5. Организационная структура аграрного рынка
Общие принципы организации рынков сельскохозяйственных товаров. Мировая сельскохозяйственная система организационно представлена сложной и разветвленной совокупностью субъектов рынка, производящих ресурсы, сельскохозяйственное сырье, готовые продукты питания, а также занятых сбытом, транспортировкой, торговлей или функционирующих в секторе общественного питания. К субъектам сельскохозяйственной системы можно отнести также научные организации, осуществляющие прикладные исследования в перечисленных выше отраслях, и косвенно — структуры, принимающие решения по управлению и развитию продовольственного сектора экономики на национальном уровне, а также формирующие основные направления развития продовольственной политики на международном уровне.
В отраслях, производящих ресурсы для сельского хозяйства, оперируют как специализированные структуры, так и широко диверсифицированные машино-технические ("Форд", "Фиат", "Рено", "Джон Дир") и химические компании ("Байер", "Хехст", "Басф", "Дюпон", "Монсанто"), а также компании по производству кормов и семян ("Каргилл", "Континентал"). При этом часто ресурсы для сельского хозяйства поставляют компании, для которых этот вид деятельности является не основным. Например, один из крупнейших производителей кормов в мире — дочерняя фирма нефтяной компании "Бритиш Петролеум". Многие из ныне действующих фирм ресурсного сельскохозяйственного сектора появились в результате слияний отделений промышленных корпораций в 80-90-х годах.
В развитых странах на 4-7 компаний ресурсного сектора приходится до 50-60% рынка соответствующих товаров. Однако при столь высокой концентрации существует ниша для средних и мелких фирм, в основном узкоспециализированных на отдельных видах сельскохозяйственного и пищевого оборудования или кормов и семян.
Предприятия, производящие сельскохозяйственное сырье, делятся на семейные фермерские хозяйства, кооперативные объединения сельскохозяйственных производителей для совместного функционирования в какой-то определенной сфере деятельности (для снабжения ресурсами или сбыта готовой продукции) и вертикально-интегрированные компании, объединяющие весь цикл производства продовольствия и доставки его конечному потребителю.
Сектор переработки сельскохозяйственного сырья, так же как и сырьевой, представлен разными по размеру и формам собственности предприятиями. При том, что в этой сфере важное значение имеет фактор достижения конкурентных преимуществ в зависимости от масштаба производства, каждое из более чем половины перерабатывающих предприятий развитых стран насчитывает менее 20 занятых81. Как правило, это сельские кооперативные предприятия по обработке местного сырья. Большая часть готовой продукции производится тем не менее крупными фирмами, в основном транснациональными корпорациями. Например, в 90-е годы доля крупнейших корпораций в производстве отдельных видов продовольствия, таких, как кофе, сахар, растительные масла, достигала 70-80%82.
Для 9 из 20 крупнейших продовольственных компаний мира данная сфера деятельности является единственной, для 8 - значительно превышает 50%, у "Юнилевер" составляет 50% и лишь у таких гигантов, как "Филип Моррис", "Каргилл", не достигает половины, составляя соответственно 8% и 47%83.
Сбытовой сектор сельскохозяйственной системы (оптовое и розничное звенья) в последние десятилетия практически выделился в самостоятельную сферу агробизнеса, в которой оперируют специализированные оптовые и розничные фирмы либо соответствующие подразделения вертикально интегрированных компаний. Появление супермаркетов и торговых центров, явившихся фактически новыми для рынка структурами, интегрирующими последние звенья продовольственной и промышленной цепочек, привело к концентрации и централизации капитала в нисходящем секторе сельскохозяйственного производства.
Поскольку первая группа отраслей, поставляющая ресурсы для сельского хозяйства (так называемые восходящие отрасли), раньше других была затронута "генной" волной научно-технического процесса, она претерпела наибольшее количество организационных изменений.
В этой группе выделяются две категории фирм. Прежде всего, это фирмы "первого поколения", действующие на рынке продукции аграрных биотехнологий с 70-х - начала 80-х годов, как правило с мощной широко диверсифицированной исследовательской базой, зарекомендовавшие себя в качестве проводников НТП в отрасли. Другая категория — фирмы "второго поколения", специализированно занимающиеся отдельными видами исследований — от расшифровки генома растений до создания "дружественных окружающей среде" пестицидов и растений, вырабатывающих вакцины. Многие мелкие фирмы "второго поколения" стараются дистанцироваться от сотрудничества с крупными компаниями по производству ГМ ресурсов для сельского хозяйства именно из-за репутации последних как последовательных приверженцев генных технологий.
Из всей многоотраслевой системы производства ресурсов для сельского хозяйства в наибольшей степени подверженными воздействию новой волны НТП на организационную структуру оказались такие подразделения, как производство семян, кормов, посадочного материала в аквакультуре, микроорганизмов, агрохимикатов (главным образом пестицидов, гербицидов, регуляторов роста, ветеринарных вакцин и препаратов). Соответственно биотехнологические фирмы, оперирующие в этих отраслях, имея достаточно узкую научно-исследовательскую специализацию, методологически могут быть отнесены одновременно к нескольким отраслям экономики. Однако, если следовать принципу товарно-отраслевой классификации, то не менее трети таких фирм можно отнести к ресурсному сельскохозяйственному сектору.
В отраслях, производящих сельскохозяйственную технику и пищевое оборудование, организационные изменения, связанные с "генной" волной НТП, в настоящее время минимальны. Потребность сельского хозяйства в специальных машинах для обработки почвы под ГМ культурами, для перевозки и обработки ГМ урожая, а также для его конечной переработки, не вылилась в создание специальных фирм или подразделений из-за того, что процесс сегрегации товаропотоков не предполагает на современном этапе развития науки кардинального функционального изменения машин и оборудования. Существует лишь необходимость раздельного использования современного оборудования.
Безусловно, некоторое отставание процессов организационного реформирования технического подразделения ресурсного аграрного сектора от химического, семенного и кормового, объясняется лишь естественными процессами развития новых технологических систем.
В сфере собственно сельскохозяйственного производства организационная структура и размер предприятий, использующих ГМ ресурс и выращивающих ГМ культуры, весьма разнообразны — от мелких семейных ферм до крупных агропродовольственных ТНК. Такое же разнообразие характерно и для органического сектора. Однако существует принципиальное различие в системе хозяйственного взаимодействия фирм трех секторов.
