logo
Билеты по экономической теории

61. Формирование и эволюция современной экономической мысли.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Деятельность первобытных людей сводилась в основном к удовлетворению своих потребностей, что, несомненно, являлось хозяйственным процессом, заключающимся в правильном распределения обязанностей среди членов общины, обработке и хранении пищи, обустройстве жилья и прочее, что заставляло их мыслить экономически, хотя и примитивной форме. На протяжении многих веков эти размышления обогащали опыт человечества и становились фундаментом для современной экономической науки.

Как наука, экономическая теория берет свое начало с древнегреческих мыслителей Аристотеля (384-322 до н.э.), Ксенофонта (430-354 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.). Ксенофонт был учеником Сократа, в работах «Домострой» и «Экономикос» он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, как сейчас, понимании, а в широком – рабовладельческое хозяйство.

Аристотель позднее разделял «экономику» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и «хрематистику» (искусство наживать богатство, делать деньги). Основная заслуга Аристотеля в том, что он первым выделил отдельные категории экономической теории, поставил вопросы о сравнимости всего, что «подвергается обмену», высказал идеи о полезности, как об основе ценности хозяйственных благ. Однако, в связи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт он оценивал только с позиций полезности, а не труда.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ест». Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.).