logo
шаповалов

Мировая экономическая система

Когда нам говорят о демократии, то думают о наших углеводородах.

В.Ю. Сурков

Думаю, возникшее после распада Советского Союза представление о собственном мнении как о единственно верном и неоспоримом в конечном итоге привело власти Соединённых Штатов и к крупным просчётам в экономической сфере. Надувая денежный пузырь для стимулирования собственного роста, они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры. И не внимали многочисленным предостережениям со стороны своих партнёров (кстати, в том числе и нашим). В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим.

Д.А. Медведев.

Послание Федеральному Собранию

Российской Федерации, 5 ноября 2008 г.

Доминирующим процессом экономического развития мира, определяющим контуры современного мира, является глобализация. Ещё со времён Великих географических открытий интеграция выступает в качестве основного вектора развития международных отношений. Последняя фаза интеграции, начавшаяся во второй половине XX века (создание ООН, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, формирование единого экономического пространства, научно-техническая революция, распространение новых коммуникационных и информационных технологий), получила название глобализации. Глобализация – сложный процесс, включающий в себя политическую, экономическую, культурную, информационную и технологическую компоненту.

В политическом плане этот процесс представляет собой появление и развитие международных институтов, прежде всего, ООН; формирование международного права; «размывание» государственных границ и национально-государственного суверенитета; завершение «холодной войны» и усиление тенденции к формированию однополярного мира во главе с США. Радикальные сторонники идеи глобализации считают, что данные тенденции приведут со временем к возникновению «мирового правительства», в качестве которого могут выступать ООН, НАТО, «Большая восьмёрка» или США.

В экономическом отношении под глобализацией понимают рост экономической взаимозависимости стран и народов, становление единой мировой экономической системы, формирование мирового рынка товаров и услуг, интенсификацию международных торговых контактов, создание региональных экономических сообществ (ЕС, АТЭС, НАФТА, МЕРКОСУР). Ведущую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации и международные экономические институты. Результатом экономической глобализации должно стать формирование глобального экономического пространства.

В культурном отношении глобализация означает распространение единых ценностей и стандартов поведения, сближение образа жизни представителей разных стран и регионов, универсализацию культуры, распространение единого языка межнационального общения. Сторонники глобализации считают, что формирование единой общечеловеческой культуры происходит на основе принятия всеми народами ценностей западной цивилизации. Итогом этого процесса станет возникновение «супернации» – объединение всего мира, стирание цивилизационных граней, формирование «общечеловека».

Важнейшим фактором, обеспечивающим успех глобализационных процессов, является технический прогресс, распространение современных информационных и коммуникационных технологий, создание и развитие глобальной сети Интернет. Действительно, научно-техническая революция, произошедшая в 60-е годы XX века, последовавшее за этим распространение персональных компьютеров и создание так называемого «информационного общества»14, явилось мощным катализатором для развития объединительных тенденций, сближения, экономической и культурной интеграции разных стран и народов.

Результатом глобализационных процессов стало формирование «глобализма» – идеологии, призванной обосновать неизбежность происходящих изменений, их позитивный характер, а также обеспечить согласие общественного мнения на формирование нового мирового порядка под руководством Запада и при лидирующей роли США. Глобалисты заявляют, что данный миропорядок, основанный на преодолении узкоэгоистических национальных интересов, изживании «тоталитарного сознания» и становлении «сообщества цивилизованных стран» – это единственная позитивная модель развития международных отношений.

Однако необходимо отметить неоднозначность и относительность данных выводов. Во-первых, следует подвергнуть сомнению сам факт наличия глобализации как процесса роста взаимозависимости и формирования единого мирового пространства. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что наряду с усилением центростремительных возрастают и центробежные силы. Выше уже было сказано об иллюзорности идей однополярности и «конца истории», явившихся первой реакцией на окончание «холодной войны». Время показало, что международные конфликты никуда не исчезли, но перешли в иную плоскость. Попытки США установить мировое господство, повсеместно насадить западные культурные ценности вызывают всё более энергичное отторжение со стороны всех незападных народов. На этом фоне, очевидно, нет смысла говорить о грядущем единстве мира. Человечество по-прежнему представляет сложный конгломерат политических, экономических, этнических, конфессиональных, языковых пространств.

Во-вторых, вызывает вопросы тезис о позитивном характере глобализационных процессов. «Светлое будущее», рисуемое глобалистами, имеет целый ряд негативных моментов. Увеличение экономической взаимозависимости, на деле приводит к дальнейшей диспропорции в развитии различных стран и регионов, усилении поляризации и росту противоречий между Севером и Югом. Политическое объединение мира выливается в попытки установления американского диктата, основанного на военной силе, попрании норм международного права, актах агрессии в отношении некоторых стран третьего мира, фактической ликвидации суверенитета значительной части государств. Распространение западных культурных ценностей чревато уничтожением уникальных культурных традиций стран Азии и Африки.