Производители органических сельскохозяйственных товаров объединяют хозяйственные усилия по принципу вертикальной и горизонтальной интеграции, а также создают кооперативы для реализации продукции почти исключительно в рамках сектора. Исключения делаются для ситуаций, когда не налажены должным образом специфические каналы сбыта готовой скоропортящейся продукции, например молока в горных или труднодоступных районах. В таком случае возможны объединения с фирмами традиционного сектора. Альянсы с производителями ГМП не зафиксированы.
Традиционный сектор производства сельскохозяйственного сырья организационно претерпевает деформации, связанные в большей степени с общеэкономическими и общеотраслевыми изменениями, чем с разделением производства по секторам.
Для нисходящего сектора агробизнеса, обеспечивающего переработку и продвижение сельскохозяйственной продукции к конечному потребителю через оптовую и розничную сеть и систему общественного питания, характерны противоположные тенденции.
Если организационная структура сельскохозяйственных предприятий традиционного сектора даже США и Канады, раньше других стран перешедших к коммерческому выращиванию ГМ культур, пока не претерпела принципиальных изменений под воздействием "генной" революции, то в нисходящем секторе такие изменения стали реальностью. В области переработки эти изменения связаны с процессом создания специальных линий и производств с использованием сырья с заданными свойствами на основе новых технологий, что повлекло за собой организационно-технологическую дифференциацию фирм и их подразделений в пищевой промышленности и сбытовом секторе.
Ближе всего к потребителю находятся сфера розничной торговли и система общественного питания, для которых конец 90-х годов стал периодом радикальных организационных перемен, общим направлением которых было разделение по типам продовольственных товаров. Эта тенденция является результатом взаимодействия весьма противоречивых и разнонаправленных составляющих.
С одной стороны, производители и потребители органических продуктов предпочитают четкую идентификацию конечного товара, что возможно лишь при соответствующей организационной структуре и наличии отдельной товаропроводящей сети. С другой стороны, организационное разделение оптовых и розничных продовольственных фирм означает значительные затраты, как для традиционного, так и для ГМ секторов и вызывает их определенное противодействие. При этом функциональное разделение уже фактически началось и неизбежно приведет к организационной дифференциации сбытового звена, однако, не в столь явных формах, как в органическом секторе. Потребитель, даже в развитых странах, в ближайшее десятилетие вряд ли встретит вывески над продовольственным магазином или супермаркетом, означающие, что здесь продаются только генетически модифицированные продукты. Более вероятен сценарий создания специальных отделов по продаже продуктов, свободных от ГМ компонентов. Однако функционально система закупки и реализации таких продуктов дифференцируется уже сейчас.
В 2000 г. на долю трех крупнейших мировых производителей приходилось лишь 5% всех продаж продовольствия и напитков. При этом их совместный объем продаж в 1995 г. составлял 97 млрд долл., в 1997 г. - 99 млрд и в середине 2001 г. -96,7 млрд долл. . Совокупный объем продаж продовольствия 5 крупнейших мировых производителей оценивался в 2001 г. в 140 млрд долл., на 1,5% выше уровня предыдущего года83.
При относительно низкой концентрации производства в отрасли лидирует крупный бизнес, определяющий направления развития продовольственной системы. Уровень концентрации и централизации капитала в общемировом масштабе выше у фирм ресурсного сектора, затем следует сектор переработки, то есть собственно пищевая промышленность, и система сбыта, далее — производство сельскохозяйственного сырья и система общественного питания.
В целом организационно-технический фактор явился одним из ключевых в процессе проникновения новых технологий в аграрный сектор и формирования современной товарной структуры продовольственной цепи. За неполное десятилетие коммерческого использования ГМ и органических продуктов уже сложилась новая фирменная структура рынка.
Новые сектора рынка — органических и ГМ продуктов — возникли в развитых странах в период, когда организационно-техническое направление развития мировой продовольственной системы окончательно сформировалось по принципу вертикальной интеграции.
Вертикальная интеграция агробизнеса на современном этапе. Термином "вертикальная интеграция" определяется объединение функций различных воспроизводственных секторов и входящих в них отраслей в единую производственную цепь и создание организационных структур для реализации этих функций. Вертикальная интеграция в аграрных отраслях объективно способствует эффективному проникновению достижений НТП во все звенья продовольственной цепи, является основой унификации технологических процессов и как следствие этого — повышения эффективности сельскохозяйственного производства в целом.
Вертикальная интеграция хозяйствующих субъектов на рынке сельскохозяйственных товаров отражает объективно сложившиеся в ходе экономической эволюции условия функционирования всей продовольственной системы. При этом "вертикальная интеграция служит фирме для того, чтобы за счет внутрифирменной организации компенсировались трудности на рынках промежуточных продуктов"86.
Для сельскохозяйственных рынков 90-х годов стало особо актуально утверждение Л. Маккензи, цитируемое и принимаемое многими зарубежными исследователями, о том, что "материальные стимулы, побуждающие фирму, расположенную"ниже" по технологической цепочке, неэффективно (с точки зрения уровня реальных издержек производства) сочетать факторы производства, исчезают в тех случаях, когда монополистическое предложение соответствующих товаров или услуг и фирма, занятая промежуточным использованием товаров или услуг, объединяются между собой"87.
Формирование тесного взаимодействия комплекса отраслей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целом шло параллельно развитию производительных сил и производственных отношений.
Изначально более динамичные отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья, производству ресурсов, а также сфера общественного питания, транспортная и сбытовая инфраструктура тяготели к преодолению нестабильности и непредсказуемости, характерных для сырьевого сектора. К факторам, способствующим развитию вертикальной интеграции, можно отнести концентрацию в перерабатывающих отраслях, при которой возросли требования к качественным и технологическим характеристикам сельскохозяйственного сырья, его гомогенизации, необходимости гарантирования точности его поставок по срокам и объемам, а также новые требования торговли к продовольствию по упаковке, однородности качества, ритмичности поставок.
Однако главным побудительным мотивом формирования организационной структуры аграрно-промышленного комплекса по принципу вертикальной интеграции во всех странах является стремление производителей к минимизации фактора неопределенности и непредсказуемости сельскохозяйственного рынка.
Совокупность основных и смежных отраслей по выращиванию сырьевого сельскохозяйственного продукта, его сбору, хранению, транспортировке и переработке до уровня готового к употреблению в системе общественного питания или дома, а также по сбыту через оптово-розничную систему получила общее название "аграрно-промышленный комплекс" (АПК) или агробизнес.
