10.Территориальные споры в ца
Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан, пять республик бывшего СССР, образуют центральноазиатский регион, расположенный в центре Евразии, самого большого и густонаселённого континента на земле, на котором сосредоточены основные запасы природных ресурсов.
Эта зона характеризуется как зона нестабильности, являющуюся «соблазном для вмешательства со стороны более мощных соседей». Именно на этой территории в настоящее время идёт геополитический процесс, обозначенный термином «Величайшая Игра», новый этап так называемой «Большой Игры», соперничества неоколониальных держав за первенство в регионе.
1) Главная зона – Ферганская долина «с ее большой плотностью населения, грузом нерешенных вопросов социально-экономического характера, проблемами воды и земли».
2) Зона межгосударственной границы, где «возможно перерастания любого обыкновенного пограничного инцидента в нечто большее».
3) Зона границы Афганистана со странами Центральной Азии, особенно афгано-таджикский участок. «В случае нарастания нестабильности в Афганистане нельзя исключать перерастание конфликта на территорию региона».
КАЗАХСТАН не определены границы национальных секторов Каспийского моря между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменией.
КИРГИЗИЯ территориальный спор с Таджикистаном на юго-западной границе в Исфарской долине; периодические вылазки исламских террористов с территории Узбекистана и Таджикистана.
ТАДЖИКИСТАН некоторые участки северной и западной границы с Узбекистаном и восточной границы с Китаем не демаркированы; территориальный спор с Киргизией по поводу северной границы в Исфарской долине.
ТУРКМЕНИСТАН многосторонний спор о границах в Каспийском море между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном.
Все эти «пограничные нестыковки» не особо волновали тогдашнее республиканское руководство, потому как считалось, что с Москвой в подобных делах не поспоришь. Нынче же практически у каждой страны в Центральной Азии есть претензии по поводу произвольно расчерченных в советские годы границ. И в зависимости от политического и экономического положения каждой отдельно взятой республики все эти споры могут вспыхивать и возникать в самый неожиданный для всех момент. А поддерживать эти пограничные распри между центральноазиатскими соседями будет не только экономика и геополитика, но и самый «непредвзятый арбитр» региона - демография. Как отмечают американские и европейские эксперты, пока значительное количество безработных молодых людей из Центральной Азии уезжают на заработки в Россию, будет снижаться и острота социального напряжения в этом регионе. Но в Центральной Азии, как и в советские времена, по-прежнему огромные территории (в том числе - и плодородные) остаются абсолютно безлюдными. «Новую целину» по призыву из той же России осваивать в Центральную Азию никто не поедет. А вот страдающие от нехватки земли южные соседи, плюс перенаселенные государства самого региона вполне могут именно демографически внести значительные изменеия в сушествование границ, некогда произвольно установленные ныне несуществующим государством.
11. Арабо-израильский конфликт: основные этапы и соглашения
Арабо-израильский конфликт – это военное, политическое, религиозное, экономическое и информационное противостояние между Израилем (евреями, населявшими эту землю до 1948 года) и некоторыми арабскими государствами, народами и организациями, преимущественно находящимися и действующими в ближневосточном регионе.
Определяя комплекс причин, которые породили конфликт, необходимо отметить следующие:
историко-территориальные (притязания палестинских арабов и евреев на одну и ту же землю и разные трактовки истории этих территорий);
политико-идеологические (слабая разработанность идей сионизма в вопросе арабов, проживающих на землях, планируемых для создания еврейского государства, а также бескомпромиссный, радикальный политический курс, избранный арабскими лидерами);
- религиозные (существование общих или близко расположенных святынь);
- экономические (блокада стратегических торговых путей);
- международно-правовые (невыполнение сторонами решений ООН и других международных организаций);
- международно-политические (на разных этапах проявились в заинтересованности различных мировых центров силы в катализации конфликта) [1].
Анализ динамики конфликта позволил нам выделить 4 основные этапа противостояния.
