40. Эффективна ли роль армии, в странах с военными режимами на Ближнем Востоке, в предотвращении дезинтеграции государств по этноконфессиональным признакам? Приведите примеры.
Большинство ученых, исследовавших офицерский корпус в полиэтнических и многоконфессиональных странах Востока, приходят к выводу, что военная подготовка и обучение, чувство коллективизма способствуют постепенному формированию национального, светского мировоззрения среди офицеров. В отличие от гражданской политической элиты военные более сплоченны и менее подвержены влиянию политических течений конфессионального и этнического характера. Однако подобные обобщения не всегда могут отражать реальное положение дел в каждом конкретном случае и в каждой отдельной стране. В целом же, опыт армии, особенно в странах с военными режимами, где гражданские устранены от власти, в предотвращении дезинтеграции государств по этноконфессиональным признакам не очень хорош. Многие военные режимы, установленные в странах с разнообразным этноконфессиональным составом населения, показали, что военные либо не хотят, либо не могут сдержать распространение этих конфликтов. Наоборот, нередко они, осознанно или нет, способствовали их развитию. В ряде случаев это приводило к дезинтеграции общества и вспышкам насилия, о чем может свидетельствовать опыт военных в Судане, Пакистане, Индонезии, Бирме. Управленческий стиль ближневосточных военных показывает, что они недооценивают значимость политических, экономических, социальных и культурных параметров конфликта. Нередко они считают, что острые этнические или религиозные разногласия можно решать методом «лобовой» атаки, путем силы. К тому же военные весьма болезненно относятся к любому обострению внутренних беспорядков, видя в них неминуемую угрозу единству армии и страны, и потому стремятся урегулировать их как можно быстрее, невзирая на методы и средства.
Сегодня под воздействием процессов реформ и политической модернизации меняется и степень вовлеченности армии в политику, и объем власти, находящейся в руках военных. В 50–70-х гг. XX в. гражданские элиты были отстранены от управления армией, и она сосредотачивала в своих руках всю полноту гражданской и военной власти. Сегодня в большинстве государств Ближнего Востока происходит постепенная эволюция характера военно-гражданских отношений в сторону от режимов абсолютной власти военных к системе военно-гражданских коалиций. Растет влияние гражданских элит на процессы управления государством (Египет, Турция, Иран). Политические амбиции и социально-экономические цели военных становятся более умеренными. Сокращается размер их властных полномочий, а вмешательство военных в политику приобретает более «адресную» функцию. Как правило, они стремятся не столько к захвату политической власти и длительному еди-ноличному управлению государством, сколько к наведению порядка в нем. Их целями обычно являются сохранение баланса сил между соперничающими политическими группировками в стране, укрепление конституционных основ власти, предотвращение серьезных изменений в системе распределения экономических благ. Более того, в ряде случаев военные предпочитают действовать руками гражданских политиков.
В этой связи было бы неоправданным, особенно в сегодняшних условиях Ближнего Востока, возлагать исключительно на армию и военных всю ответственность за урегулирование этих конфликтов. Сегодня достаточно много зависит от гражданских политических элит, от их действий или бездействия. Если они самоустраняются от решения конфликта, не могут договориться между собой, коррумпированы и национально безответственны, то на политическую авансцену выходит армия. Поскольку военные действуют силой и обучены ее применению, то они с большей вероятностью прибегнут к насилию, чем к переговорам. В лучшем случае они попытаются установить искусственный этноконфессиональный баланс, который, понятно, долго не продержится. В случае если гражданская власть социально ответственна, пользуется поддержкой большинства общества и не боится призвать армию в союзники, то военные способны действовать как сравнительно беспристра-стные арбитры и посредники. В этом случае приверженность светской идеологии и национальным идеалам служит сильным мотивационным фактором в отношении умиротворения экстремистских взглядов и настроений и способствует продвижению равных, общеприемлемых соглашений. Однако в любом случае необходимо понимать, что в ны-нешних условиях Ближнего Востока сложно найти светски ориентированного офицера. Светское мировоззрение и чувство общенациональной самоидентификации, с одной стороны, и при-верженность традиционным ценностям, с другой, продолжают мирно сосу-ществовать в военной среде до тех пор, пока этнические и религиозные различия не перерастают в острые конфликты. В этом случае вероятность того, что армия может выступить в роли непредвзятого посредника или арбитра серьезно снижается.
