13.Каковы характерные черты исламской политической культуры?
Некоторые западные политологи утверждают, что агрессивность является характерной чертой мусульманской политической культуры. Можно ли с этим согласиться? Или правы те мусульманские политики, которые с высоких международных трибун утверждают прямо противоположное: «Экстремизм не имеет ничего общего с ценностями ислама, духовные основы которого заключаются в высоких нравственных устоях» Вера в Аллаха – основа мусульманского учения. Идея монотеизма – единственности Аллаха отражена в символе веры ислама: «Нет никакого божества, кроме Аллаха». Аллах – всесильный владыка мира: «Он – первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающ» (Коран, 53:3). Все зависит от Аллаха, но сам Аллах не зависит ни от чего. Будучи абсолютным, он является богом истины, справедливости и милосердия. Поэтому только он может быть покровителем человека, его опорой и надеждой. Правоверный мусульманин начинает всякое дело с изъявления полнейшей покорности Аллаху: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». Идея единого Бога и принцип полной покорности указывают человеку на его достаточно скромное место в мире. Ислам не содержит идеи подобия человека Богу. Одновременно исламская культура учит человека с доверием относиться к судьбе: она предостерегает человека от психологии господина и победителя, учит политиков ограничивать властные устремления пределами возможного – для мусульманина эти пределы, с одной стороны, заключены в природе вещей, как они созданы Аллахом, с другой – указаны ему Аллахом непосредственно через обязанности и ограничения, которые налагаются Кораном. Государственная власть священна – эта идея утверждает сакральность исламской политической культуры. Следовательно, ислам, проповедуя покорность и божественное предопределение, в то же время он не сковывает активность человека, стимулирует ее, воспитывая борцов, способных сражаться и умереть за веру. В целом, сакральный характер политической культуры ислама очевиден: именно религия дает мусульманину самые сильные мотивации в сфере политики.
14. Является ли принцип религиозной теократии определяющей чертой мусульманской политической культуры? Назовите теократические установки, которые в целом имеют широкую поддержку в исламском политическом мире.
Исламская политическая культура, по существу, закрепляет принцип религиозной теократии, обусловленный единством и нераздельностью духовной и светской власти главы мусульманской общины.
Можно выделить несколько современных теократических установок, которые в целом имеют широкую поддержку в исламском политическом мире:
•принцип универсальности ислама – всеобщность и нераздельность религии в мусульманском обществе;
• принцип панисламизма – убеждение в единстве всех мусульман, объединенных верой, независимо от национальности;
•идея возрождения халифата – установление исламского порядка, основанного на законах шариата;
•идея возвращения к первоначальному, «истинному» исламу, освобожденному от многовековых наслоений.
- 1.Каково отношение к государству в буддизме? в чем суть теории идеального правителя (чакравартина)
- 2.Сравните структуру, управление и степень централизации буддийской общины в Шри-Ланке и Таиланде.
- 3.Каково влияние буддийских монастырей и монашества на общественно-политическую жизнь в Шри-Ланке, Таиленде, Лаосе?
- 4.Охарактеризуйте особенности государственной структуры Тибета. Какие функции выполняет далай-лама?
- 5. Каков статус Тибета в настоящее время? в чем суть противоречий по тибетскому вопросу в международной политике хх-XIX вв.?
- 6 Каковы политические настроения в среде тибетской эмиграции? Влияют ли они на американо-китайские отношения?
- 7. Какие международные буддийские организации вы знаете?
- 8.В связи с чем «буддийская дипломатия» стала важнейшим звеном внешнеполитической деятельности кнр? Назовите основные страны, в отношении которых она проводится кнр.
- 9.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1953-1980-х гг.
- 10. Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1990-х гг.
- 11.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в XXI в.
- 12.Как ислам распространен по регионам мира? Назовите страны с наиболее высокой долей мусульман (2005 г.). Назовите страны с самой большой численностью мусульман (2005 г.).
- 13.Каковы характерные черты исламской политической культуры?
- 15.Сохраняется ли исламская политическая культура в неизменном виде? Аргументируйте ответ на примере оаэ.
- 16.Сравните шкалу ценностей массового народного сознания в Турции до революции Кемаля с современными идеалами. В какой форме сохраняется влияние ислама?
- 17. Что такое панисламизм? Покажите влияние панисламизма на международную ситуацию в хх в.
- 20.Расскажите о целях, структуре и основных направлениях деятельности оик.
- 21. Дайте характеристику ваххабизма. Распространен ли он в рф?
- 22. Каково отношение мусульманских стран к международному терроризму.
- 23.В чем суть исламизма? Охарактеризуйте сущность учения о джихаде.
- 24.Дайте характеристику трем основным организационным формам территориальной экспансии исламизма в хх в.
- 25.Дайте характеристику основным направлениям формирования альтернативной идентичности у мусульман в различных регионах мира.
- 26.Кто является союзником и пособником исламизма на международной арене?
- 28.Дайте определение понятиям «нация», «этнос», «этнонация», «национализм», «этнонационализм».
- 29.Охарактеризуйте содержание двух уровней системы этнической психологии. В котором из них большую роль играет религия?
- 31.Назовите обстоятельства, способствующие активизации этнонационализма и усилению кризисных явлений в межэтнических отношениях.
- 33.Каковы цели и задачи национальной политики рф? Что необходимо учитывать при ее выработке для того, чтобы не допустить конфликтов на этнорелигиозной почве?
- 35. К каким последствиям привели три войны на этнорелигиозной почве между Индией и Пакистаном в хх веке?
- 36.Сохранилось ли этнорелигиозное противостояние Индии и Пакистана на рубеже XX-XXI вв.? Были ли конфликты на этнорелигиозной почве?
- 37.В чем причины сепаратистского движения сикхов в Пенджабе в хх веке?
- 38.Каковы были требования сикхских лидеров во второй половине хх века?
- 39.К каким последствиям привело сепаратистское движение сикхов в Индии в хх веке?
- 40. Эффективна ли роль армии, в странах с военными режимами на Ближнем Востоке, в предотвращении дезинтеграции государств по этноконфессиональным признакам? Приведите примеры.
- 42.Прокомментируйте статьи 7, 8, 19 Конституции Италии о свободе совести: каков объем прав гарантируемых ими? Статья 7
- Статья 8
- Статья 19
- 44.Все ли религиозные организации могут преподавать религию в школах в Италии? Каким деноминациям государство финансирует преподавательскую деятельность в школе?
- 45. Какая система финансирования религиозных организаций существует в Италии?