На первом этапе (до 14 мая 1948 года) конфликт был сугубо локальным. Весьма сложно определить конкретных субъектов противостояния, ведь в каждом лагере были силы настроенные как на диалог, так и на конфронтацию. В целом, ответственность за эскалацию напряженности на этом этапе, на наш взгляд, должна быть относительно равно поделена между сторонами. Но следует также отметить изначально более склонную к компромиссам и мирную установку еврейских лидеров (что воплотилось в публичных заявлениях и Декларации Независимости).
Следующий этап продолжался с начала войны 1948 года по окончании войны 1973 года. Этот период противостояния стал самым кровавым, и его с уверенностью можно назвать ядром противостояния. За эти 25 лет произошло пять (!) полномасштабных военных столкновений. Все они были выиграны Израилем. Войны были либо начаты, либо в той или иной степени спровоцированы арабскими государствами. В этот период отсутствовал систематический мирный процесс (за исключением крайне редких мирных послевоенных переговоров).
Третий этап конфликта (с 1973 по 1993 годы) характеризуется началом мирного процесса, чередой стратегических переговоров и мирных соглашений (Кэмп-Дэвид, Осло). Здесь часть арабских государств изменила свои позиции и пошла на мирные переговоры с Израилем. Однако позитивный настрой был несколько омрачен войной 1982 года в Ливане.
С 1994 года ведет свой отсчет современный этап конфликта. Военное противостояние перешло в область терроризма и анти – террористических операций. Мирный процесс стал системным, но далеко не абсолютно успешным. Разрешение конфликта стало интернациональной задачей, что вовлекло в процесс мирного урегулирования международных посредников. На этом этапе все участники конфликта (за исключением некоторых радикальных террористических группировок) окончательно осознали необходимость именно мирного пути разрешения конфликта [2, c. 261-268].
Однако по нашему мнению, конфликт в краткосрочной перспективе будет преимущественно обостряться. Основную роль в этом неутешительном варианте развития событий должны сыграть следующие факторы:
- ядерная программа враждебного Израилю Ирана, усиление влияния которого приведет к укреплению позиций террористических организаций,
- поддерживаемых им (Хамас, Хезболла);
- фактическое двоевластие в Палестине при абсолютном нежелании двух центров власти (Хамас, Фатх) идти на компромисс, что затрудняет наделение ПА суверенитетом;
- приход к власти в Израиле правых сил привел к ужесточению израильской позиции;
- упорное нежелание радикальных исламских групп признавать право Израиля на существование или хотя бы отказаться от террористической деятельности;
- тупик в решении проблемы с беженцами, так как ни один из предложенных вариантов не устраивает обе стороны конфликта;
- истощение источников воды в регионе [3].
Подводя итог, можно сказать, что арабо-израильский конфликт можно один из наиболее острым и длительным из всех региональных конфликтов новейшего времени.
Основными постоянными конфликтогенными факторами арабо-израильского противостояния по-прежнему остаются следующие вопросы:
1. Статус Иерусалима.
2. Палестинские беженцы.
3. Израильские поселения.
4. Границы.
1979 — Кэмп-Дэвидские соглашения
1993, 1995 — Соглашения в Осло двухсторонние секретные переговоры в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) с целью урегулирования израильско-палестинского конфликта, проходившие под эгидой Норвегии
«Уай-Риверский меморандум»,
12. Терроризм в Европе на примере террористических организаций ЭТА, ИРА и основные методы борьбы с терроризмом
Э́ТА (баск. ЕТА, Euskadi Ta Askatasuna — «Страна басков и свобода») — баскскаялеворадикальная, националистическая организация сепаратистов, выступающая за независимость Страны басков — региона, расположенного на севере Испании и юго-западеФранции. Создана в 1959 году. Организация ЭТА была основана в 1959 году как движение сопротивления диктатуре генерала Франко несколькими молодыми членами Баскской националистической партии (БНП), которые были неудовлетворены отказом БНП от вооружённой борьбы. Период организационного оформления ЭТА был завершён на состоявшемся в 1962 году съезде баскских левыхнационалистов.
