Методические указания
Девятнадцатое столетие называют «веком капитализма и индустриальной цивилизации», «веком национализма и революций», «веком цивилизации и культуры». Этот век развивался под знаком двух революций – Великой французской и Английской промышленной.
В период расцвета капитализма формируется адекватная ему материальная база – система машин и фабрика как ее организационное воплощение, т.е. происходит становление индустриального общества, оно пережило фазы подъема и зрелости до начала Первой мировой войны, после чего началась фаза заката.
Западная Европа и Северная Америка вступают в капиталистическую фазу в конце XVIII – середине XIX века. Политическое господство буржуазии в ведущих странах Западной Европы утверждается после парламентской реформы в Англии в 1832 г. и революций 1848 г. Во Франции и Германии. Переход к индустриальному обществу начался с промышленного переворота и Великой французской революции конца XVIII века.
Для индустриального общества характерно:
– бурный подъем производительных сил, рост механизации, автоматизации и концентрации производства, распространение систем машин, тесно связанных в одну технологическую цепочку, – не только на отдельном предприятии, но и в масштабах страны, ряда стран (международные монополии);
– быстрый рост вооружений (бездымный порох, дальнобойная артиллерия, бронированные корабли, самолеты, танки и прочее);
– превращение естественных наук в производительную силу (появление паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, электричества и пр.);
– попытки некоторых гуманитарных наук (марксизм) влиять на исторический процесс;
– колониальный раздел мира и появление огромных колониальных империй. Новым было не только то, что европейские страны почти полностью поделили между собой колониальную периферию, но и то, что колонии стали объектом приложения европейских и североамериканских капиталов, так как давали дешевое сырье, дешевую рабочую силу и гарантировали прибыль;
– в социальной структуре – формирование класса промышленной буржуазии и пролетариата; противостояние буржуазии и наемных рабочих как основных классов капиталистического общества; тенденция к распаду крестьянства на предпринимателей и наемных рабочих;
– в политической сфере – утверждение и распространение буржуазной демократии; образование республик или конституционных монархий;
– рост однородности общества в национальных и мировых масштабах, создающей условия для экономических кризисов, в том числе и мировых;
– кризис идей гуманизма; возникла «машинизированная» стандартизированная, лишенная национальных различий, порвавшая с наследием эпохи гуманизма массовая культура, которая все более становилась индустриализированной антикультурной;
– повышение значения нерелигиозных идеологий – как оправдывающих существующий ход исторического процесса (либерализм, позитивизм), так и альтернативных ему (марксизм). Главным носителем альтернативной идеологии стала интеллигенция.
В XIX в. все в Европе приходит в движение, облик континента преображается в считанные десятилетия. Уже к середине столетия стало очевидно, что все главные события, определяющие историю человечества, совершаются в странах Европы и в США, переживающих период устойчивого индустриального роста. В 1830г. Англия изготавливала 50% металла, 100% машин, являясь «мастерской мира». В 1870–1880 гг. США и Германия, модернизировав производство, ее обгонят. Именно в это время появится деление на развитые и слаборазвитые страны. К развитым странам, т.е. странам «первого эшелона» развития капитализма, отнесут государства Западной (за исключением Пиренеев) и частично Центральной Европы, а также Скандинавию. Они отличались относительно ранним и органичным, главным образом под влиянием внутренних факторов, вызреванием капитализма, минимальными остатками традиционного общества, сильными либеральными традициями и парламентской демократии. Об экономической мощи этих стран свидетельствовало, в частности, удвоение ВВП с 1800 по 1870г., несмотря на значительное увеличение численности населения. С другой стороны, демографический взрыв 1800–1850 гг., когда население Англии выросло втрое, Норвегии, Швеции, Голландии – вдвое, стимулировал подъем экономики. Развитие таких средств сообщения, как водный транспорт и железные дороги (с 1844г. до конца века сеть железных дорог в Европе вырастет в 99 раз), приведет к росту торговли и миграции населения.
Вся остальная Европа будет отнесена к слаборазвитым странам, или странам «второго эшелона», которые характеризует «догоняющий тип развития». Его отличительные черты: активное насаждение элементов капитализма со стороны государства; быстрое и скачкообразное развитие с пропуском или перестановкой отдельных фаз развития; сохранение значительных остатков феодализма; конфликтность общественных отношений внутри страны.
