logo
Лекция МТР тема 2

Тема 2.1. Мировые рынки сельскохозяйственных товаров (Лекция)

Цель – раскрыть основные тенденции мировой торговли сельскохозяйственными товарами, изучить организационную структуру и особенности мирового аграрного рынка.

Основные вопросы

Введение

  1. Сельскохозяйственные товары в мировой экономике

  2. Предложение сельскохозяйственных товаров.

  3. Спрос на сельскохозяйственные товары

  4. Мировая торговля сельскохозяйственными товарами.

  5. Организационная структура аграрного рынка

Заключение

Введение

Начало XXI в. стало периодом качественных изменений на мировом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Рост численности населения, ускорение темпов экономического развития в отдельных регионах земного шара способствовали устойчивому росту мирового спроса на рассматриваемую группу товаров, в то время как возможности увеличения их производства ограничивались имевшимися земельными и водными ресурсами и в значительной степени относительно низкой эффективностью самой аграрной отрасли. Серьезную проблему представляло неравномерное распределение сельскохозяйственных и продовольственных ресурсов по странам и регионам, а решению этой проблемы в значительной степени препятствовали такие взаимосвязанные факторы как бедность и несправедливые условия международной торговли.

Излишки сельхозпродукции, формировавшиеся в отдельных странах-продуцентах, оказывали давление на цены и являлись одним из серьезных препятствий на пути к смягчению проблемы диспаритета цен. Настоящим прорывом в данной области стало растущее непродовольственное использование сельскохозяйственного сырья, в первую очередь, топливно-энергетическое, которое привело к резкому скачку цен на сельскохозяйственную продукцию.

Подорожание нефти в середине 2000-х годов дало дополнительный импульс к формированию рынков биоэтанола и биодизеля. Переработка значительных объемов зерна, маслосемян, сахарного тростника и многих других видов продукции в биотопливо породила целый ряд экономических, экологических и социальных проблем, из которых можно выделить повышение зависимости цен сельскохозяйственной продукции от цен на энергоносители и усиление конкуренции между промышленным и продовольственным направлениями использования сельхозсырья за его ресурсы.

Развитие нового направления влечет за собой серьезные последствия для мирового аграрного рынка, усиливая его неустойчивость, в то время как быстро растущие потребности стран с развивающейся экономикой оказывают дополнительную поддержку спросу.

В 2007 г. начались изменения в структуре мировых посевов – высокие цены на традиционное топливо стимулируют производство сырья для получения этанола, прежде всего, кукурузы и сахарного тростника. В Европе увеличиваются посевы рапса, планируется “реактивация” ранее выведенных из оборота земель, в Юго-Восточной Азии расширяются посадки масличной пальмы. Необходимость сдерживания роста цен на сельскохозяйственное сырье и обеспечения продовольственной безопасности должна неизбежно привести к усилению государственного вмешательства в функционирование сельскохозяйственных рынков, однако в ближайшие годы дисбаланс между ресурсами и спросом, по-видимому, сохранится.

Таким образом, можно говорить о принципиальных изменениях в развитии мирового аграрного производства.

Движущей силой рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия все в большей степени становится спрос. Период резких ценовых колебаний, наблюдавшихся в последние годы, сменяется периодом роста цен практически на все виды аграрной продукции.

Происходящие на мировых сельскохозяйственных рынках изменения открывают широкие перспективы для развития отечественного производства сельхозсырья и продовольствия, в том числе и масложировой продукции.

Ситуацию на мировом рынке подсолнечного масла в настоящее время определяют два основных фактора – регистрирующиеся на протяжении последних двух лет высокие темпы роста его потребления и формирующаяся ограниченность ресурсов подсолнечного сырья.

Растущее мировое потребление рапсового, пальмового и соевого масел в биотопливном секторе способствует увеличению использования подсолнечного масла в пищевом сегменте и активизации международной торговли этим товаром. Если в 2004/05 г. ее объем определялся в 2,8 млн. т, то в 2005/06 г. и 2006/07 г. он составил 4,46 и 4,21 млн. т соответственно. Новые тенденции наметились в распределении торговых потоков подсолнечного масла.

Для российских экспортеров решающим фактором является уровень цен мирового рынка, который определяется общим объемом экспортных ресурсов и зависит от цен на конкурирующие виды растительных масел. Большое значение имеет оценка импортных потребностей традиционных покупателей и возможностей проникновения на новые рынки.

Как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе внешние условия для российских экспортеров подсолнечного масла будут скорее всего благоприятными, однако следует учитывать внутренние факторы. В первую очередь это рост потребностей в растительных маслах внутри страны. Восстановление кормовой базы животноводства может усилить значение этого фактора, особенно в условиях возможного сокращения посевных площадей под подсолнечником в результате конкуренции с зерновыми культурами. Другим важным моментом является неизбежное снижение конкурентоспособности российской масложировой продукции, связанное с ростом издержек производства.