Степень зрелости межхозяйственной вертикальной интеграции напрямую зависит от общеэкономического уровня развития страны. Развитым странам в большей степени, чем развивающимся, присуща функционально-отраслевая структура агробизнеса. Это значит, что процесс вертикальной интеграции охватывает несколько групп или уровней отраслей и соответственно это находит отражение в организационной структуре рынка.
Уровень вертикальной интеграции в развитых странах выше, чем в развивающихся. Если во многих развивающихся странах АПК имеет фрагментарный характер, а в некоторых из них лишь формируются общие предпосылки для его развития, то в развитых государствах сельское хозяйство и пищевая промышленность уже несколько десятилетий предлагают рынку фактически единый, общий товар — продовольствие.
Первоначально вертикальная интеграция возникла в овощном и семеноводческом секторах сельского хозяйства США. По данным П. Шарканя, уже в 1958 г. в этой стране в рамках вертикальной интеграции производилось до 90% овощей, предназначенных для переработки на консервных заводах и морозильных фабриках . Затем этот процесс распространился на страны Западной Европы, и в настоящее время им охвачены практически все страны мира.
В целом национальная продовольственная система развитой страны состоит из совокупности аграрно-промышленных комплексов, сформированных по продуктовому (товарному), функциональному, территориальному принципам. Эта совокупность дополняется незначительным количеством семейных хозяйств, не входящих в АПК.
Продуктовый принцип строения АПК предполагает, что составными элементами комплекса являются товарные отрасли (мясная, молочная, зерновая, овощная, сахарная, прочие).
Функциональное строение трактуется как совокупность отраслей, выполняющих в рамках комплекса определенные задачи (обеспечение ресурсами, НИОКР, производство сырья, переработка, хранение, транспортировка, сбыт). Территориальное строение АПК рассматривается как объединение по регионально-географическому принципу структур, занятых в перечисленных выше отраслях, с учетом природно-климатических факторов и особенностей их функционирования.
В 90-е годы создались предпосылки для более широкой трактовки АПК развитой страны, включения в устоявшуюся систему классификации его структуры нового параметра — типа производства конечного продукта (традиционного, органического, генетически модифицированного). При этом представляется преждевременным говорить об универсальности и равноценности такого нового выделения структур АПК во всех развитых странах.
Производственно-типовая форма организации АПК зарождается лишь в США, Канаде, ЕС, то есть в странах с развитой аграрно-биотехнологической отраслью и одновременно со сложившейся культурой органического агропроизводства. В других странах проникновение новых типов продовольственных товаров на рынок обеспечивается за счет вертикально-интегрированных транснациональных корпораций (см. 3.3).
В развивающихся странах элементы АПК сформированы в основном в отраслях, либо имеющих экспортное значение, либо получивших поддержку в период "зеленой" революции с целью достижения самообеспечения продовольствием.
Рассматривая проблемы формирования аграрно-промыш-ленных комплексов в развивающихся странах в контексте эволюции продовольственной проблемы, российский ученый М.Г. Борисов отмечает: "Формирование АПК — общее явление для всех стран, достигших определенного этапа экономического развития. Страновые АПК сильно отличаются по своей зрелости. В большинстве стран Востока АПК пока что носит фрагментарный, анклавный характер" . Соответственно этому сформирована и организационная структура национальных сельскохозяйственных рынков этих стран.
Однако в последнее десятилетие XX века в условиях глобализации мировой продовольственной системы недостающие звенья в структуре АПК развивающихся стран замещаются за счет внешнего фактора. При этом каналами восполнения недостающей функции или отсутствия продукции какой-либо отрасли в рамках национальных АПК развивающихся стран являются не столько обычная внешняя торговля или другие формы внешнеэкономических связей, сколько внутрифирменные поставки, прямые иностранные инвестиции, передача технологий, обучение специалистов и все прочие виды деятельности ТНК.
Например, продовольственные фирмы государств Западной Европы в период благоприятной конъюнктуры рынка органических продуктов в середине 90-х годов приступили к формированию производственной базы по выращиванию отдельных видов овощей в развивающихся странах на основе принципов органического ведения сельского хозяйства по стандартам, принятым в ЕС. При отсутствии объективных национальных экономических условий для формирования таких секторов продовольственного рынка (низкий уровень доходов населения и, как следствие этого, отсутствие платежеспособного спроса, неразвитость материально-технической базы и соответствующей инфраструктуры, неинформированность производителей и потребителей о преимуществах биопродуктов), но при наличии внешних предпосылок (высокий спрос и высокие цены на биопродукты в развитых странах) западноевропейским ТНК удалось сформировать органический сектор в ряде африканских, азиатских и латиноамериканских стран.
Таким же образом в конце 90-х годов XX века североамериканские ТНК приступили к созданию' в развивающихся странах зависимой от их научной базы подотрасли АПК по производству ГМП.
Аналогичная схема формирования анклавов АПК в развивающихся странах присуща и тем отраслям традиционного сектора продовольственной системы, для которых характерно наличие длительных тенденций благоприятной конъюнктуры или которые не могут быть должным образом сформированы в развитых странах из-за природно-климатических особенностей производства сырья (тропические товары, морепродукты и др.).
Вертикальная интеграция в продовольственных отраслях развивающихся стран, таким образом, складывается под воздействием не только и не столько национальных общеэкономических, сколько общемировых тенденций развития рынков продовольствия.
Фирмы, объединяющие функции производства, переработки и сбыта продовольствия, а также материально-технического снабжения сельскохозяйственных производителей необходимыми ресурсами, получили название "вертикально-интегрированные компании" (ВИК).
Организационно вертикально-интегрированные фирмы в аграрных секторах развитых стран представлены двумя разновидностями:
агропромышленные и агроторговые объединения с концентрацией управляющих функций в едином центре, осуществляющем руководство всеми направлениями хозяйственной деятельности и проводящем единую производственную, технологическую, инновационную, сбытовую политику. Взаимоотношения сельскохозяйственных производителей и других функциональных подразделений в такой системе строятся на основе внутрифирменных договоров. Вся технологическая цепочка при этом подчинена общей корпоративной концепции с использованием всего арсенала средств и методов современного маркетинга;
компании, вовлекающие мелких и средних производителей сельскохозяйственной продукции в процесс вертикальной интеграции на основе контрактных отношений на поставку сельскохозяйственного сырья или, наоборот, на обеспечение их необходимыми средствами производства. Как правило, это фирмы, занятые переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции или производящие ресурсы для отрасли.
