Россия и Европа
-
Камни и бетонные блоки Берлинской стены давно разошлись на сувениры. Но нельзя забывать, что её падение стало возможным и благодаря историческому выбору, в том числе нашего народа – народа России, выбору в пользу демократии и свободы, открытости и искреннего партнёрства со всеми членами большой европейской семьи. Сейчас же нам пытаются навязать новые разделительные линии и стены – пусть виртуальные, но всё-таки разделяющие, разрезающие наш общий континент. Неужели вновь потребуются долгие годы и десятилетия, смена нескольких поколений политиков, чтобы «разобрать» и «демонтировать» эти новые стены?
В.В. Путин. Мюнхенская речь
-
«Несущей опорой» большой Европы без разделительных линий могло бы стать стратегическое партнёрство между Россией и Евросоюзом, которое включало бы интенсивное экономическое взаимопроникновение на основе согласованных «правил игры»... Мы к этому отрыты, готовы. Я неоднократно заявлял об этом своим партнёрам. Вопрос – в доброй воле и в желании создавать именно работающие экономические механизмы.
Д.А.Медведев. Выступление на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации при международных организациях
-
Есть солидные старые европейские страны, которые прекрасно понимают свои за столетия осознанные национальные интересы. И есть молодые страны. Оказавшись с начала 90-х годов независимыми, они испытывают различные фобии, обиды.
С.В. Лавров. Интервью «Российской газете»
Главной геополитической тенденцией современной Европы является интеграционный процесс, связанный с деятельностью Евросоюза. Процесс начался в 1957 году, когда шесть западноевропейских стран, Франция, ФРГ, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург подписали Римский договор и объявили о создании Европейского экономического сообщества. Сообщество являлось экономической интеграционной структурой, действовавшей в американской сфере влияния, то есть в западной части Европы. В период «холодной войны» в организацию вступили Великобритания, Португалия, Дания, Ирландия, Испания и Греция.
После окончания «холодной войны» начинается процесс динамичного развития сообщества, который шёл сразу по двум взаимно исключающим направлениям – в сторону дальнейшей интеграции его членов и в сторону расширения его рядов.
В 1992 году ЕЭС было преобразовано в Европейский Союз (Маастрихтский договор). При этом изменились цели организации. В настоящее время задачами ЕС является не только экономическая, но и политическая интеграция. Достижениями на этом пути стало создание таможенного союза, внутреннего рынка, введение единой валюты. Созданы общеевропейские органы власти (Еврокомиссия, Европарламент, Европейский суд по правам человека и пр.). Подготовлен текст Европейской конституции и начат процесс её ратификации (Лиссабонский договор).
Евросоюз представляет собой, пожалуй, последний шанс старого геополитического центра мира, Европы, сохранить лидирующие позиции в глобальном масштабе.
Параллельно с интеграцией происходит расширение ЕС на восток. В 1995 году ряды Евросоюза пополнили Австрия, Швеция и Финляндия. В 2004 году – страны Центральной и Восточной Европы: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Мальта и Кипр. В 2007 году – Болгария и Румыния. В настоящее время в качестве кандидатов на вступление в ЕС выступают Турция, Хорватия, Македония, Черногория, Албания. О своём стремлении войти в Единую Европу объявили политические элиты Украины, Грузии и Молдавии.
Принятие единой конституции будет означать значительный шаг в сторону превращения ЕС в федеративное государство. Однако отклонение проекта конституции рядом стран ЕС на референдумах (во Франции и Нидерландах в 2005 году, в Ирландии в 2008 году) поставило под вопрос возможность создания в ближайшие годы «Соединённых Штатов Европы». Процесс европейской интеграции вошёл в фазу кризиса.
Главная его причина состоит в том, что в результате расширения организация стала более рыхлой и неоднородной. Можно говорить о наличии двух чётко обозначенных группировок: «Старой Европы», богатой и ориентированной на достижение экономической и политической независимости от США (Франция, Германия, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия, скандинавские страны) и бедной, проамериканской, только что освободившейся от коммунизма «Новой Европы» (Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения и другие страны Центральной и Восточной Европы). При этом особый случай представляет Великобритания, одна из ведущих стран «Старой Европы», но в то же время – главный союзник США, верный принципам «англосаксонского братства». Великобритания является основным противником углубления процесса интеграции. Фиаско конституционного проекта продемонстрировало боязнь населения Западной Европы, что дальнейшее объединение приведёт к массовой иммиграции дешёвой рабочей силы из стран Центральной и Восточной Европы.