Одним из наиболее ярких проявлений глобализации является регионализация, создание крупных региональных экономических центров. Под регионализацией понимают процесс экономической, политической и культурной интеграции стран того или иного региона. Это составная часть глобализации, её «нижний уровень». Происходит объединение мира в форме создания крупных политико-экономических сообществ, включающих, как правило, несколько десятков государств. Региональные группировки превращаются в ведущих участников международных отношений. В этом смысле, регионализация – более реальный и действенный процесс, чем собственно глобализация.

Наиболее влиятельными региональными группировками являются ЕС15, АТЭС, НАФТА, МЕРКОСУР, ОПЕК.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС – Asian Pacific Economic Cooperation) – одна из наиболее перспективных международных структур. Она возникла в 1989 году и в настоящее время объединяет 19 государств Азии, Австралии, Северной и Южной Америки. В состав АТЭС входят такие крупные страны, как США, Китай, Япония, Канада, Австралия, Южная Корея, Индонезия. Цель организации – развитие экономического сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В условиях перемещения основного центра политической и экономической активности из Атлантики в АТР влияние АТЭС будет возрастать. Однако большая разница в экономических потенциалах, политических и экономических системах стран-членов АТЭС, безусловно помешает ей обрести такую степень единства, какая уже есть у ЕС. Россия вступила в АТЭС в 1998 году, но в силу относительно слабых позиций на Дальнем Востоке наша страна пока не может претендовать на роль лидера организации.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА – North American Free Trade Association) возникла в 1994 году. Она объединяет крупнейшие государства Северной Америки: США, Канаду и Мексику. Цель ассоциации – либерализация торговых и экономических обменов, создание единого экономического пространства. В 1990 году аналогичная структура была создана в Южной Америке – Южный Общий Рынок (МЕРКОСУР – Mercado Commun del Sur). В его состав входят Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Венесуэла, ассоциированными членами являются Чили, Колумбия, Перу, Эквадор и Боливия, наблюдателем – Мексика.

В последнее время одной из наиболее влиятельных межрегиональных организаций стала ОПЕК – Организация стран-экспортёров нефти (Organization of the Petroleum Exporting Countries). Организация возникла в 1960 году как своего рода «профсоюз нефтепроизводителей» – структура, призванная защищать интересы стран, экспортирующих нефть, в отношениях с ведущими государствами, импортирующими нефть. После «энергетического кризиса» 70-х годов влияние ОПЕК резко возросла, и она взяла под контроль мировой рынок нефти. По мере усиление спроса на нефть роль организации растёт. В настоящее время в состав ОПЕК входит 13 государств: Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Нигерия, Ангола, Индонезия, Венесуэла, Эквадор. Организация контролирует около 2/3 мировых запасов нефти и 40% её производства. Россия является крупнейшим производителем нефти, не входящим в ОПЕК.

Ведущие позиции в мировой экономике в течение последних десятилетий занимают страны Северной Америки, Западной Европы и Япония, так называемые «развитые страны» или страны Севера («Золотой миллиард»). В 1974 году семь крупнейших стран Севера создали организацию по координации и выработке общей экономической политики – «Большую семёрку» (G7 – «Group of Seven» («Группа семи»)). В неё входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада.

Первоначально речь шла о периодических неформальных встречах руководителей самых богатых стран для обмена мнениями по общим проблемам экономического развития. В настоящее время этот элитный клуб претендует на роль лидера мирового сообщества, «вершителя судеб мира», основной центр принятия решений, по крайней мере, по экономическим вопросам. В 2002 году было принято решение о включении в состав организации России. Таким образом, «Семёрка» превратилась в «Восьмёрку» (G8).Однако до сих пор некоторые западные политики требуют исключения России из организации, мотивируя это тем, что Россия не является экономическим лидером и недостаточно демократична. В частности, с этой идеей выступает сенатор Джон Маккейн.

Страны «Большой семёрки» занимают доминирующие позиции во всех международных экономических структурах, в том числе, ВТО, МВФ, Всемирном Банке, Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), контролируют большую часть мирового рынка. Население стран «Большой семёрки» составляет только 11,5% от населения земного шара, в то время как их совокупный ВВП – 42,2% от мирового ВВП16. ВВП на душу населения в странах «Семёрки» значительно превышает общемировой уровень и составляет от 31 тыс. долларов в Италии до 43 тыс. долларов в США. Для сравнения, например, в Китае этот показатель составляет только 7,7 тыс. долларов, а в Индии – 3,8 тыс. долларов.

