logo
шаповалов

Столкновение цивилизаций на пространстве бывшего ссср.

Советский Союз был многонациональным государством. Он включал в себя территории четырёх цивилизаций: Православной (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия и, в определённом смысле, Армения); Западной (Западнохристианской) (Латвия, Литва, Эстония, западные районы Украины и Белоруссии); Исламской (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, ряд регионов России); буддистской (Калмыкия, Бурятия, Тыва, Хакасия). Усиление цивилизационной идентичности после окончания «холодной войны» стимулирует националистические и религиозные движения на пространстве бывшего СССР. Новые государства в поисках национальной идеи обращаются к своим этноконфессиональным особенностям. Эти процессы привели к возникновению межцивилизационных разломов и войнам по линии разломов, в которые были втянуты многие соседние государства. Рассмотрим наиболее важные из них.

Приднестровский конфликт. Территория Молдавии разделена рекой Днестр на две неравные части: западную, в которой проживают молдаване и восточную с преимущественно русским и украинским населением (так называемое Приднестровье). После распада СССР и образования независимой Молдавии в последней возобладали националистические настроения. Возникла и широко обсуждалась идея объединения Молдавии с этнически родственной Румынией. В этих условиях жители Приднестровья объявили о выходе из состава Молдавии и создании независимого государства – Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). В ходе вооружённого конфликта между Молдавией и ПМР симпатии Румынии и стран Евросоюза были на стороне Молдавии, а Россия поддерживала своих соотечественников. Война была прекращена благодаря вводу на территорию Приднестровья миротворческого контингента российских войск. В 2001 году Россия предложила план объединения Молдавии и Приднестровья на основе создания федеративного государства с предоставлением широкой автономии жителям Приднестровья и созданием эффективной системы гарантий со стороны мирового сообщества прав национальных меньшинств. Однако под давлением ЕС Молдавия отвергла его.

Грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты. Они проходили по схожему сценарию. Приход к власти в Грузии радикальных националистов во главе с бывшим советским диссидентом З. Гамсахурдиа привёл к резкому росту националистических настроений. Грузия заявила об упразднении национальных автономий. В ответ Абхазия и Южная Осетия заявили о выходе из состава Грузии. Следствием этого стали военные действия, завершившиеся введением в зону конфликта смешанных миротворческих сил под российским командованием35.

Армяно-азербайджанский конфликт. В результате распада Советского Союза в составе Азербайджана оказался армянский анклав – Нагорный Карабах. Столкновения между армянами и азербайджанцами начались ещё в конце 80-х годов XX века. Распад СССР привёл к войне между соседними народами, в которой Азербайджан поддерживала Турция, а Армению – Россия. Военные действия завершились перемирием и созданием непризнанной мировым сообществом Нагорно-Карабахской республики. Россия сыграла ведущую роль в прекращении конфликта и дальнейшем процессе мирного урегулирования, действуя совместно с США и ЕС в рамках так называемой «Минской группы» посредников.

Таким образом, распад СССР привёл к значительной дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве, стал катализатором нескольких локальных конфликтов. Россия сыграла решающую роль в прекращении вооружённых столкновений и поиске мирных способов их разрешения.

В 1999 году Россия подписала Стамбульское соглашение, в соответствии с которым обязалась вывести свои вооружённые силы из Молдавии и Грузии. Давление со стороны Запада на Россию с требованием вывода войск – яркий пример политики двойных стандартов. Россию безосновательно обвиняют во вмешательства во внутренние дела других государств, в то время как американские оккупационные войска продолжают оставаться в Афганистане и Ираке.

Противостояние России и Запада на постсоветском пространстве привело к формированию во второй половине 90-х годов двух региональных группировок:

1) Страны, объединившиеся вокруг России, признавшие её в качестве регионального лидера и стремящиеся к политической и экономической интеграции с Россией. Это объединение представлено в нескольких организационных формах. Во-первых, это военно-политический союз – Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), включивший Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Армению. Во-вторых – экономическая интеграционная структура, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В состав ЕврАзЭС вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Кроме того, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан совместно с Китаем создали Шанхайский форум36.

