logo
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

2.Сравните структуру, управление и степень централизации буддийской общины в Шри-Ланке и Таиланде.

Шри-Ланка.

В стране более 6 тыс. монастырей и храмов, около 20 тыс. членов сангхи. В настоящее время буддийская сангха Шри-Ланки состоит из трех основных направлений (Сиам-никая, Амарапура-никая, Раманния-никая) и более чем 20 мелких монашеских объединений.

Существуют культурно-просветительские и общественно-политические организации буддистов вне структуры сангхи, которые объединяют как монахов, так и мирян. В настоящее время в Шри Ланке существует развитая цепь религиозных образовательных учреждений. Действуют старинные буддийские университеты Видьяланкарая и Видьодая (ныне они стали государственными; там кроме монахов обучаются и миряне); буддийские школы (пиривены). Буддизм преподают во всех классах сингальских общеобразовательных школ (сингалы – 60% населения Шри-Ланки), в воскресных буддийских школах (дахам пасяла) при монастырях, где более углубленно изучают доктрину и историю буддизма. Буддийская церковь использует различные современные средства просвещения и информации для распространения религиозных идей и укрепления позиций буддизма в сингальском обществе, включая печать и СМИ.

Буддизм в Таиланде.

В 1350 появилось тайское государство Аютия (Сиам), а с сер. XV века в нём был установлен культ дева-раджи («бога-царя») — индо-буддийский культ брахманизма, шиваизма, вишнуизма и тантризма, сложившийся в Камбодже. На практике это означало перенесение индо-буддийских космологических и космографических представлений в сферу административных и сословных отношений, сочетание мощи и силы «бога-царя» с вечным моральным законом — дхармой.

В 1902 был обнародован декрет о создании административной системы сангхи, тождественной государственной системе. В настоящее время управление сангхой делится на администрацию провинции, района и тамбона. Тамбон состоит из 10-20 деревень и включает минимум 5 монастырей. Около 50 тыс. деревень сведены в 5100 тамбонов. Самой мелкой административной единицей является монастырь, которых в стране более 32 тыс. Ответственность за монастырь несёт настоятель, назначаемый буддийским комитетом района или провинции. Провинциальный комитет отвечает за состояние буддизма в провинции, его пропаганду, организует общественные работы по строительству и ремонту монастырских зданий. При каждом монастыре имеется религиозный совет, в состав которого входят старшие монахи, представители деревенской элиты, в их числе богатые меценаты. При такой системе религиозными активистами оказываются не только 400 тыс. членов сангхи, но и сотни тысяч уважаемых граждан страны. Ведущую роль в подготовке кадров играют буддийские университеты Махамакут и Маха Чулалонгкор, расположенные в Бангкоке. В 1941 г. религиозное образование было отделено от светской системы просвещения.

В Бангкоке находится штаб-квартира международной организации «Всемирное братство буддистов» (ВББ).