Высшей формой вертикальной интеграции является первая из названных, получившая название "корпоративная интеграция". Она предполагает интеграцию собственности на предприятия, оперирующие в нескольких стадиях технологического процесса производства и сбыта продовольствия. Эта форма более характерна для развитых стран. Причем ее становление во многих товарных секторах происходило при непосредственной помощи государства через реализацию программ поддержки сельского хозяйства, особенно в таких отраслях, как производство зерновых и масличных культур.
Вторая форма вертикальной интеграции получила название "контрактация". Она распространена во всех странах мира в основном в овощеводстве, картофелеводстве, сахарной промышленности, а также в бройлерном птицеводстве, свиноводстве и семеноводстве. Для этой формы характерно множество вариантов взаимоотношений между контрагентами и соответственно разная глубина проникновения стратегии фирмы-интегратора по технологической продовольственной цепочке.
Фирмы-интеграторы, в свою очередь, значительно разнятся по основным функциям, размеру, степени технической оснащенности, организационной структуре. В последнем десятилетии к этим критериям добавились и параметры наукоемкости конечного продукта фирмы, а также элементы специализации на типе товара.
Обе эти разновидности вертикально-интегрированных компаний предполагают наличие собственной инфраструктуры по хранению, транспортировке, первичной и глубокой переработке сырья, а также вовлечение в технологический процесс, в случае необходимости, внешних ресурсов.
Глубина вертикальной интеграции, то есть количество звеньев продовольственной цепи, на которые распространяется деятельность структур сельскохозяйственного и продовольственного бизнеса, различна в отдельных товарных отраслях. Она также может меняться в отдельные периоды времени в зависимости от среднесрочных колебаний конъюнктуры.
До середины 90-х годов в пищевой отрасли в целом преобладала тенденция к углублению вертикальной интеграции, которая проявлялась в товарной и функциональной диверсификации агробизнеса. В конце 90-х годов, в период замедления темпов экономического роста в развитых странах и преодоления последствий кризиса в Юго-Восточной Азии, снижение
нормы прибыли в продовольственном секторе вызвало волну структурных перемен во всех звеньях вертикально интегрированной продовольственной цепи. При этом инициирующим перемены звеном стал нисходящий сектор, а именно, сфера розничной торговли и система общественного питания.
Под воздействием концентрации и горизонтальной интеграции в этих нисходящих отраслях в пищевой промышленности усилились тенденции сосредоточения хозяйственных усилий на основных видах деятельности с целью экономии на масштабах и удержания позиций крупных поставщиков унифицированных товаров для концентрированной розничной сети.
Углубление специализации на отдельных группах высокодоходных товаров, в основном с известными торговыми марками, у некоторых продовольственных фирм достигло степени девертикализации, когда снижается количество охватываемых хозяйственной структурой производственных уровней, в основном за счет восходящих отраслей.
Например, корпорация "Сара Ли" повысила прибыльность, последовательно реализуя в конце 90-х годов программу девертикализации, предусматривающую концентрацию деятельности фирмы на продуктах с высокой долей добавленной стоимости и соответствующую организационную реформу. Экономический эффект от такой реорганизации составил, по оценкам, от 25 до 50 млн долл. в год . По мнению руководства компании, минимизация уровней вертикальной интеграции позволила снизить капиталоемкость бизнеса и повысить конкурентоспособность фирмы. "Не стоит преувеличивать влияние глобализации на наш бизнес. В наше время успеха добиваются не те компании, которые производят товары, а те, которые генерируют идеи", — заявил генеральный директор компании Дж.Х. Брайан91.
Одновременно другие продовольственные компании, концентрируя основную деятельность, стремятся сосредоточить контроль над большим количеством производственных уровней в рамках углубляющейся специализации.
В становлении всех форм вертикальной интеграции традиционно весьма значительна и многогранна роль государства. Через программы поддержки сельского хозяйства осуществляется частичное субсидирование производства сырья, особенно в специфических районах с неблагоприятными условиями производства, с целью решения не столько отраслевых, сколько социальных проблем в сельской местности. Кроме того, государство участвует в создании и поддержании транспортной, складской, торговой, а в последние годы и информационной инфраструктуры отрасли.
Формированию вертикальной интеграции способствуют также программы стимулирования экспорта, создание системы стандартов на продовольствие, регламентация экологических, юридических, технологических аспектов взаимоотношений структур, занятых в АПК.
Законодательное закрепление прав интеллектуальной собственности на технологию производства наукоемких товаров, в том числе нового типа продовольствия, на национальном уровне, а также в рамках ГАТТ/ВТО на международном способствовало зарождению противоположной тенденции — усилению роли частного сектора в формировании тенденций вертикальной интеграции в сельском хозяйстве как развитых, так и развивающихся стран.
И интеграция собственности, то есть корпоративная интеграция, и производственная контрактация являются в настоящее время той единственной организационной формой сельскохозяйственного производства и сбыта, которая в условиях жесткой защиты прав интеллектуальной собственности обеспечивает проникновение наукоемких технологий во все звенья продовольственной цепи.
Фирма-интегратор, выполняющая управленческую функцию, определяет направления товарной политики на основе имеющихся в ее распоряжении прав собственности на технологию производства генетически модифицированного или, что бывает значительно реже, органического сырьевого сельскохозяйственного товара.
Участники корпоративной вертикальной интеграции не имеют права стратегического управления хозяйственной деятельностью, поэтому для них участие в том или ином типе производства (традиционном, генетически модифицированном, органическом) является императивным. Изменения в номенклатуре высеваемых культур и ассортименте выпускаемой готовой продукции происходят одновременно по всей вертикали технологической цепи. При этом хозяйственные риски распределяются также по всей вертикали. Именно на эту разновидность вертикально-интегрированных предприятий в пищевом секторе приходится большая часть производства ГМП.
Напротив, при производственной контрактации фермерское хозяйство формально не привязано столь жестко к типу производства и имеет возможность заключать контрактные отношения с фирмой-интегратором по своему усмотрению.
