим экономической мысли сильный политический оттенок. Развивая концепцию Д. Рикардо о труде как источнике экономической стоимости, Карл Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату.

  8. Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной экономической мысли, подчеркивает значение распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Основателей этой школы — У. С. Джевонса (1835—1882) и М. Вальраса (1834—1910) — называют маржиналистами. В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику, которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами, и макроэконоку, анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами в масштабе государств.

  9. Монетаризм- макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман, название новой экономической теории было дано К. Бруннером.

  10. Понятие институционализмавключает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.