Таким образом, окончательное решение подобных конфликтов может быть достигнуто исключительно политическими средствами. А использова-ние армии должно носить чисто функциональный характер и быть направ-ленно на защиту государства от внешнего противника и на борьбу с угрозой реального, а не мнимого терроризма.
- 1.Каково отношение к государству в буддизме? в чем суть теории идеального правителя (чакравартина)
- 2.Сравните структуру, управление и степень централизации буддийской общины в Шри-Ланке и Таиланде.
- 3.Каково влияние буддийских монастырей и монашества на общественно-политическую жизнь в Шри-Ланке, Таиленде, Лаосе?
- 4.Охарактеризуйте особенности государственной структуры Тибета. Какие функции выполняет далай-лама?
- 5. Каков статус Тибета в настоящее время? в чем суть противоречий по тибетскому вопросу в международной политике хх-XIX вв.?
- 6 Каковы политические настроения в среде тибетской эмиграции? Влияют ли они на американо-китайские отношения?
- 7. Какие международные буддийские организации вы знаете?
- 8.В связи с чем «буддийская дипломатия» стала важнейшим звеном внешнеполитической деятельности кнр? Назовите основные страны, в отношении которых она проводится кнр.
- 9.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1953-1980-х гг.
- 10. Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в 1990-х гг.
- 11.Охарактеризуйте основные направления деятельности Китайского буддийского общества (кбо) в XXI в.
- 12.Как ислам распространен по регионам мира? Назовите страны с наиболее высокой долей мусульман (2005 г.). Назовите страны с самой большой численностью мусульман (2005 г.).
- 13.Каковы характерные черты исламской политической культуры?
- 15.Сохраняется ли исламская политическая культура в неизменном виде? Аргументируйте ответ на примере оаэ.
- 16.Сравните шкалу ценностей массового народного сознания в Турции до революции Кемаля с современными идеалами. В какой форме сохраняется влияние ислама?
- 17. Что такое панисламизм? Покажите влияние панисламизма на международную ситуацию в хх в.
- 20.Расскажите о целях, структуре и основных направлениях деятельности оик.
- 21. Дайте характеристику ваххабизма. Распространен ли он в рф?
- 22. Каково отношение мусульманских стран к международному терроризму.
- 23.В чем суть исламизма? Охарактеризуйте сущность учения о джихаде.
- 24.Дайте характеристику трем основным организационным формам территориальной экспансии исламизма в хх в.
- 25.Дайте характеристику основным направлениям формирования альтернативной идентичности у мусульман в различных регионах мира.
- 26.Кто является союзником и пособником исламизма на международной арене?
- 28.Дайте определение понятиям «нация», «этнос», «этнонация», «национализм», «этнонационализм».
- 29.Охарактеризуйте содержание двух уровней системы этнической психологии. В котором из них большую роль играет религия?
- 31.Назовите обстоятельства, способствующие активизации этнонационализма и усилению кризисных явлений в межэтнических отношениях.
- 33.Каковы цели и задачи национальной политики рф? Что необходимо учитывать при ее выработке для того, чтобы не допустить конфликтов на этнорелигиозной почве?
- 35. К каким последствиям привели три войны на этнорелигиозной почве между Индией и Пакистаном в хх веке?
- 36.Сохранилось ли этнорелигиозное противостояние Индии и Пакистана на рубеже XX-XXI вв.? Были ли конфликты на этнорелигиозной почве?
- 37.В чем причины сепаратистского движения сикхов в Пенджабе в хх веке?
- 38.Каковы были требования сикхских лидеров во второй половине хх века?
- 39.К каким последствиям привело сепаратистское движение сикхов в Индии в хх веке?
- 40. Эффективна ли роль армии, в странах с военными режимами на Ближнем Востоке, в предотвращении дезинтеграции государств по этноконфессиональным признакам? Приведите примеры.
- 42.Прокомментируйте статьи 7, 8, 19 Конституции Италии о свободе совести: каков объем прав гарантируемых ими? Статья 7
- Статья 8
- Статья 19
- 44.Все ли религиозные организации могут преподавать религию в школах в Италии? Каким деноминациям государство финансирует преподавательскую деятельность в школе?
- 45. Какая система финансирования религиозных организаций существует в Италии?