Несмотря на наличие действенных экономических рычагов по изменению номенклатуры и качества сельскохозяйственной продукции с целью минимизации издержек производства во всей технологической вертикали со стороны фирмы-интегратора, с которой у фермера существуют устоявшиеся традиционные договорные отношения, использование ГМ семян и посадочного материала явилось той проблемой, которую фермер решает самостоятельно не только на основе своего хозяйственного опыта, но и с учетом его мировоззренческих и даже религиозных взглядов. Хозяйственные риски за принятие решения в пользу того или иного типа производства при этом ложатся на фермера.
Агропромышленные и агроторговые фирмы тех развитых стран, где ГМ культуры разрешены к выращиванию, вовлекают фермеров в контрактные отношения, предлагая более дешевый ресурс и обосновывая снижение издержек производства за счет улучшенных агрономических свойств ГМ семян.
В развивающихся странах национальные АПК не имеют в настоящее время собственных возможностей для реализации такой наукоемкой формы вертикальной интеграции. Фермеры из этой группы государств вовлекаются в производство ГМП
через систему взаимоотношений с вертикально интегрированными ТНК.
Товарная политика вертикально-интегрированных крупных фирм стала вызывать в конце 90-х годов весьма негативную реакцию мелких и средних фермеров, работающих на принципах контрактации. Эта категория производителей вынужденно будет привязана к товаропроводящей сети какого-то конкретного монополиста по конкретному товару и соответственно будет лишена возможности определять собственную ценовую политику. Мелкие фермеры вынуждены будут покупать ГМ семена для посева по ценам вертикально-интегрированной структуры и продавать свой урожай этим же фирмам по навязанным ими же ценам.
Как образно выразился один канадский фермер, такая система корпоративного контроля является ничем иным, как моделью централизованного планирования, практиковавшегося ранее в Советском Союзе. Фермерам все равно, кто будет лишать их возможности самостоятельно вести хозяйственную деятельность и решать за них, с кем и как торговать, — государство или корпорация . Поэтому опросы фермеров в США и Канаде в конце 90-х годов показали, что лишь 5% из них считают, что вертикальная интеграция в сфере производства и сбыта ГМП дает положительный эффект, 9% — не оказывает никакого воздействия на рынок и 86% — влияет негативно 3.
Безусловно, мелкие и средние производители ГМП, особенно в растениеводстве, прекрасно понимают, что они лишаются контроля за спросом и предложением товара, возможности свободно конкурировать и что на внешний рынок их товар будет поставляться по мировым ценам, которые обычно ниже внутренних. Однако система технологической зависимости в рамках этого типа производства объективно не оставляет фермеру после принятия им решения о выращивании ГМ культур выбора цепи реализации своего продукта.
По мере развития аграрных биотехнологий и создания ГМО со все более уникальными свойствами степень жесткости взаимозависимости субъектов вертикальной интеграции в производстве и сбыте продовольствия будет увеличиваться.
В органическом секторе также существуют агропромышленные и агроторговые вертикально-интегрированные структуры, однако им присущи некоторые отличия от аналогичных фирм ГМ сектора.
Если в ГМ секторе процесс вертикальной интеграции в форме производственной контрактации предполагает зависимость фермера от фирмы-интегратора в большей степени на этапе выхода из системы, то в органическом секторе, наоборот, фермер должен приложить серьезные хозяйственные усилия для адаптации своего хозяйства к специальным методам сельскохозяйственного производства (т.е. проблемой является проникновение в организационно-технологическую цепь). Напротив, на этапе выхода из системы отношения между органическими фермерами и фирмой-интегратором не носят характера жесткой технологической детерминированности и определяются главным образом экономическими мотивами. Более того, при несоблюдении технологии биопроизводства или несоответствии товара жестким стандартам хозяйство теряет статус органического и переходит в традиционный сектор по инициативе самого интегратора.
В корпоративно-интегрированных агропромышленных и агроторговых фирмах традиционного, генетически модифицированного и органического секторов различия в системе хозяйственных взаимоотношений между подразделениями не носят принципиального характера и определяются в большей степени отраслевыми, чем типовыми особенностями.
Изменения организационной структуры фирм агробизнеса, занятых в сфере производства и торговли ГМ и органических товаров, идут по пути не только вертикальной, но и горизонтальной интеграции на каждом этапе продовольственной цепи.
Наиболее динамично, рельефно и многообразно процессы вертикальной и горизонтальной интеграции в секторах производства ГМ и органических товаров формируются на уровне транснациональных корпораций, являющихся в настоящее время эффективным каналом диффузии достижений технического прогресса в сельскохозяйственных и продовольственных отраслях не только вглубь, то есть во все подотрасли и подразделения, но и вширь, в направлении даже самых отсталых в экономическом отношении стран.
Некоторые аспекты деятельности транснациональных корпораций на мировом рынке сельскохозяйственных товаров. Качественный скачок в процессе интернационализации производства сельскохозяйственных товаров в период "зеленой" революции, сопряженный с изменениями объема и механизма вывоза капитала, последующая глобализация мировой продовольственной системы привели к активному формированию вертикально-интегрированных транснациональных корпораций агробизнеса и весьма значительному росту их влияния на мировом рынке.
В экономической науке существует многообразие трактовок и определений транснациональных корпораций (ТНК), что имеет объективную основу — множественность функций и особенностей деятельности этих структур в мировой экономике.
При отсутствии единых критериев и подходов к трактовкам ТНК в различных экономических школах, тем не менее, существует набор параметров, по которым определяется уровень транснациональности. Это, во-первых, характер собственности (национальная или многонациональная) независимо от юридической формы и сферы деятельности хозяйственной структуры; во-вторых, — централизованное внутрифирменное планирование и стратегическое управление всеми подразделениями независимо от страны их функционирования, обеспечивающее согласованную политику под единым частным контролем; в-третьих, — использование преимуществ международного разделения труда через экономию основных ресурсов и формирование системы особых трансфертных цен; в четвертых, — раздел рынков ие между родственными структурами; в-пятых, — единое технологическое и научно-техническое обеспечение; в-шестых, — взаимозависимость результатов хозяйственной деятельности.
По различным оценкам, доля ТНК в международной торговле превышает половину ее объема, а в некоторых отраслях доходит до 80-90%.
Применительно к сельскохозяйственным и продовольственным ТНК эволюция экономических теорий и воззрений на этот феномен в целом проходила в соответствии с общими направлениями развития мировой научной мысли. Однако приоритетное развитие получили теории/интернализации (А. Рагмен), диверсификации (К. Боулдинг), /географического размещения производства и рассредоточения рисков (Г. Грубел, Дж. Виддсмит), модифицированная теория фирмы (У. Баумоль), а также эклектические теории (Дж. Даннинг, П. Бакли, Э. Кейвз)94.