До начала 90-х годов прошлого века страны Западной Европы можно было рассматривать лишь как сателлитов США. Однако рост экономической мощи, усиливающаяся интеграция Евросоюза позволяют говорить о том, что внутри Запада появляется альтернативный Америке центр силы. Оставаясь стратегическими союзниками, США и ЕС всё чаще начинают расходиться по многим внешнеполитическим вопросам. Свидетельством этому является позиция лидеров ЕС Франции и Германии по отношению к американо-иракскому конфликту 2003 года. Европейские державы были категорически против военной акции США против Ирака. Ещё одним ярким примером расхождений в позиции ЕС и США стал саммит НАТО, состоявшийся весной 2008 года в Бухаресте. Франция и Германия заблокировали предложение США об ускоренной интеграции Грузии и Украины в НАТО. Очевидно, что в последующем внешнеполитические противоречия между Соединёнными Штатами и Евросоюзом будут только нарастать.
Учитывая эту тенденцию, некоторые российские политики и эксперты предлагают идею создания «тройственного союза» России, Франции и Германии против США (доктрина «Европы без США»). Данная идея является достаточно спорной. Во-первых, ЕС и США по-прежнему являются союзниками, противоречия между ними нарастают достаточно медленно и пока не имеют системного характера. Во-вторых, в отношении России интересы обоих лидеров Запада во многом совпадают. Суть этой стратегии – максимальное ослабление России на пространстве бывшего СССР и расширение структур Запада (НАТО и ЕС) на восток. Солидарное поведение ЕС и США, фактически навязавших Украине в 2004 году Виктора Ющенко вопреки выявленной на выборах воле украинского народа, – тому наглядное подтверждение.
Российско-европейские отношения сложны и противоречивы. Европа на сегодняшний день – главный экономический партнёр России. На страны Евросоюза приходится 40% российского внешнеторгового оборота, треть иностранных инвестиций в российскую экономику. Расширение ЕС за счёт Центральной и Восточной Европы увеличивает доли ЕС по этим показателям до 50% и 40%, соответственно. В настоящее время начинается процесс реализации масштабных российско-европейских энергетических проектов: «Североевропейских газопровод», «Южный поток», нефтепровод Бургос – Александрополис. Этим предопределяется полная взаимная зависимость ЕС и России.
Однако не следует забывать о качестве этих связей. Для ЕС Россия интересна, прежде всего, как источник дешёвого сырья – газа и нефти. Никто не ждёт в Европе высокотехнологичные российские товары или российский капитал. В интересах ЕС как можно дольше сохранять за Россией статус сырьевого придатка Запада.
В то же время многие в Европе боятся излишней зависимости от российских энергоносителей. Следствием этого является, с одной стороны, обвинение России в «энергетическом шантаже» европейцев, использовании нефти и газа в качестве «энергетического оружия» в борьбе со странами Восточной Европы. Раздаются призывы к странам НАТО и ЕС предпринять комплекс мер для обеспечения «энергетической безопасности» от России.
С другой стороны, европейцы пытаются найти альтернативные источники энергии. Прежде всего, речь идёт о попытках создания транзитного коридора для транспортировки углеводородов из стран Закавказья и Центральной Азии в обход России и в ущерб её геоэкономическим интересам (нефтепроводы Баку – Тбилиси – Джейхан и Одесса – Броды, газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум).
В политическом и геополитическом отношении у России и Евросоюза – целый комплекс противоречий:
- Политическая карта современного мира
- 1) Война в Персидском заливе, 1990-1991 годы.
- 2) Военные конфликты на территории бывшей Югославии, 1992–1999 годы.
- 3) Террористический акт 11 сентября 2001 года.
- 6) Экспансия сша и стран Западной Европы на постсоветском пространстве, 2003-2005 годы.
- Рост экономического и военно-политического могущества Китая
- Расширение и консолидация Евросоюза
- Возрождение России
- Мировая экономическая система
- Мир тысячи культур
- Россия и сша
- Россия и Европа
- Проблема прав человека.
- Столкновение интересов на постсоветском пространстве.
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 1 Тайвань имеет в своем распоряжении 150 истребителей f-16, 16 истребителей «Мираж» и 130 других видов реактивных истребителей; несколько военно-морских судов находятся в стадии строительства.
- Россия и страны исламского мира
- Россия и страны снг
- Геополитическая борьба.
- Геоэкономическая конкуренция.
- Столкновение цивилизаций на пространстве бывшего ссср.
- Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации