Россия и мусульманский мир.
С окончанием “холодной войны” и нормализацией американо-советских отношений произошло кардинальное изменение позиций Советского Союза в мусульманском мире и прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке. А после падения коммунистической системы и распада СССР в этом регионе возникла новая расстановка региональных и внерегиональных сил.
Будучи правопреемницей Советского Союза, Россия при разработке своей внешнеполитической стратегии по отношению к мусульманским государствам столкнулась с проблемой сохранения преемственности. Следует иметь в виду, что правопреемство государства – это переход прав и обязанностей одного государства к другому.
Сложность решения этой проблемы во многом была обусловлена той специфической ролью, которую играет регион в современных международных отношениях, и тем значением, которое он имеет для России. Так, Ближний и Средний Восток представляет собой наиболее конфликтогенный регион мира. На протяжении всей второй половины XX в. там периодически вспыхивали кратковременные и долгосрочные войны, в которые в той или иной форме оказывались втянуты великие державы и прежде всего СССР и США. Регион был и остается источником повышенной опасности для международного мира и безопасности, расположенным у границ России.
Постоянная конфликтогенность региона превратила его в самый емкий рынок вооружений. Для ВПК СССР, а затем и России, именно он является наиболее перспективным, поглощая значительную часть российского экспорта вооружений. Российский ВПК заинтересован в его сохранении и расширении, что требует активной политической поддержки.
Затяжной экономический кризис, который переживала Россия в 90-х гг., ставил перед ней неотложную задачу увеличения инвалютных поступлений от экспорта. В этом плане экспорт вооружения имеет немалое значение, однако львиную долю экспортных поступлений Россия получает от энергоносителей. Поскольку мусульманские страны играют доминирующую роль на мировом рынке энергоносителей (прежде всего нефти), то координация с ними экспортной политики имеет для России важное значение. Все экспортеры заинтересованы в недопущении резкого падения цен на нефть.
В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама регион превратился в мощный идеологический центр мирового значения. Его идейное влияние все более серьезно сказывается не только в Азии и Африке, но даже в Европе и США. Политическая активизация воинствующего исламизма представляет особую опасность для России как многоконфессионального государства со значительной долей мусульманского населения. Далеко не сразу правящие круги России осознали размеры данной опасности.
Все эти факторы влияли на процесс формирования внешнеполитического курса России в регионе и его последующую эволюцию. Формирование новой внешнеполитической стратегии проходило в условиях ожесточенной внутриполитической борьбы и постоянного социально-экономического кризиса.
Каковы же главные изменения, которые произошли после 1992 г. и оказывают влияние на позиции и политику России в мусульманском мире в современных условиях?
Во-первых, произошло значительное ослабление влияния России на страны арабского мира. Процессы разоружения, поворот к конверсии, ограничение деятельности российского военно-промышленного комплекса – все это привело к тому, что практически исчез один из основных факторов, укреплявших в свое время позиции СССР на Ближнем Востоке, – военная поддержка арабских стран советской стороной, заключавшаяся в поставках в регион оружия, посылке военных экспертов, косвенном участии в вооруженных конфликтах.
Во-вторых, параллельно с этим шел активный процесс нормализации отношений России с Израилем – вплоть до восстановления в октябре 1991 г. в полном объеме дипломатических отношений, прерванных в 1967 г. Это негативно воспринималось большинством арабских стран.
В то же время происходило усиление американского влияния в регионе, которое ныне стало неоспоримо доминирующим. Из всех внешних сил США играют теперь центральную роль в решении ближневосточных вопросов, что было наглядно продемонстрировано в ходе войны в Персидском заливе и созыве мирной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде (1991 г.), когда в основном благодаря усилиям госсекретаря Джеймса Бейкера впервые с момента провозглашения государства Израиль удалось посадить за стол переговоров все стороны, вовлеченные в арабо-израильский конфликт. Необходимо подчеркнуть, что идея созыва такой конференции была выдвинута российской дипломатией.
Россия имеет собственные геополитические интересы в этом регионе и обнаружила решимость проводить политику возвращения на Ближний Восток, а также строить свои отношения без идеологических наслоений в соответствии с реалиями современного мира. Исходя из этого, Россия добилась отмены нефтяного эмбарго, наложенного ООН на Ирак почти десятилетие назад.