В конце 90-х годов в условиях появления организационных и товарных модификаций продовольственных и сельскохозяйственных ТНК на генно-инженерной волне НТП стали популярными теории промышленной динамики (И. Шелдон, Б. Лавуайе)95, слияний (Г. Рауссер, А. Марко)96, а также ряд других концепций, увязывающих процессы организационных и функциональных изменений ТНК с этапами технологического и научного развития отрасли.
Для рынков сельскохозяйственных товаров, в целому продовольственного сектора, в частности, появление хозяйствующих субъектов, подпадающих под определения ТНК, явилось логическим этапом эволюционного развития/соответст-вующих отраслей.
Фактор использования возобновляемых природных ресурсов, их специфики, технологические и климатические особенности производственного цикла задолго до появления в мировой экономике феномена ТНК и соответствующих теорий в экономической науке привел к созданию фирм, производственная и сбытовая деятельность которых была по своей сути транснациональной.
На этапе до массового появления ТНК элементы транснациональности были характерны в большей степени для таких отраслей продовольственного сектора, как растениеводство, особенно производство масличных, зерновых, тропических культур и сахара, а также рыболовство.
Еще в период существования колониальной системы крупные продовольственные фирмы развитых стран были ориентированы на получение сельскохозяйственного сырья из различных регионов мира не только по каналам обычной международной торговли, но и через использование специфических организационных структур, аналогов нынешних дочерних фирм, расположенных за пределами страны базирования материнской компании. При этом между родственными структурами существовали движение капитала, персонала (в основном руководящего), технологический обмен знаниями и навыками производства, управления, сбыта.
При том, что сельскохозяйственные фирмы вступили на путь поэтапного создания готового товара с разбивкой производственного процесса на отдельные функции и этапы и рассредоточения этих функций по разным странам раньше других отраслей, процесс формирования их организационных контуров и глобальных стратегий нельзя считать завершенным, тем более единообразным. "Генная" волна НТП и сопутствующая ей тенденция к экологизации продовольственной системы привнесли в процесс эволюции аграрных ТНК новый динамизм и разнообразие.
В настоящее время ТНК в продовольственной сфере схематически можно представить как производственное-тфедприятие, отдельные подразделения которого, связанные/единым технологическим циклом, расположены в разных странах или же весь производственный цикл которого выносится за пределы страны базирования для экономии на трансакционных издержках.
Отличительной чертой "международности" для ТНК продовольственного сектора, таким образом, являются не столько признаки происхождения капитала, сколько экономия основных ресурсов на основе международного разделения труда по географическому и отраслевому принципам. Подавляющее большинство современных аграрных ТНК представляет капитал только одной страны, а вовсе не многонациональный, хотя он и осуществляет производство на многонациональной основе.
В целом ТНК на сельскохозяйственном рынке далеко не всегда относятся к категории крупнейших в отрасли компаний. Существует множество средних и даже мелких фирм как в сырьевых, так и в перерабатывающих отраслях, а также в торговле и общественном питании, деятельность которых подпадает под критерии транснациональности.
Крупнейшие продовольственные ТНК руководствуются принципом глобальной стратегии, когда продукция ТНК производится и реализуется по единым интегрированным в мировом масштабе схемам и: технологическим нормам, что позволяет достигать высокой нормы прибыли за счет размера производства, оптимального использования ресурсов, а также экономии на НИОКР.
При этом глобализация сбыта нового типа товара явилась достаточно сложным и многофакторным явлением для мирового сельскохозяйственного рынка в целом и для ТНК в частности. Эта многофакторность и многообразие вытекающих из нее проблем нашли свое отражение в особенностях функционирования многонациональных хозяйственных структур.
Для продовольственного сектора характерна множественность конфигурации ТНК, то есть их филиалы в отдельных регионах и странах адаптированы к местным условиям и формируют товарную и производственную политику с учетом местных культурных, религиозных и потребительских/Традиций. При этом зачастую используется сочетание по отдельным товарным группам двух разновидностей глобальной конфигурации: рассеянной, когда прямые зарубежные инвестиции направляются в создание специфического для данного конкретного рынка продукта, и концентрированной, когда продукт производится в одной или нескольких странах и поставляется в едином виде через внутрифирменную систему товародвижения на различные локальные рынки.
В случае рассеянной конфигурации конкурентные преимущества достигаются за счет экономии ресурсов и учета фактора традиционности потребления, в случае концентрированной конфигурации — за счет использования уникальных потребительских качеств продукта, а также высокой репутации фирмы или торговой марки.
Обычной практикой продовольственных ТНК является высокая степень координации всех аспектов деятельности филиалов в различных странах и регионах. В продовольственном секторе используются практически все виды стратегий деятельности ТНК — от дублирования филиалами всех функций материнской фирмы и простой интеграции по примеру обычных национальных компаний до комплексной интеграционной стратегии, когда дочерние фирмы объединены в единые сети производства и сбыта, интегрированные в масштабе отдельных регионов или глобально по всему миру.
Если основной парадигмой стратегического развития продовольственных ТНК в 80-е годы и в первой половине 90-х годов XX века была диверсификация товара и функций, то в конце 90-х годов и особенно в начале XXI века ее сменила парадигма специализации, выражаемая стратегией "фокусировки на ядре". Эти стратегии предполагают выделение основной сферы деятельности и концентрацию усилий на конкретном генеральном направлении, что означает повышение степени специализации на уровне товара, отрасли, функции. Многочисленные разновидности "стратегии ядра" именуются иначе концепциями реконфигурации.
Реструктуризация продовольственных ТНК по пути углубления специализации и концентрации стала в определенной степени ответной реакцией на происходившую с некоторым опережением волну концентрации в розничной продовольственной сети. Однако в большей мере она определялась объективными процессами глобализации потребления и сбыта продовольствия, выдвинувшими на первое место в конкурентной борьбе товарный фактор.
Инновационная политика продовольственных ТНК в рамках стратегий "фокусировки на ядре" направлена на выпуск на рынок группы новых товаров с улучшенными потребительскими свойствами под единой торговой маркой. Этим стратегическим целям, безусловно, отвечают как генетически модифицированные, так и органические продукты. При этом технологические особенности производства сырья при этом задают инновационным стратегиям ТНК лишь тактические модификации.