Экономические и социальные перемены влекли за собой политическую модернизацию с 1815 по 1848 г. Европа пережила 3 крупных революционных кризиса, в ходе которых сформировались основные тенденции развития общественного движения: умеренно-либеральное, радикально-демократическое и социалистическое. Первая была представлена высшим и средним классами, вторая – средней и мелкой буржуазией, третья – пролетариатом и интеллигенцией (часть ученых называет этот социальный слой интеллектуалами). Буржуазия стремилась найти компромисс и с аристократии, и с низшими классами. В итоге в отдельных странах утвердились элементы гражданского общества и представительной демократии. Вместе с тем мыслящая часть общества все чаще спрашивала себя: «Каким путем – революционным или реформистским – капитализм способен прийти к обновлению и преобразованию и способен ли он к этому вообще?». Попытки ответить на этот вопрос привели к рождению социалистических учений, созданию международных социалистических организаций – Первого (1864) и Второго(1889) Интернационалов, образованию социалистических партий, пользовавшихся наибольшим влиянием в Германии и Франции и ставших своего рода альтернативой правительствам.
Характерной чертой европейского развития XIX в. стало оформление национальной идеологии и национальных движений. Национальная идея нашла свое воплощение в создании самостоятельных государств, таких, как Германия и Италия, в движении за автономию и самоопределение народов, населявших Австро-Венгрию, Османскую империю, Россию. Благодаря национально-освободительной борьбе возникли самостоятельные государства – Румыния, Сербия и Болгария. Вообще, национальные интересы определили весь ход международных отношений со второй половины XIX века. В США в результате Гражданской войны 1861–1865гг. было отменено рабство, начался период радикальных экономических преобразований южных штатов.
В этот период основные страны периферии (в будущем «развивающиеся страны») были колониями или полуколониями главным образом европейских государств. Они не могли противостоять европейской экспансии и подвергались хищнической эксплуатации. Колонии составляли 55% суши, 70% их населения жили в британских владениях, 10% – во французских, 2% – в германских. Во многих из них шли процессы деиндустриализации и дезурбанизации, вспыхивали войны за независимость, народные восстания против колонизаторов, совершались военные перевороты. С 1800 по 1870г. душевой ВВП в Бразилии, Мексике, Китае, Индии, Индонезии и Египта снизился на 10–15 %. Ряд стран, «обделенных» колониями, в период перехода к индустриальному обществу стремились к переделу мира. Получалось так, что сам факт наличия колониальной системы толкал народы к мировым катаклизмам.
Главным тормозом для экономического развития России в конце XVII в. являлось отсутствие выходов к Балтийскому и Чёрному морям. Чёрное море контролировала Турция, которая обладала значительными ресурсами. Ее население составляло около 25 млн. человек. Сильной была турецкая армия. В 1696 г. в результате второго Азовского похода Россия заняла мощную турецкую крепость Азов, что создавало предпосылки выхода к Черному морю. Но дальнейшая борьба с Турцией потребовала бы огромных усилий. Петр I не стал вступать в антитурецкую коалицию. Это было бы выгодно, прежде всего, Австрии и Польше. Утверждение России на Чёрном море пришлось отложить.
Балтийское море было «шведским озером», так как земли, окружавшие это море, контролировала Швеция с населением около 12 млн. человек. В Европе было немало правительств, недовольных шведской экспансией. К тому же в Европе разворачивалась борьба за «испанские наследство» (1701–1714) после смерти испанского короля из династии Габсбургов. В эту войну были вовлечены все ведущие европейские страны – Англия, Испании, Нидерланды, Франция и др. Молодой царь Петр Алексеевич решил воспользоваться ситуацией. Но в начавшейся в 1700 г. Северной войне (в союзе с Данией и Саксонией) русские войска потерпели от шведов сокрушительное поражение под Нарвой. Начавшаяся война показала, что Россия объективно нуждалась в серьёзных реформах.
Первые реформы были проведены сразу после поездки молодого царя за границу в 1697 г. По возвращении из-за границы Петр Алексеевич Романов начал энергично вводить европейские обычаи. Петр I родился в 1672 г., был провозглашен царем вместе со страшим братом Иваном V в 1682 г. После смерти Ивана в 1696 году Петр стал единоличным правителем и правил до 1725 г.
Реформы проводились без какого-то четкого плана, но затрагивали самые разные сферы жизни общества. Для облегчения чтения вместо старославянского был введен гражданский алфавит. В 1699 г. появились органы городского самоуправления: ратуша в Москве, земские избы в других городах. Были расформированы стрелецкие полки, поскольку участвовали в нескольких бунтах. После восстания в 1698 г. больше тысячи стрельцов было казнено, сотни сосланы. Стрельцы с семьями были записаны в посадские люди. Петр приступил к созданию регулярной армии. В 1699 г. был проведен первый рекрутский набор: каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной воинской службы. С 1 января 1700 года Петр ввел новый календарь. Годы стали отсчитывать не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Год начинался не 1 сентября, а с 1 января.