Недавним решением Ирака его отношения с Россией переведены в ранг стратегических. Участникам зачетного соглашения Ирака с Россией предложено реализовать часть 5-миллиардных (в долл. США) 6-месячных квот СБ ООН на закупку иракской нефти по формуле “нефть в обмен на продовольствие и медикаменты”. Данные контракты – весомая часть обещаний Багдада российскому руководству погашать свою задолженность России в первоочередном порядке.
Ближний и Средний Восток начала XXI в. уже совсем не тот, каким он был в период “холодной войны”. Многие аналитики теперь признают, что связи между бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии с классическим Ближним и Средним Востоком трансформировали понятие “Ближний и Средний Восток”. Сегодня государства этого региона – Израиль, Турция, Иран и другие – проводят активную политику в Центральной Азии и Закавказье, стирая прежние разделительные линии между ними.
В связи с образовавшимся вакуумом силы в Центральной Азии и Закавказье туда устремились Турция, Иран, Пакистан и западные страны во главе с США. Пользуясь распадом СССР, ослаблением России, Анкара, Тегеран и Исламабад начали наращивать свои вооруженные силы и стро ить планы создания на юге бывшего СССР “общего тюркского рынка”, “общего исламского рынка” и т.д. Эти планы, в первую очередь, направлены против интересов России и имеют конечной целью вытеснение ее из этих регионов сначала экономически, а потом и в военно-политическом плане. Неслучайно Иран увеличил численность армии до 1,5 млн. человек.
Выступая в конце 1996 г. на Конференции “Развитие стратегического партнерства и военно-политической интеграции государств-участников СНГ”, министр обороны РФ того периода отметил потенциальную угрозу, вызванную резким наращиванием наступательного потенциала ряда азиатских стран, в том числе Турции, Ирана и Пакистана, которые, как известно, составляют ядро Организации экономического сотрудничества (ОЭС), куда вошли все республики Центральной Азии и Закавказья.
В настоящее время перед Россией на Ближнем Востоке открылись многочисленные возможности, но также и сложности, связанные с политикой западных держав в этом регионе и с внутрироссийскими проблемами. Москва всеми силами стремится расширить свою роль в регионе. На некоторых направлениях ей удалось добиться определенных успехов. Е.М. Примаков, будучи министром иностранных дел, одержал серьезную дипломатическую победу над США в отношении Ирака.
Американское фиаско в кризисе, связанном с инспекциями ООН, имевшими своей задачей проверку возможностей Ирака производить оружие массового уничтожения в 1997-1998 гг., настолько подняло роль Москвы, что она стала потенциально равной роли Вашингтона на Ближнем Востоке. В результате режим санкций оказался под сильным прессингом и даже может быть отменен, несмотря на утверждения ЦРУ, что Ирак может восстановить производство оружия массового уничтожения в регионе в течение 1-3 лет.
Но несмотря на эти успехи, России не удалось приобрести устойчивые долговременные стратегические преимущества. В то же время она столкнулась с целым рядом серьезнейших глобальных и региональных вызовов и угроз.
Жертвой натовских авиаударов стала, в сущности, не только Югославия, но и вообще все послевоенное устройство в Европе и вся система международных отношений в целом. Многие региональные “центры силы”, вдохновленные примером НАТО, склонны прибегать к силовым методам для удовлетворения своих гегемонистских амбиций. Дуга региональных конфликтов растянулась от Югославии до Таджикистана.
Вызывающие и бесцеремонные действия США и НАТО, направленные на установление американской мировой гегемонии, поставили Россию перед лицом вызовов и угроз в Европе, в СНГ и на Ближнем и Среднем Востоке. Она столкнулась также с угрозами, исходящими от различных форм мусульманского самоутверждения (национальных или религиозных, которые часто ассоциируются с такими явлениями, как ваххабизм, пантюркизм, панисламизм и т.д.).
Как показал кризис в Афганистане, вызванный победами талибов, Россия ощутила реальные угрозы, связанные с распространением исламского экстремизма на территорию Центральной Азии, с появлением проблемы беженцев, с вовлечением российских войск в акции сдерживания этих угроз, исходящих от Афганистана. Более того, в самой России, в частности, в Чечне существует очаг исламского экстремизма и международного терроризма, получающий помощь и поддержку из мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока и таящий потенциальную угрозу дезинтеграции России. Большая опасность содержится в возможности того, что внешние спонсоры такие, как Турция, Иран, Афганистан и Пакистан, могут активно поощрять и поддерживать экстремистские мусульманские силы в России.