Однако в настоящее время темпы экономического развития стран «Большой семёрки» замедляются. Они начинают терять лидирующие позиции в мировой экономике. Всё большую роль в качестве мировых экономических лидеров начинают играть страны БРИК (BRIC): Бразилия, Россия, Индия, Китай. Так, прирост ВВП развитых стран в 2001-2010 годах составит 2,4%, в том числе стран Западной Европы – 1,7%. В то же время прирост ВВП Бразилии будет составлять 3,2%, России – 6,1%, Индии – 6,4%, Китая – 9,2%17. Результатом становится изменения в иерархии 10 крупнейших экономик мира. Общей тенденцией является постепенная утрата ведущих позиций странами «Большой семёрки» и замещение их в качестве мировых лидеров странами БРИК. Уже в настоящее время совокупный объём ВВП стран БРИК превышает ВВП стран Евросоюза. По оценкам экспертов, к 2020 году по объёму ВВП Китай выйдет на первое место, Индия займёт третью строчку, после США, а Россия – пятую, после Японии.

Таблица 1. Динамика мирового развития, долл., в ценах и по ППС 2005 г.

ВВП, млрд. долл.

Темпы прироста ВВП, %

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2020 г.

1991-2000 гг.

2001-2005 гг.

2001-2010 гг.

2011-2020 гг.

Весь мир

50203

61007

75700

116940

3,1

4,0

4,2

4,4

США

11066

12455

15160

20980

3,3

2,4

3,2

3,3

Япония

3673

3944

4350

5400

1,4

1,4

1,7

2,2

Западная Европа

10985

11883

13035

16525

2,1

1,6

1,7

2,4

Германия

2344

2418

2640

3350

1,9

0,6

1,2

2,4

Франция

1703

1830

2000

2530

1,9

1,4

1,6

2,4

Италия

1616

1668

1840

2310

1,6

0,6

1,3

2,3

Великобритания

1705

1927

2160

2770

2,4

2,5

2,4

2,5

ЕС 27

11740

12867

14300

18720

2,0

1,9

2,0

2,7

Китай

5436

8573

13110

26030

10,1

9,5

9,2

7,1

Индия

2798

3816

5200

9860

5,6

6,4

6,4

6,6

Бразилия

1462

1627

2000

2825

2,7

2,2

3,2

3,5

Россия

1158

1560

2095

3750

-5,0

6,1

6,1

6,0

По мере развития глобализации, формирования единого мирового рынка возрастает конкуренция между державами в экономической сфере. Эти процессы всё больше ставят государство в зависимость от конкурентоспособности национальной экономики. Неконкурентоспособные с экономической точки зрения страны рано или поздно теряют свой военно-политический потенциал, а нарастающее отставание в уровне жизни их населения от мировых лидеров делает такие государства социально и политически нестабильными. Проигрыш в геоэкономической войне становится предпосылкой для утраты страной суверенитета. В свою очередь, неспособность страны обеспечить доступ национальной экономики к источникам энергии и сырьевых ресурсов, инвестициям и рынкам сбыта обрекает её на проигрыш в геоэкономической конкуренции. Таким образом, конкурентоспособность страны зависит от двух взаимозависимых и в равной степени важных факторов: экономической и военно-политической мощи.

Таблица 2. Доля в ВВП мира, %

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2020 г.

Весь мир

100

100

100

100

США

22,0

20,4

20,0

17,9

Япония

7,3

6,5

5,7

4,6

Западная Европа

21,9

19,5

17,2

14,1

Германия

4,7

4,0

3,5

2,9

Франция

3,4

3,0

2,6

2,2

Италия

3,2

2,7

2,4

2,0

Великобритания

3,4

3,2

2,9

2,4

ЕС 27

23,4

21,1

18,9

16,0

Китай

10,8

14,1

17,3

22,3

Индия

5,6

6,3

6,9

8,4

Бразилия

2,9

2,7

2,6

2,4

Россия

2,3

2,6

2,8

3,2

Ключевой геоэкономической проблемой современности является исчерпание природных ресурсов. Быстроразвивающаяся мировая экономика с каждым годом увеличивает потребление полезных ископаемых. Уже сейчас начинает ощущаться нехватка некоторых ресурсов, в частности, нефти. С течением времени данные проблемы будут усиливаться. По мнению некоторых исследователей, уже в середине XXI века человечество начнёт ощущать нехватку нефти. Если в ближайшие десятилетия потребление природных ресурсов будет расти в прежнем темпе, кладовые Земли грозят истощением. Согласно пессимистичным прогнозам, запасов цинка хватит на 10 лет, меди – на 14 лет, железной руды – на 50 лет. Следствием усиливающегося дефицита природных ресурсов становится рост геоэкономических войн (Ирано-Иракская война, война в Персидском заливе, Американо-Иракская война и пр.).