Фокусировка усилий на меньшем количестве функций или специализация на отдельных группах товаров дает ТНК значительную прибыль.
Отказавшись от деятельности в сфере общественного питания и сосредоточив ее исключительно на производстве и торговле упакованными продуктами и напитками, ТНК "Пепсико" (PepsiCo) удвоила свой оборот, доведя его до 1,4 млрд. долл.97. Один из руководителей компании Р.А.Энрико заявил по этому поводу, что "рестораны и упакованные продукты — это совсем разный бизнес, их совмещение ограничивает потенциал обоих"98.
Реализуя стратегию реконфигурации, компания "Кэм-пбелл Соуп" (Campbell Soup) избавилась от семи "неосновных" видов деятельности, включающих производство птицы в США и говядины в Аргентине99.
Аналогичные шаги предприняла и ТНК "Х.Дж. Хейнц" (H.J. Heinz), продав и закрыв 23 предприятия по всему миру, в основном в сфере услуг для пищевой промышленности, и одновременно расширив производство детского питания в Китае и Японии100.
Соответственно тенденцией последних лет, непосредственно связанной с деятельностью ТНК, явилась унификация отдельных видов продовольствия и нивелирование национальных традиций потребления через систему единых фирменных стандартов, что противоречит тенденции к диверсификации товарного ассортимента и в определенной степени гасит ее. Либерализация международной торговли сельскохозяйственными товарами усиливает возможности для осуществления такой унификации во всемирном масштабе.
Безусловно, существует явно выраженная специфика деятельности средних и мелких продовольственных ТНК, заключающаяся в низкой степени товарной и функциональной диверсификации, порой достигающей монотоварности или монофункциональности.
Тенденция товарной и функциональной специализации в сегментах деятельности не только мелкомасштабных, но также крупных продовольственных ТНК существует на мировом рынке одновременно и параллельно с тенденцией к диверсификации.
Рост популярности питания вне дома (в ресторанах, студенческих и школьных столовых, в закусочных на вокзалах и аэропортах), стимулирующий производство готовых упакованных продуктов и продуктов легкого приготовления, способствует расширению ассортиментных рядов таких товаров и одновременно нивелирует грань между розничной продажей и сферой общественного питания. Эти изменения способствуют экспансии товаров известных торговых марок на новые рынки.
Такую форму диверсификации практикуют в основном североамериканские ТНК. Например, фирма "Бестфудс" (Bestfoods) диверсифицировала деятельность, наладив поставку продуктов легкого приготовления своих известных торговых марок в более крупной упаковке таким гигантам сферы обще- как "Макдональдс^^'Бургер Кинг". Прибыль ТНК "Бестфудс" от поставок^в^сферу общественного питания при этом стала сопоставима с прибылью от розничной торговли101.
направлением функциональной диверсификации продовольственных ТНК является ориентация на неспецифическую торговую сеть, особенно загородные торговые центры, что предполагает создание стратегических альянсов за пределами продовольственной
Для вертикально-интегрированных ТНК продовольственного сектора, реализующих комплексные интеграционные стратегии, в определенной степени стираются традиционные границы между подотраслями. Многие сырьевые ТНК интегрируют обрабатывающую промышленность, ресторанный бизнес, систему быстрого питания, нивелируя это традиционное разграничение и создавая новые цепочки добавленной стоимости фирмы.
В рамках реализации комплексной интеграционной системы аграрных ТНК выделяются три вида корпоративных структур: вертикальная, горизонтальная и вертикально-горизонтальная. Если в начале 90-х годов наиболее эффективной признавалась вертикальная корпоративная структура, то к концу века усилилась тенденция к вертикально-горизонтальному принципу построения таких фирм.
Сельскохозяйственные ТНК в большей степени стали переориентировать свою стратегию на преимущества, которые обеспечивает крупномасштабная деятельность и глобальный охват. Одним из направлений глобализации сбыта явилось использование каналов электронной торговли. В 2001 г. такая торговля была признана ключевой сферой инвестиций крупных пищевых ТНК, признавших необходимость использования концепций глобального охвата102.
В сельскохозяйственном секторе электронная торговля возможна по довольно узкому ассортименту унифицированных стандартных товаров. Проблемой является отсутствие общих стандартов на аналогичный товар из-за наличия на каждом региональном рынке большого количества конкурирующих национальных и транснациональных корпораций. В таких условиях потребность в унификации товара вступает в противоречие с необходимостью придания товару отличительных характеристик. В этой связи для ТНК благоприятной является перспектива развития системы электронноиХ торговли сырьевыми (особенно фрукты, овощи) товарами и готовыми расфасованными продуктами с глобальными торговыми марками.
Сложилось два направления электронной торговли продовольствием: бизнес-бизнес (В2В) и бизнес-потребитель (В2С), при этом более распространена система В2В. Примечательно, что продовольственные ТНК активно практикуют использование электронных сетей частных клиентов.
Продовольственные ТНК вынуждены выделять электронную торговлю в отдельную функцию бизнеса для удержания доли национальных и внешних рынков. Крупнейшие ТНК имеют отделы электронной торговли и даже создают совместные электронные сети по отдельным товарным группам. Такая кооперация способствует росту прибыли за счет агрегирования продаж, особенно по вспомогательным, не основным товарам корпораций, однако не способствует консолидации с розничным звеном продовольственной цепи, которое все более концентрируется.
Период современной волны НТП в аграрно-продовольственном секторе усилил такую функцию ТНК на национальных и зарубежных рынках, как глобальное формирование спроса на группы товаров, а не на индивидуальный продукт. Эта функция реализуется дифференцированно в зависимости от уровня самообеспеченности продовольствием страны, где предполагается сбывать новый товар, среднедушевого дохода населения, демографических показателей, традиций потребления.
Формирование спроса на органические продукты идет непосредственно на потребительском рынке и основывается на информировании потребителя о преимуществах экологически чистых продуктов, рекламе здорового образа жизни, увязывании этого способа производства с защитой окружающей среды и пропагандой национальных и местных, а зачастую и патриархальных, "бабушкиных", продуктов.
В формировании спроса на генетически модифицированные продукты на первое место выдвигаются факторы повышения производительности труда и обеспечения населения продовольствием по более низким ценам, безопасности этого типа товаров, возможности улучшения кулинарных свойств приготовленных из них блюд, способности этих продуктов быть одновременно источником питательных и лечебных веществ.
