logo
шаповалов

Геоэкономическая конкуренция.

Пространство бывшего СССР становится сферой столкновения различных государств и групп государств по поводу контроля над сырьевыми ресурсами и путями их транспортировки. Конфликты вокруг энергоресурсов разворачиваются в трёх плоскостях. С одной стороны, между странами СНГ возникают споры о праве разработки месторождений полезных ископаемых. Яркий пример – затянувшиеся переговоры между Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном о разделе Каспия, на территории которого расположены колоссальные запасы нефти и газа. С другой стороны – конфликты по поводу участия в добыче и транспортировке природных ресурсов между российскими и западными компаниями. Наконец, вопросы политического контроля над коридорами транспортировки углеводородов, которые являются предметом столкновения между мировыми геополитическими игроками.

Здесь целесообразно вспомнить противостояние между Россией и Западом по поводу строительства нефте- и газопроводов, соединяющих Каспий с Чёрным морем. Запад совместно с рядом стран СНГ (Украина, Грузия, Азербайджан) стремится создать транзитный маршрут в обход России. В середине 90-х годов возник проект ТРАСЕКА – транспортный коридор, соединяющий страны Западной Европы и Восточной Азии и при этом огибающий Россию с юга. В 2005 году была реализована первая часть данного проекта – создан нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который позволит экспортировать каспийскую нефть на Запад в обход России, по территории Азербайджана, Грузии и Турции. В 2007 году завершено строительство Южнокавказского газопровода по маршруту: Баку – Тбилиси – Эрзурум. В 2008 году планируется завершение строительства Транскаспийского газопровода, а в в 2013 году – газопровода Набукко, который соединит страны Центральной Азии с Германией и Австрией. В проекте также строительство железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс.

Рисунок 4. Схема транспортировки углеводородов из стран постсоветского пространства в Европу

Другим измерением геоэкономических конфликтов на пространстве бывшего СССР является конкуренция национальных капиталов. Огромная собственность, которая осталась странам СНГ в наследство от Советского Союза и которая стала объектом приватизации – лакомый кусок для национальных капиталов различных стран. Кто будет контролировать, например, электростанции и металлургические комбинаты Украины, западный капитал или российский? Это одна из причин «оранжевой революции», которую с геоэкономической точки зрения можно рассматривать как попытку Запада вытеснить из украинской экономики российский капитал. Основная конкуренция идёт между странами Запада и Россией, которая стремится к интеграции экономик новых независимых государств вокруг российской экономики и созданию на постсоветском пространстве единого экономического пространства. Прямым следствием победы на Украине прозападного политика Виктора Ющенко стал отказ Киева от участия в инициированных Россией экономических интеграционных проектах, переговоры о котором вёл предыдущий президент Украины Леонид Кучма.