23.В чем суть исламизма? Охарактеризуйте сущность учения о джихаде.
Исламизм – это крайне воинственная и мобилизующая идеология, развитая на основе избранных священных писаний, текстов, легенд Ислама, исторических прецедентов, организационного опыта и современных обид и печалей. Всё это представляет собой защитную реакцию (курсив всюду наш, авторы) против долговременной эрозии главенствующей роли Ислама в общественной, институциональной, экономической, социальной и культурной жизни мусульманских обществ в 20-ом столетии. Эта идеология вводится в практику через возрождение давнишнего понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных и агрессивных формах, войны против окружающего мира язычества, многобожия, идолопоклонства, безбожия, атеизма, предательства и неверия, известного этой идеологии как вероотступничество 20-ого столетия
ДЖИХАД (от араб. глагола джахада – «прилагать усилия») – битва за веру. Джихад не входит в пять столпов ислама, но тем не менее, является религиозной обязанностью мусульманина. Например, хариджиты (последователи самой ранней в истории ислама группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть между сторонниками Али б. Абу Талиба и наместника Сирии Му'авии) даже хотели придать джихаду статус «шестого столпа» ислама. Впервые о джихаде говорится в мединских сурах, что вероятно связано с походами войск Мухаммадапротив жителей Мекки (язычников) и иудеев, живших в оазисах, вокруг Медины. Таким образом, первоначально джихад толковался как борьба против немусульман.
Теория джихада складывалась постепенно уже после смерти пророка в период «футуха» (завоевательных походов 632–751). Первоначально юридические принципы джихада были сформулированы юристами династий Омейадов и Аббасидов.
Теория джихада опирается на разделение мира на две области: дар аль-ислам, то есть территория ислама (иначе область веры, или территория стран, исповедующих ислам, и где жизнь населения регулируется законами шариата) и дар аль-харб – территория войны. Здесь речь идет о странах, где правят немусульманские правители. Считалось, что отсутствие военных действий между этими двумя категориями является временным перемирием. Существует и третья категория – дар ас-сульх, территория договора. Под эту категорию попали те страны, которые признали себя вассалами мусульманских государств.
- 1.Каково отношение к государству в буддизме? в чем суть теории идеального правителя (чакравартина)
- 2.Сравните структуру, управление и степень централизации буддийской общины в Шри-Ланке и Таиланде.
- 3.Каково влияние буддийских монастырей и монашества на общественно-политическую жизнь в Шри-Ланке, Таиленде, Лаосе?
- 4.Охарактеризуйте особенности государственной структуры Тибета. Какие функции выполняет далай-лама?
- 5. Каков статус Тибета в настоящее время? в чем суть противоречий по тибетскому вопросу в международной политике хх-XIX вв.?
- 6 Каковы политические настроения в среде тибетской эмиграции? Влияют ли они на американо-китайские отношения?
- 7. Какие международные буддийские организации вы знаете?
- 8.В связи с чем «буддийская дипломатия» стала важнейшим звеном внешнеполитической деятельности кнр? Назовите основные страны, в отношении которых она проводится кнр.
- 9.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1953-1980-х гг.
- 10. Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1990-х гг.
- 11.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в XXI в.
- 12.Как ислам распространен по регионам мира? Назовите страны с наиболее высокой долей мусульман (2005 г.). Назовите страны с самой большой численностью мусульман (2005 г.).
- 13.Каковы характерные черты исламской политической культуры?
- 15.Сохраняется ли исламская политическая культура в неизменном виде? Аргументируйте ответ на примере оаэ.
- 16.Сравните шкалу ценностей массового народного сознания в Турции до революции Кемаля с современными идеалами. В какой форме сохраняется влияние ислама?
- 17. Что такое панисламизм? Покажите влияние панисламизма на международную ситуацию в хх в.
- 20.Расскажите о целях, структуре и основных направлениях деятельности оик.
- 21. Дайте характеристику ваххабизма. Распространен ли он в рф?
- 22. Каково отношение мусульманских стран к международному терроризму.
- 23.В чем суть исламизма? Охарактеризуйте сущность учения о джихаде.
- 24.Дайте характеристику трем основным организационным формам территориальной экспансии исламизма в хх в.
- 25.Дайте характеристику основным направлениям формирования альтернативной идентичности у мусульман в различных регионах мира.
- 26.Кто является союзником и пособником исламизма на международной арене?
- 28.Дайте определение понятиям «нация», «этнос», «этнонация», «национализм», «этнонационализм».
- 29.Охарактеризуйте содержание двух уровней системы этнической психологии. В котором из них большую роль играет религия?
- 31.Назовите обстоятельства, способствующие активизации этнонационализма и усилению кризисных явлений в межэтнических отношениях.
- 33.Каковы цели и задачи национальной политики рф? Что необходимо учитывать при ее выработке для того, чтобы не допустить конфликтов на этнорелигиозной почве?
- 35. К каким последствиям привели три войны на этнорелигиозной почве между Индией и Пакистаном в хх веке?
- 36.Сохранилось ли этнорелигиозное противостояние Индии и Пакистана на рубеже XX-XXI вв.? Были ли конфликты на этнорелигиозной почве?
- 37.В чем причины сепаратистского движения сикхов в Пенджабе в хх веке?
- 38.Каковы были требования сикхских лидеров во второй половине хх века?
- 39.К каким последствиям привело сепаратистское движение сикхов в Индии в хх веке?
- 40. Эффективна ли роль армии, в странах с военными режимами на Ближнем Востоке, в предотвращении дезинтеграции государств по этноконфессиональным признакам? Приведите примеры.
- 42.Прокомментируйте статьи 7, 8, 19 Конституции Италии о свободе совести: каков объем прав гарантируемых ими? Статья 7
- Статья 8
- Статья 19
- 44.Все ли религиозные организации могут преподавать религию в школах в Италии? Каким деноминациям государство финансирует преподавательскую деятельность в школе?
- 45. Какая система финансирования религиозных организаций существует в Италии?