По этой группе товаров формирование спроса идет в двух секторах: производственном и потребительском, а также в сфере формирования торговой политики.
Современный этап проникновения на рынок ТНК с новыми готовыми продовольственными и сырьевыми сельскохозяйственными товарами идет в направлении создания своего рода зависимости страны сбыта от технологий, комплекса агротехнических методов, знаний о товаре, что усиливает роль ТНК в интернационализации сельскохозяйственных рынков и создает предпосылки для структурных перемен всей продовольственной системы.
В современную эпоху высокого уровня развития информационных технологий выявилась парадоксальная ситуация: конечный потребитель мало информирован об особенностях характеристик трех типов сельскохозяйственных товаров. ТНК успешно заполняют эту информационную нишу, тратя значительные средства на политику формирования спроса. При этом центр тяжести такой политики переносится с индивидуальных особенностей товара на типовые.
В силу несоизмеримости уровней аграрных сырьевых и перерабатывающих отраслей в развитых государствах и странах "третьего мира" стратегии оперирования ТНК с новыми типами товаров реализуются с учетом фактора экономического развития.
Сельскохозяйственные ТНК, сконцентрировав результаты достижений аграрных биотехнологий в условиях юридической защиты прав интеллектуальной собственности, фактически становятся не только проводником НТП в развивающихся странах, но и внешним регулятором в них всего механизма агропроизводства и агробизнеса, преобразуя сами условия сельскохозяйственной деятельности.
При отсутствии средств, материальной базы и высококвалифицированных научных кадров для проведения адекватных современным уровням требований агробиотехнологических исследований, а также при фактическом исчерпании финансовых, а часто и технических возможностей для роста производства продовольствия в развивающихся странах эта группа государств объективно и бесспорно попадает в еще большую, чем прежде, зависимость от ТНК по параметру обеспечения населения пищей. Спорным является вопрос о последствиях и квалификации такой зависимости.
Положительными для развивающихся стран являются такие последствия деятельности ТНК в условиях коммерческой "генной" революции, как:
возможность использовать достижения новой технологической волны НТП в производстве продовольствия при отсутствии собственного наукоемкого ресурса, но при наличии традиционных ресурсов (земля, рабочая сила);
концентрация разрозненных звеньев местных структур агробизнеса на основе определяемой ТНК разновидности наукоемкой технологии, что приводит к повышению уровня специализации и росту конкурентных преимуществ;
повышение уровня обеспечения населения продовольствием;
рост производительности в сельском хозяйстве на отраслевом уровне и на уровне хозяйствующих субъектов;
быстрое развитие сельскохозяйственной инфраструктуры;
повышение квалификации кадров, занятых в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, а также в управлении хозяйствующими субъектами;
возможность решения социальных проблем. Одновременно для развивающихся стран возникают и
весьма ощутимые негативные последствия, к которым можно отнести:
технологические разрывы и дезинтегрированность в национальных отраслевых продовольственных комплексах;
потерю национального контроля над структурой сельскохозяйственного производства;
отсутствие гарантий экологической безопасности;
опасность превращения территории этих стран в своеобразные "испытательные полигоны" для биотехнологических мультинациональных фирм.
В целом деятельность аграрных ТНК в развивающихся странах, также как и в развитых, способствует интеграции и интернационализации мировой сельскохозяйственной системы, вынесению результатов дорогостоящих исследований за рамки страны-производителя и предоставлению, таким образом, им возможности использования достижений технического прогресса при сохранении права собственности на эти результаты (товары, технологии) за создающей структурой. Одновременно происходит и глобальное расширение возможных рисков от использования новых технологий в планетарном масштабе. Обе эти стороны научно-технической и экономической диффузии через деятельность ТНК являются закономерным и неизбежным проявлением современного процесса развития НТП в аграрных отраслях.
Заключение
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов.
Рынок зерна
Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;
увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.
Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.
Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.
В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.
В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.
При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.
При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.
Рынок мяса
Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.
Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.
Объем тарифных квот на период после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации.
Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.
Рынок сахара
Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка сахара является обеспечение дальнейшего роста производства сахара белого из сахарной свеклы до уровня максимального самообеспечения сахаром потребностей внутреннего рынка за счет сокращения зависимости от импортного сахара-сырца, а также создание условий для повышения эффективности функционирования свеклосахарного комплекса и поддержания доходности производителей сахара и свекловичного сырья.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение роста доли сахара, произведенного из российской сахарной свеклы, на внутреннем рынке;
создание условий для привлечения инвестиций в свеклосахарный сектор.
Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения сахара в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования импорта сахара-сырца и сахара белого.
Контрольные вопросы к теме 2.1
Что собой представляет мировая сельскохозяйственная система?
Каковы длительные тенденции развития мировой сельскохозяйственной системы?
Назовите основные направления развития НТП в аграрных отраслях в конце XX - начале XXI века.
Каковы критерии определения эффективности аграрных систем по классификации ФАО?
Определите позитивные и негативные итоги "зеленой" революции.
В чем суть "генной" революции и каково ее влияние на аграрный сектор мировой экономики?
Выскажите суждение об основных тенденциях производства сельскохозяйственной продукции.
Под влиянием каких факторов меняется объем предложения сельскохозяйственных товаров?
Дайте определение специфических производственных циклов в аграрных отраслях и покажите их роль в формировании конъюнктуры рынков сельскохозяйственных товаров.
Выделите основные факторы спроса на аграрную продукцию на мировых рынках.
Каковы тенденции изменения объемов и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров?
Как влияют демографические показатели на конъюнктуру рынков сельскохозяйственных товаров?
Дайте понятие продовольственной безопасности мира и страны и покажите ее связь с конъюнктурой мирового аграрного рынка.
Определите основные длительные и среднесрочные тенденции развития мировой торговли сельскохозяйственными товарами.
Дайте анализ тенденций изменения товарной структуры аграрного рынка в последнее десятилетие и определите основные перспективы.
Какова географическая структура мировой торговли сельскохозяйственными товарами и основные направления ее изменения?
Выделите основные ценообразующие факторы на мировом рынке аграрной продукции.
В чем заключается специфика организационной структуры мирового рынка сельскохозяйственных товаров?
Каковы основные формы организации агробизнеса на современном этапе?
Выскажите суждение о наиболее перспективных формах вертикальной интеграции в отдельных товарных секторах аграрного рынка.
Определите роль ТНК на мировом рынке сельскохозяйственных товаров.