В связи с этим ряд наблюдателей обращает внимание на решение российского руководства снабжать Иран обычными вооружениями, оружием двойного назначения и военными технологиями. С начала 90-х годов Иран развернул активную деятельность по созданию своей атомной бомбы, стараясь при этом сохранять секретность. Успешно решаются проблемы с кадрами, которые готовились не только на Западе, но и в КНР, и в СССР. После распада СССР Иран развернул большую активность в Киргизии, Таджикистане, Казахстане, чтобы привлечь оттуда специалистов-атомщиков, обещая им высокую зарплату и хорошие бытовые условия.
Поскольку западные страны прекратили помощь Ирану, он стал делать ставку на СССР, с которым в 1989 г. подписал соглашение о совместном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. В 1993 г. был подписан договор о помощи Ирану в завершении сооружения АЭС в Бушехре. Это вызвало бурю возмущения на Западе, в частности, в США, которые считают, что таким образом Россия оказывает Ирану помощь в создании атомной бомбы, способной представлять опасность для всего мира, а также для самой России.
В данном случае американцам трудно возразить. Ведь Россия до сих пор считается в Исламской республике Иран (ИРИ) “врагом номер два”, “малым Сатаной”. После распада СССР Иран на новый волне исламского возрождения развернул активные действия по восстановлению “великой персидской империи” “от моря до моря”. При этом Тегеран не скрывает, что, пользуясь слабостью России, он хотел бы вернуть себе все земли и территории, которые Россия когда-то отвоевала у Ирана, начиная с походов Петра I.
Военная помощь Ирану ставит Россию перед перспективой комбинации внутренней угрозы со стороны исламского экстремизма и внешней угрозы от мусульманского фундаменталистского режима Тегерана.
Е.М. Примаков, находясь на посту министра иностранных дел, неоднократно подчеркивал, что для России и для Ближнего Востока существенно важно, чтобы США не играли роль единственного регионального гегемона. Россия должна иметь равное с США присутствие на Ближнем Востоке. Стремление России усилить свою роль в этом регионе активно поддерживается многими лидерами ближневосточных стран. Президент Египта Х. Мубарак и глава Палестинской автономии Я. Арафат публично призывали Москву вернуть себе активную роль на Ближнем Востоке. Сирия объявила в марте 1998 г., что хотя прежде она не прилагала значительных усилий для укрепления связей с Россией, теперь делает это на самом высоком уровне. Ирак и Иран также приветствуют возрастающее присутствие России в регионе.
Политика России на Ближнем Востоке вызывает раздражение Запада и Израиля. В этом смысле ситуация напоминает ту, которая была во времена “холодной войны”. Особенно резкой критике Запада подвергаются два аспекта политики России: ее обвиняют в том, что она поддерживает Ирак и борется против режима санкций, и в том, что она является ядерным спонсором Ирана. И то, и другое, по мнению западных критиков, резко сокращает возможности для мира на Ближнем и Среднем Востоке.
Для России важно сохранить и упрочить ее традиционные связи с арабскими странами и мусульманским миром вообще и в свете событий в Чечне. Тем самым это лишит чеченских экстремистов и их сторонников возможности получать с Востока какую-либо помощь для осуществления своих далеко идущих планов, и устраняя в то же время угрозу формирования на южных рубежах России мощного враждебного блока.
- Распад ссср: причины и геополитические последствия.
- Формирование многополюсного мира.
- Глобальные проблемы человечества в XX в.
- Постсоветское пространство.
- Россия – сша – Западная Европа: партнерство или новая “холодная война”.
- Российско-китайские отношения:геополитический подход.
- Россия и мусульманский мир.
- Геостратегическая политика сша.
- Расширение нато.
- Европа как одна из “несущих конструкций” нового миропорядка.
- Американо-японский альянс.
- Доктрина Монро и геополитические реальности на американском континенте.
- Специфические условия развития Китая.
- Сущность современной геополитики Китая.
- Интеграция в “Большой Китай”.
- Роль Китая в формировании полюсного мира.
- Панисламизм: сущность, история и современные тенденции.
- Геополитические устремления Турции.
- Перспективы “Большого Турана”.
- Арабский мир.
- Палестинская проблема.
- Проблема ближневосточного урегулирования.
- Исламский фундаментализм и международный терроризм.