Наибольший прогресс достигнут в интеграции России и Белоруссии. Российско-Белорусское сотрудничество прошло через создание Содружества Белоруссии и России, Союза и Союзного государства Белоруссия и Россия. Очевидно, что дальнейшее сближение двух братских республик может привести к объединению в рамках одного государства. Вместе с тем, после «оранжевой революции» резко усилилось давление Запада на Белоруссию. Запад рассчитывает осуществить «экспорт оранжевой революции» в Белоруссию и превращение страны в своего сателлита. Реализация данных планов нанесёт серьёзный удар по интересам России, будет означать окончательную потерю Россией своих позиций в Восточной Европе. В 2008 году Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о создании Единого экономического пространства. В перспективе к этому проекту могут присоединиться другие страны ЕврАзЭС.

2) Страны, противостоящие России и опирающиеся в своём противостоянии на помощь Запада. При поддержке США и ЕС они создали в 1997 году политический и экономический союз ГУАМ (Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия)37. Лидирующие позиции в союзе занимает Украина. Цель организации – политическая и экономическая интеграция в западное сообщество, противодействие политике России на постсоветском пространстве. С каждым из этих государств у России есть комплекс противоречий, но наиболее серьёзные – российско-грузинские и российско-украинские противоречия.

Конфликт между Россией и Грузией был вызван, прежде всего, стремлением России защитить свои интересы и своих граждан в Абхазии и Южной Осетии, а также помощью, которую грузинское правительство оказывало чеченским бандформированиям, по сути, предоставляя им убежище на своей территории, в Панкисском ущелье.

Во взаимоотношениях России и Украины существует целый ряд противоречий, так или иначе связанных с тем, что значительная часть жителей Украины – этнические русские. К ним относятся дискриминация русскоязычного населения на Украине, споры из-за Крыма и Севастополя, статуса русского языка, ущемления на Украине интересов Русской православной церкви, экономических интересов российского бизнеса и транспортировки российского газа через территорию Украины.

«Цветные революции» в Грузии и на Украине ещё более укрепили прозападную ориентацию данных государств. В то же время неудача революции в Узбекистане привела к переориентации этой страны. Узбекистан потребовал вывести американские войска со своей территории, вышел из состава ГУАМ и начал процесс сближения с Россией. В 2006 году он восстановил своё членство в ОДКБ, вступил в состав ЕврАзЭС и «Шанхайской пятёрки».

Враждебные России силы, ведя игру на постсоветском пространстве, используют примерно один и тот же арсенал приёмов, связанный с вторжением во внутренние дела новых независимых государств. Они опираются, прежде всего, на местный национализм. Западные державы выделяют идеологов этого национализма, помогают им финансово, обеспечивают особые условия за рубежом.

В 2003 – 2004 годах конфликт Запада и России на постсоветском пространстве вышел на новый уровень. К этому времени завершились два не связанных друг с другом процесса, значительно ухудшившие геополитическое положение России. С одной стороны, расширение НАТО и ЕС на восток привело к тому, что границы этих западных структур вплотную подошли к рубежам России. Фактически, между Россией и Западом в качестве буфера остались только территории Украины, Белоруссии и Молдавии. Во-вторых, американская агрессия на Ближнем и Среднем Востоке, следствием которой стала оккупация Афганистана и Ирака и планы вторжения в Иран, привела к тому, что США подошли с юга вплотную к границам СНГ. Размещение американских военных баз в ходе войны с Афганистаном на территории Киргизии, Таджикистана и Узбекистана якобы для более эффективной борьбы с талибами наглядно свидетельствует: США планируют использовать свои позиции на Ближнем и Среднем Востоке в качестве плацдарма для экспансии на постсоветском пространстве. Ещё одним доводом в пользу этого является заявление Джорджа Буша-младшего, в котором он констатировал победу демократии в Афганистане, Ираке, Грузии и Украине. Таким образом, к 2004 году США и ЕС вышли непосредственно к границам СНГ. Следующим этапом стала резкая активизация Запада на постсоветском пространстве, выразившаяся в осуществлении «цветных революций» в Грузии, на Украине и в Киргизии.

В качестве нового этапа конфликта Запада и России на постсоветском пространстве необходимо рассматривать обострение грузино-югоосетинских и грузино-абхазских отношений в 2007–2008 годах. Итогом эскалации напряжённости стало нападение вооружённых сил Грузии на Южную Осетию в ночь с 7 на 8 августа 2008 года. Был подвергнут разрушению Цхинвал и другие населённые пункты Южной Осетии. Нападение сопровождалось многочисленными жертвами среди мирных жителей и российских миротворцев.