На протяжении всего периода своего существования ЭТА неофициально пользовалась поддержкой многочисленных прокоммунистических, антифашистских и антиимпериалистических движений, видевших в баскских террористах прежде всего противников франкистской диктатуры, антифашистов, борцов за национальную независимость Басконии. Подарки и помощь приходили из стран Варшавского Договора, в первую очередь из СССР и ГДР, от коммунистических партий (например, из Италии). После смерти Франко ЭТА помогали страны "третьего мира" - государстваЛатинской Америки, Африки, различные леворадикальные движения, в частности террористическая армия Колумбии ФАРК. Когда в 2005-2006 годах ЭТА отвергла ряд компромиссных предложений правительства Испании, то её позиция была поддержана, в частности, Африканским национальным конгрессом, охарактеризовавшим её как "ответственную".
Между тем, опыт борьбы с ЭТА говорит о невозможности окончательно расправиться с группировкой силовыми методами. Специалисты считают, что в результате полученных в последние несколько лет мощных ударов от объединившихся в борьбе с ЭТА правоохранительных органов Испании и Франции группировка крайне обессилена. Однако, по мнению Европола, у ЭТА все ещё сильна поддержка среди молодежи в Стране басков, где она легко вербует новых боевиков. А вместо Франции, которую террористы в своё время выбрали в качестве «оперативной тыловой базы», они осваивают другие страны Европы.
ИРА ведёт родословную от «Ирландской Гражданской армии» Дж. Конноли и «Национальных волонтёров», военной организации при партии «Шин Фейн» основанной в 1905. ИРА – военная организация Шин Фейн, носит это название с 1919, когда «Ирландские волонтёры» были подчинены военному министру Ирландии.
Выделилась из ИРА в 1998 году, когда Ирландская республиканская армия, по мнению самых радикальных ее членов, предала идею. Лидер и численность неизвестны. ИРА активно зарабатывает контрабандой оружия и взрывчатых веществ в Ирландию и Англию с Балкан. Так, например, в июле был арестован гражданин Югославии, перевозивший оружие для ирландских сепаратистов. Оружие перевозилось небольшими партиями через Амстердам. Это были в том числе и Российские RPG-22, ракетные пусковые установки, одна из которых использовалась в нападении на штаб-квартиру MI6 в Лондоне. За последний год “ИРА” собрала почти пролмиллиона долларов только в США. ИРА предпринимает попытки устроить терракты в Лондоне каждый 12 дней, желая, чтобы эти взрывы совпали с какими-то политическими событиями в Великобритании. Среди наиболее серьезных инцидентов - бомба, оставленная на рельсах в день столетия Королевы в июле. Так или иначе, но с февраля ИРА ухитрилась 21 раз испугать добропорядочных лондонцев ка реальными бомбами, так и муляжами. “ИРА” взяла на себя ответственность за несколько взрывов бомб в Северной Ирландии на протяжении последних двух лет. В результате взрыва в городе Ома погибли 29 человек, более 200 получили ранения. Это самый крупный теракт в Северной Ирландии за последние 30 лет.
основные принципы борьбы с терроризмом:
1) Разрушение сети террористических ячеек.
Террористы традиционно имеют строгую иерархию лидеров. Поэтому уничтожение или арест главарей действуют на них разрушительным образом.
В то же время США, действуя подобным образом в Ираке, не достигли больших успехов. Причина этого – в иной структуре ячеек иракских террористов, у каждой из которых имеется свой руководитель. Таким образом, устранение одного лидера может разрушить отдельную ячейку, но не уничтожить всю террористическую сеть. Кроме того, лидеры таких структур часто занимаются пропагандой, но сами не принимают участия в организации и осуществлении терактов. Сетевые структуры наиболее устойчивы - они могут восстанавливаться даже после нанесения по ним мощных ударов.
Однако, и таких структур существуют слабые места. Прежде всего, это профессионалы в отдельных сферах - специалисты по взрывным устройствами, оружейные мастера, без которых серьезные теракты практически невозможны, а также компьютерщики и спецы в области информационно-психологического противоборства.
