logo
лекции для заочного отделения

Российско-китайские отношения:геополитический подход.

Граница длиной в 4300 км разделяет и соединяет Россию с самой могущественной в геополитическом и военном отношении страной Азиатско-тихоокеан­ского региона (АТР) — Китаем. Бурное развитие этого региона требует от России осознания своих геополитиче­ских интересов. Однако после распада СССР политика России не обрела в АТР стратегической целеустремленности, тактической четкости и гибкости. Только после визитов Президента России в Китай в 2001 г. наметился существенный сдвиг в развитии российско-китай­ских отношений. Он выражается, прежде всего, в более тес­ном экономическом и стратегическом сотрудничестве с этим гигантом АТР.

Для РФ значительную проблему с геополитической, военной и экономической точек зрения представляет сама граница с Китаем. Известно, что российская террито­рия к северу от нее — это заброшенные гигантские регионы Си­бири и Дальнего Востока, богатые практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т. д. На Сибирь и Дальний Восток приходится половина мировых запасов угля и почти одна треть мировых запасов неф­ти и газа. Численность же населения от Байкала до Вла­дивостока — всего около двух десятков миллионов человек, тогда как в Китае — более 1,2 млрд. чел. Заселенность региона носит очаговый характер при рыхлой инфраструктуре. Кроме того, большинство территорий от Казахстана до Владивостока — зона рискованного земледелия, а с конца XX в. — это еще и очаги экономического и эко­логического бедствия.

В силу названных и других причин, пре­допределяющих развитие этого региона, представляется, что российское правительство для решения острых проблем этих территорий и подъема их производительных сил должно использовать не только рыночные механизмы, но и активно прибегать к государственному планированию. Для этого необходима хорошо продуманная научная стра­тегия развития региона, поддержанная выверенной внешней по­литикой. Такая строго научная программа позволит России принять активное участие в процессе геополитических и геоэкономиче­ских изменений в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Китай уже включился в этот процесс. Он реально претендует на роль супердержавы, мирового лидера первой половины XXI в.  Во внешней политике он никогда не был последователь­ным сторонником талассократии, а больше ориентировался на континентальные теллурократические принципы. Поэтому он и на­зывается с давних времен “Срединной империей”. С нача­ла XIX в., когда страна оказалась в сфере влияния колониаль­ных держав, до 1 октября 1949 г. (провозглашение КНР) политика Китая с геополи­тической точки зрения была проатлантистской. С 1949 г. по 1959 г. китайская внешняя политика была просоветской. В 1960-1979 гг. политика КНР по отношению к СССР во многом носила конфронтационный характер. Апогеем этой конфрон­тации были бои за остров Даманский зимой 1969 г.

В середине 70-х годов Китай активно вел переговоры с представителями мондиалистской “трехсторонней комиссии”, т. е. снова выступал как сторонник атлантистской геополитики. В конце XX в. контакты КНР с Западом стали значительно прочнее и обширнее, чем с Россией. В это же время к последней, используя сложную политическую и социально-экономическую ситуацию, по сути дела предъявлялись территориальные претензии. Это происходило в ходе переговоров по “спорным территориям”. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также то, что Китай является замкну­той расово-культурной общностью и динамично развивается с 1979 г., можно сделать вывод о том, что он является потенциаль­ным геополитическим противником России на юге и на востоке.

Таким образом, с одной стороны границы России — динамично развиваю­щийся Китай, добивающийся самых высоких результа­тов в мире в экономической сфере, располагающий самым зна­чительным людским потенциалом, с другой — обширная слаборазвитая малонаселенная территория Российской Федерации с экономикой, выходящей из многолетнего кризиса. Такова реальность этого огромного геополитического простран­ства. К этому добавляется несовершенное военно-техническое обустройство российско-китайской границы, значительное ослабление мощи россий­ской армии и военно-морского флота. Все это делает Восточ­ный регион самым слабым звеном в геополитической и геоэко­номической структуре России, что прямо угрожает ее нацио­нальной безопасности.

В рассматриваемом контексте нормализация российско-китайских отношений имеет особо важное значение. В настоящее время одна из главных задач, стоящих перед российской дипло­матией, состоит в принятии всех возможных усилий, направлен­ных на то, чтобы сделать Китай своим союзником, а не новым противником.

Для укрепления и расширения российско-китайских отноше­ний существует множество предпосылок. Определяющее значе­ние в данном контексте имеет то, что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над конфликтными интереса­ми. Прежде всего обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в АТР и разрядке напряженности на Корейском по­луострове. Споры об идеологическом приоритете той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и российская экономики во многих аспектах дополняют друг дру­га. Китай способен предоставить России потребительские това­ры и сельскохозяйственные продукты в обмен на промышленное оборудование и военную технику.

Географическая близость, протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским Дальним Востоком в по­лучении товаров из европейской России, также способствуют ус­коренному расширению китайско-россий­ской торговли. Показа­телем резкого улучшения отношений между двумя странами является, например, готовность России продать Китаю передо­вую военную технику, включая боевые самолеты СУ-27. Расши­рение и углубление российско-китайского сотрудничества может явиться определенным противовесом сверхдержавным претензи­ям США и возможным притязаниям Японии на статус полити­ческой и военной супердержавы.

Значимость России в качестве немаловажного регионально­го актора в Восточной Азии, по-видимому, в будущем не толь­ко не снизится, а наоборот, существенно возрастет при неизбеж­ном усилении здесь экономического и военно-политического соперничества между Китаем и Японией. Россия нужна каждой из сторон в качестве противовеса. “Российская карта” как со сто­роны Китая в его отношениях с США, Японией, Европой, так и со стороны этих последних между собой и Китаем может стать со временем еще более актуальной и притягательной для каж­дого из названных акторов.

Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии — сложная проблема как для России, так и для Китая. Последний озабочен тем, какое именно влияние такое развитие событий спо­собно оказать на его мусульманское население. Например, небла­гоприятная ситуация в той или иной центральноазиатской стра­не при определенных условиях может стать дестабилизирующим фактором для Синцзян-Уйгурского автономного округа Китая, где проживают около 1 млн. казахов, 375 тыс. киргизов и мно­гие представители других центральноазиатских народов.

Россия, в свою очередь, озабочена тем, что растущие межэт­нические конфликты отрицательно скажутся на миллионах рус­ских, которые остались в этих странах, и создадут сложные проблемы на протяженной границе с мусульманским миром. Москва и Пекин не могут также равнодушно смотреть на про­никновение в этот регион других мусульманских стран, особен­но Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что Китай отрицательно относится к идее создания системы коллективной безопасности в Азии. Эта идея была выдвинута советским руководством в пе­риод советско-китайского конфликта 1969 г. и преследовала антики­тайские цели.