Россия была вынуждена вмешаться в конфликт для защиты своих граждан и предотвращения геноцида югоосетинского населения. В течение пятидневных вооружённых столкновений грузинская армия была разбита и покинула территорию Южной Осетии и оккупированной ранее части Абхазии (Кодорское ущелье).

Грузино-югоосетинский вооружённый конфликт полностью изменил геополитическую ситуацию не только на Кавказе, но и, в целом, на постсоветском пространстве. Дальнейшее осуществление миротворческой миссии оказалось невозможным. В этих условиях Россия пошла на единственный оставшийся возможным вариант – признание Абхазии и Южной Осетии в качестве суверенных государств, установление с ними дипломатических отношений и подписание соглашения о размещении здесь своих вооружённых сил. В то же время в соответствии с так называемым «Планом Медведева – Саркози», в приграничные с Абхазией и Южной Осетией районы Грузии введены международные наблюдатели от Евросоюза.

Конфликт привёл к укреплению позиций России в регионе, продемонстрировавшей твёрдость в отстаивании своих национальных интересов и интересов своих союзников. В то же время он показал ужесточение позиции Запада в отношении России. Используя политику двойных стандартов, США и их союзники обвинили России в совершении агрессии против Грузии, нарушении норм международного права, оккупации грузинской территории. Показательна реакция Джона Маккейна, призвавшего к исключению России из «Большой восьмёрки», её международной изоляции и введению политических и экономических санкций. Выступая перед своими избирателями кандидат в президенты США заявил: «Сегодня мы все – грузины»38. При этом факт агрессии Грузии против Южной Осетии замалчивался, также как вооружённые действия США и их союзников в Ираке, Афганистане, Сербии и других странах.

В связи с усилением давления Запада перед Россией стоят четыре главные угрозы.

Угроза №1.Украина.

Отдельно взятые Россия и Украина представляют собой средние по размерам государства. Объединившись, они сразу же формируют вторую сверхдержаву. На Западе это хорошо осознают.

Вот что пишет по этому поводу З. Бжезинский: «Потеря Украины явилась геополитически важным моментом по причине существенного ограничения геостратегического выбора России. Даже без Прибалтийских республик и Польши Россия, сохранив контроль над Украиной, могла бы всё же попытаться не утратить место лидера в решительно действующей евразийской империи, внутри которой Москва смогла бы подчинить своей воле неславянские народы южного и юго-восточного регионов бывшего Советского Союза. Однако без Украины с её 52-миллионным славянским населением39 любая попытка Москвы воссоздать евразийскую империю способствовала бы, по всей вероятности, тому, что в гордом одиночестве Россия оказывалась запутавшейся в затяжных конфликтах… Принимая во внимание снижение уровня рождаемости в России и буквально взрыв рождаемости в республиках Средней Азии, любое новое евразийское государство, базирующееся исключительно на власти России, без Украины неизбежно с каждым годом будет становиться всё менее европейским и всё более азиатским».

Запад прилагает чрезвычайные усилия, чтобы разжечь украинский национализм. «Оранжевая революция», проведённая США и ЕС, предполагает втягивание Украины, где живёт 12 млн. русских, в орбиту Запада. Ориентация Украины на Запад позволяет сформировать антироссийский санитарный кордон из стран Балтии, Польши и Украины, который отделит Россию от Европы. Определённые шаги в этом направлении уже сделаны. 12 августа 2005 года президенты Грузии и Украины Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко подписали декларацию «В защиту свободы и демократии в регионе», выступив с инициативой создания «коалиции, объединяющей бывшие республики, в которых людям удалось сбросить власть путём народных восстаний». В декабре 2005 года в Киеве по инициативе Украины и Грузии и при активной поддержке США было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ). Организация позиционирует себя как сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона. В её состав входят, с одной стороны, члены ГУАМ, Украина, Грузия и Молдавия, с другой стороны, члены НАТО, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словения, Румыния и кандидат в НАТО Македония. Таким образом, СДВ необходимо рассматривать как структуру, ставящую своей целью интеграцию стран постсоветского пространства в НАТО, укрепление прозападной ориентации политических элит восточноевропейских стран.

Угроза №2. Страны Балтии.