2) Политическая трансформация.
В некоторых случаях удавалось прекратить разрушительную деятельность террористов, направив их усилия в область политической борьбы. Так произошло, например, с Организацией освобождения Палестины, возглавляемой Ясиром Арафатом, которая начала мирные переговоры с Израилем в 1990-е годы. Впоследствии члены ООП вошли в структуры власти Палестинской автономии. Однако, отдельные группы, отделившись от основных сил ООП, продолжали вооруженную борьбу.
Выборы в Ираке в январе 2005 года показали, что лидеры различных групп террористов не смогли выработать единого отношения к ним. Некоторые группы приняли участие в выборах и даже выдвинули своих кандидатов, другие усилили террористическую деятельность, третьи снизили свою активность до минимума.
Таким образом, террористы могут успешно действовать лишь в определенных политических условиях. Как только эти условия исчезают, они теряют свою силу и даже бывшие союзники начинают враждовать.
3) Лишение террористов базиса в виде поддержки населения.
Террористические группы могут действовать долгое время лишь при поддержке населения или некоторой его части. Это позволяет им вербовать новых бойцов, получать необходимые ресурсы, успешно скрываться и вести разведку. Однако такая помощь может быть ими утрачена. Это происходит, например, если страх перед наказанием со стороны государства оказывается сильнее желания помочь террористам. Также можно лишить их поддержки, предоставив местным жителям более выгодные для них альтернативы. Это может быть создание новых рабочих мест, устранение дискриминации национального или религиозного меньшинства и т.д.
4) Проведение армейских операций и репрессии.
Во многих случаях террористы уничтожаются при помощи войск, хотя в большей степени это работа спецслужб и полиции. Подобные операции в последние годы проводили вооруженные силы Турции, Шри-Ланки, Колумбии, Ирака; ранее аналогичным образом боролись с террористами Франция, Великобритания, ЮАР. Однако эти операции показали, что применение армии неизбежно приводит к гибели гражданских лиц, лишению властей поддержки местного населения, экономическому коллапсу на данных территориях, что создает благоприятные условия для действий террористов.
В то же время при проведении крупномасштабных силовых операций против террористов армейские подразделения могут использоваться для кардинального изменения ситуации.
5) Применение современных информационных технологий.
Современные террористы активно используют информационные технологии для координации действий и пропаганды. Сотовая связь, электронная почта, другие программы для общения через Интернет обусловили создание «кибертеррористических» организаций. Поэтому необходимо отслеживать и пресекать использование террористами информационных технологий.
- 2.Морское пиратство как новая угроза безопасности в юва
- 3.Территориальные споры рк-Япония
- 4.Территориальные споры кнр-Япония
- 5.Проблема Кашмира в индо-пакистанских отношениях
- 6.Терроризм в юа
- 7.Терроризм в юва
- 8.Антитеррористическая операция в Афганистане
- – Требованиям Пакистана, чтобы сша прекратили удары бпла(Беспилотный летательный аппарат) и принесли извинения за «ошибочный авианалет» на пакистанский пограничный пост в ноябре прошлого года;
- 10.Территориальные споры в ца
- 13.Договор о европейской безопасности: проблемы и перспективы реализации
- 14.Военная доктрина рф 2010
- 20. Белая Книга кнр 2010 и 2008 гг
- 21.Белая книга безопасности фрг 2011 года.
- 23. Белая книга Франции 2008 года
- 24.Модели международной безопасности
- 25. Восприятие нетрадиционных угроз в регионе ва
- 27. Ядерное противостояние в Азии.
- 28. Шос в системе обеспечения региональной безопасности
- 29. Ядерный фактор на Ближнем Востоке
- 30. Режим нераспространения ядерного оружия: понятие и основные элементы
- 31. Контроль надо вооружениями: осв-1, осв-2, снв-1, снв-2, снв-3, снп
- 32.Корейский кризис и попытки его урегулирования
- 33. Мифы и реальности ядерной программы Ирана: подходы основных акторов мо