Таблица 3. Динамика численности населения, млн. чел.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2020 г.

Весь мир

6038

6366

6715

7335

США

285

295

307

330

Япония

127

128

128

127

Западная Европа

389

398

400

407

Германия

82

83

83

83

Франция

59

61

61

63

Италия

58

58

58

58

Великобритания

59

60

61

63

ЕС 27

482

488

490

498

Китай

1269

1305

1333

1374

Индия

1017

1095

1170

1305

Бразилия

172

186

197

216

Россия

146

142

140

140

Данные таблицы свидетельствуют о том, что положение России неоднозначно. С одной стороны, она обладает самыми большими запасами природных ресурсов, являясь «кладовой мира». Имея чуть более 2% населения мира, наша страна обладает 40% мировых природных ресурсов, занимает первое место по разведанным запасам природного газа (32% мировых запасов), каменного угля (23% мировых запасов), железных руд (28%), торфа (47%), поваренной соли, олова, цинка, титана, ниобия, никеля, алмазов, серебра, лесных ресурсов (23%) и питьевой воды. Это позволяет России позиционировать себя в качестве «энергетической сверхдержавы» и оказывать значительное воздействие на геополитические и геоэкономические отношения. Однако, с другой стороны, в условиях усиливающегося дефицита природных ресурсов богатая ресурсами Россия становится потенциальной сферой интересов для ведущих геоэкономических игроков, таких как США, ЕС, Китай, Япония и др. Борьба за раздел российских природных ресурсов в ситуации возможного ослабления российского государства может стать реальным сценарием ближайшего будущего.

В течение последнего десятилетия России во многом удалось вернуть утраченные позиции мирового экономического лидера, восстановить конкурентоспособность национальной экономики. В течение 10 лет российская экономика демонстрирует темпы экономического роста, превышающие мировые. В 2007 году ВВП России вырос на рекордные 8,1%. Семь лет назад был ликвидирован бюджетный дефицит. Россия выплатила внешний долг, остававшийся с советских времён и 90-х годов. Более того, накоплены значительные золотовалютные резервы, 484 миллиарда долларов. По их объёму Россия в настоящее время занимает третье место в мире после Китая и Японии. Это позволяет российской экономике без серьёзных потрясений пережить мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году. В течение последних лет «бегство капитала» из России сменилось инвестиционным бумом, а российский рынок, наряду с китайским является одним из наиболее привлекательных и перспективных для иностранных инвесторов. Важным показателем экономического роста является постоянное сокращение численности безработных и рост численности занятых. Реальные доходы населения за последние 8 лет выросли в 2,5 раза, безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Таблица 4. Темпы прироста ВВП, % (по данным Всемирного банка)

годы

Мировой ВВП г/г, %

ВВП США г/г, %

ВВП Еврозоны г/г, %

ВВП Германии г/г, %

ВВП Великобри- тании г/г, %

ВВП Японии г/г, %

ВВП Китая г/г, %

ВВП России г/г, %

1997

4,2

4,5

2,3

1,4

3,3

0,6

8,1

1,4

1998

2,9

4,2

2,9

2

3,1

-1,0

7,8

-5,3

1999

3,7

4,4

2,8

2

2,9

0,9

7,2

6,3

2000

4,5

3,7

3,5

2,9

3,9

2,9

8,0

10,0

2001

2,2

0,8

1,6

0,8

2,3

-1,2

7,3

5,1

2002

2,4

1,6

0,9

0,2

1,8

0,1

7,5

4,7

2003

2,9

2,5

0,8

-0,1

2,2

1,8

7,5

7,3

2004

2,5

3,9

1,7

1,6

3,2

2,3

8,5

7,4

2005

3,2

3,2

1,5

0,9

1,8

2,6

8,0

6,4

2006

3,2

3,3

2,6

2,4

2,6

2,7

10,6

7,0

20071

3,3

2,4

2,1

1,0

2,3

2,3

9,5

6,0

1 – прогноз Всемирного банка (ноябрь 2006 года)

Таблица 5. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, млрд. руб. (по данным из федеральных законов о бюджете)