Прибалтийские государства вступили в Евросоюз и в НАТО, не выполнив традиционных требований: отсутствие внутренних и внешних конфликтов. В результате этого более двух миллионов русских оказались в бесправном гетто, а созданные Россией порты в Балтийском море оказались недоступными для неё. НАТО получила возможность одним переходом достичь Санкт-Петербурга. Со стороны Прибалтики идёт постоянное авиа- и радарное слежение за смежными областями России. Возрастает вероятность потери Россией Калининграда. Страны Балтии, нарушающие права русскоязычного меньшинства и имеющие территориальные претензии к нашей стране, занимают жёсткую антироссийскую позицию при принятии решений в ЕС. Остроту противоречий России и стран Балтии наглядно продемонстрировал конфликт из-за решения правительства Эстонии о сносе в Таллинне памятника Воину-Освободителю в 2007 году.

Угроза №3. Закавказье.

В Закавказье роль прозападного противника России играет новое руководство Грузии. Американские военные инструкторы при помощи украинского вооружения создают новую грузинскую армию, американские фонды выплачивают зарплату грузинским государственным служащим, грузинский президент является гражданином США, а в Тбилиси (единственном городе в мире) есть проспект Буша! Грузия ставит вопрос о вступлении в НАТО и ЕС. В случае реализации данного плана влияние Запада в Закавказье резко усилится, что может привести к подчинению американцам Армении и Азербайджана и росту сепаратистских настроений на Северном Кавказе.

Угроза №4. Центральная Азия.

В ходе войны с Афганистаном американские войска вошли в Центральную Азию. Тогда речь шла о нескольких годах их пребывания здесь. Однако согласно позднее подписанным договорам США намерены утвердиться здесь на несколько десятилетий. Центральная Азия представляет собой чрезвычайно важный с геополитической точки зрения регион. Здесь сталкиваются интересы России, Китая, исламского мира и США. Подчинение данного региона даст американцам возможность иметь плацдарм, с территории которого они смогут угрожать всем своим основным геополитическим конкурентам. Очевидно, что США будут стремиться расширить своё присутствие здесь, как за счёт создания новых военных баз, так и за счёт инспирирования новых «цветных революций».

Помимо угроз со стороны Запада для интересов России на постсоветском пространстве существуют и другие вызовы.

Угроза №5. Стремление со стороны крупных мусульманских государств и фундаменталистских организаций взять под контроль Центральную Азию и Закавказье.

Наиболее опасной представляется в этой связи ситуация в Ферганской долине. Узбекские, таджикские и киргизские исламисты в течение многих лет стремятся создать здесь исламское государство, используя в качестве своей базы территорию Афганистана и Пакистана.

Угроза №6. Стремление Китая расширить своё присутствие на просторах СНГ.

Пока влияние Китая в Центральной Азии ещё незначительно. Однако оно быстро растёт. Помимо военного присутствия увеличивается экономическая экспансия Китая в регионе. В частности, реализуются планы по созданию энергетического коридора из стран региона в Китай.

Подводя итог необходимо отметить, что экономическое и военно-техническое ослабление России в 90-е годы нисколько не делает других геополитических игроков более мягкими и доброжелательными по отношению к нашей стране. Отстаивание собственных национальных интересов требует от России решения задач экономической и военно-политической модернизации, а также проведения на постсоветском пространстве дальновидной, реалистичной и твёрдой политики. Важно уметь пользоваться противоречиями, возникающими между интересами других геополитических игроков. Необходимо помнить, что Запад наглядно демонстрирует такого рода долгосрочную стратегию, конечной целью которой является утрата Россией своего суверенитета. С этой целью вокруг России создаётся пояс враждебных по отношению к ней прозападных режимов. Участвуя в борьбе с международным терроризмом важно не втянуть Россию в широкомасштабный конфликт с исламским миром, что хотят сделать противники нашей страны, в том числе и на Западе. Такого рода конфликт может не только ослабить Россию, потребовав от неё новых жертв, но и стать спусковым крючком к развитию процессов, которые приведут к распаду страны. Подобным образом важно избежать широкомасштабного конфликта с Китаем, к которому Запад подталкивает и Россию, и Китай.

Необходимым условием победы России в глобальной геополитической игре является поиск военных, политических и экономических союзников, как на постсоветском пространстве, так и за его пределами. От успеха широких интеграционных проектов с участием России во многом зависит, каков будет итог геополитического противостояния.

Постсоветское пространство является жизненно важным регионом для России, сферой её привилегированных интересов. Это – приоритетное направление внешней политики нашей страны. Задачей России является сохранение и укрепление своих позиций на территории бывшего Советского Союза, дальнейшая консолидация стран региона вокруг России, создание на постсоветском пространстве интеграционного ядра, аналогичного ЕС или НАФТА.

ТЕМА 9