Год

Доходы

Расходы

Профицит/

дефицит

1994

124

194

- 70

1995

175

248

- 73

1996

347

436

- 89

1997

434

530

- 96

1998

368

499,9

- 132

1999

474

575

- 101

2000

797

855

- 58

2001

1193

1193

0

2002

2126

1947

179

2003

2418

2346

72

2004

2743

2659

84

2005

3326

3047

279

2006

5046

4270

776

2007

6965

5463

1502

2008

6587

5621

966

2009

7034

6083

951

Значительную роль в подъёме российской экономики играют природные ресурсы, колоссальные запасы нефти и газа. В настоящее время Россия превратилась в энергетическую сверхдержаву, играющую наряду со странами ОПЕК ведущую роль на мировом рынке энергоносителей. Однако одних природных ресурсов недостаточно для победы в экономическом соревновании XXI века. Развитие сырьевой экономики неизбежно приведёт к зависимости от импорта товаров и технологий, закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики.

«Единственной реальной альтернативой такому ходу событий, – по мнению В.В. Путина, – является стратегия инновационного развития страны». Это означает, что Россия должна направить усилия на развитие образования, науки и научно-технологической базы, повышение производительности труда, провести масштабную модернизацию экономики. Целью России становится создание «экономики знаний». Россия должна стать мировым лидером в таких высокотехнологичных сферах, как авиационная, космическая промышленность, судостроение, информационные и нанотехнологии.

Молодёжи отводится решающая роль в модернизации экономики. Только новое поколение высококвалифицированных специалистов, получивших образование, соответствующее лучшим мировым стандартам, в совершенстве владеющее современными информационными и коммуникационнными технологиями, верящее в великое прошлое, настоящее и будущее России, способно решить поставленные задачи превращения страны в мирового экономического лидера.

Важной задачей, от выполнения которой зависит лидерство и процветание России, является превращение её в мировой финансовый центр. Одной из главных причин начавшегося в 2008 году мирового финансового кризиса стало несовершенство международной финансовой системы. Современный мировой финансовый порядок, так называемая «Бреттон-Вудская система», был создан в 1944 году. Он представлял собой отказ от золотого и переход к долларовому стандарту. Это означало, что доллар, национальная валюта США, стал одновременно мировыми деньгами, так называемой «резервной валютой». Для доллара США был установлен стандарт: 35 долларов за одну унцию золота (так называемую «тройскую унцию»). Все остальные национальные валюты были «привязаны» к доллару, а основная часть внешнеторговых платежей осуществлялась в долларах. Это стало возможным в силу того, что к этому моменту США были доминирующим финансовым центром, владеющим 70% всех мировых запасов золота.

Были созданы международные финансовые организации, в том числе Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), основной задачей которых стало поддержание системы и кредитование нуждающихся стран. Доминирующие позиции в них также заняли США. Таким образом, утвердилась однополярная финансовая система. Но уже к 70-м годам из-за дефицита платёжного баланса произошла утрата США доминирующего положения в финансовой сфере. Появились новые финансовые центры, прежде всего, Европа и Япония. С введением в 2002 году евро в качестве единой общеевропейской валюты у доллара появился серьёзный конкурент.

В настоящее время, по мере ослабления позиций американской экономики и появления новых экономических центров, в том числе России и Китая, становится очевидным, что однополярная финансовая система более себя не оправдывает. Более того, она явилась основной причиной экономического кризиса, охватившего весь мир. В этих условиях Россия стала инициатором реформирования финансовой системы. В основе данной реформы должно быть, по словам Д.А. Медведева, «общее укрепление международной финансовой системы на основе множественности мировых финансовых центров и множественности резервных валют». Мировая финансово-экономическая система должна стать многополярной. Это придаст ей устойчивость и позволит эффективно бороться с кризисами. Россия должна стать одним из глобальных финансовых центров, а рубль должен занять место одной из мировых резервных валют.

Глобализация является доминирующей тенденцией современных международных отношений. Она представляет собой попытку Запада воспользоваться победой в «холодной войне» и установить своё господство в глобальном масштабе, навязать свою систему ценностей всем остальным народам, унифицировать политическое и экономическое пространство.

Глобализация есть вызов всем незападным обществам, в том числе России. От того, насколько быстро и эффективно Россия сможет дать ответ на данный вызов зависит будущее нашей страны. Россия должна выработать свой глобальный проект, позволяющий ей занять в мире достойное место, подобающее великой державе со славной историей. Для этого Россия должна создать инновационную экономику, стать мировым промышленным, интеллектуальным и финансовым центром. Десятилетний рост экономики России создал хороший задел для решения этой задачи.

ТЕМА 3