Реформы в правлении Петра I во многом обуславливались военными задачами, проводились непрерывно одновременно с Северной войной.
В политической сфере происходило становление абсолютной монархии. Вся законодательная, судебная, военная, финансовая власть концентрировалась в руках царя, который в 1721 г. принял титул Императора, Отца Отечества, Петра Великого. Император лично назначал близких ему лиц на многочисленные руководящие посты, мог отменить решение любой инстанции в стране.
Для абсолютизма были характерны централизация, концентрация власти, дифференциация функций управления. Вместо Боярской думы в 1711 г. был учрежден Сенат, законосовещательный и распорядительный орган, члены которого назначались царем и действовали от его имени. Вместо приказов в 1717–1718 гг. появились 12 коллегий, состав которых определялся царем, а полномочия и направления работы – регламентами. За Сенатом с 1722 г. наблюдал генерал-прокурор, «око государево». Вместо патриаршества для руководства делами церкви был создан Синод, во главе которого стоял назначаемый царем обер-прокурор. Сеть фискалов доносила о нарушении «казенного интереса» учреждениями и частными лицами (взятки, неуплата налогов, ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей и т.д.). Для удобства управления страну раздели на 8 губерний во главе с губернаторами, которых так же назначал царь. Элементы выборности местных должностных лиц, характерных для Московского государства, были сведены к нулю.
Для абсолютизма были характерны милитаризация, опора на силовые структуры. Петр I создал регулярную армию и флот, которые не только выполняли внешние задачи, но и использовались для подавления народных выступлений. Служба в армии для солдат и офицеров была пожизненной, с иностранцами заключался договор. Армия получила единообразную форму, вооружение, организационную структуру (дивизия, полк и т.д.). Появилась полиция, главной функцией которой было поддержание порядка. Продолжала действовать система «Слова и дела государева»: все жители Московского государства ещё с 16 в. были обязаны заявлять (доносить) о любых антигосударственных деяниях или замыслах. При этом заявитель должен был в общественном месте заявить: « Слово и дело государево». Политическим сыском занимались Преображенский приказ с 1695 г., а с 1718 г. – Тайная канцелярия. Государство поощряло доносы. Доносчиков награждали, обвиняемых допрашивали с применением пыток. Уголовное законодательство ужесточилось. Если по Соборному Уложению 1649 г. смертная казнь предусматривалась в 60 случаях, то по Воинскому уставу с 1715 г. – более чем в 120. Применялись отсечение головы, четвертование, колесование, повешение, сожжение, расстрел и другие виды смертной казни. Широко применялись пытки, телесные и членовредительные наказания (отрезались уши, нос, язык, отрубались руки и ноги и т.п.).
Важной чертой абсолютизма стала опора на бюрократию. Принцип служебной годности « по породе» (заслугам предков) Петр заменил принципом личной выслуги. В 1722 г. была введена Табель о рангах. Все военные и гражданские служащие делились на 14 рангов (классов). Повышение в ранге давало большее жалование, при определенных условиях – личное или потомственное дворянство. Было положено начало наградной системе.
В сфере социально-экономических отношений резко возросла роль государства, которое активно вмешивалось в промышленность, торговлю, социальные отношения. Государство всячески стимулировало развитие мануфактурного производства, обеспечивавшего нужды армии. На Урале стали выплавлять железо. Возникло собственное кораблестроение, производство вооружения, одежды, обуви для армии. По существу, возник военно-промышленный комплекс (сам этот термин появился во второй половине 20 века). На мануфактурах использовался труд крепостных крестьян, которых «приписывали» целыми деревнями к промышленным предприятиям. Интересы отечественного купечества государство защищало высокими таможенными пошлинами на импортные (ввозимые) товары, проводило политику протекционизма и меркантилизма (накопления в стране золота и серебра за счет активного торгового баланса).
Петр ликвидировал разницу между боярством и дворянством. Поместья были приравнены к вотчинам, могли передаваться по наследству как полная частная собственность. Имение мог получить только один наследник. Из сыновей «белого духовенства» лишь один мог наследовать приход и должность после отца. Остальные были обязаны поступать на службу или записывались в рекруты, в государственные крестьяне. На основании проведенной переписи была введена подушная подать. Налог в денежной форме стал собираться не с крестьянского двора, а с мужской души крестьянина или посадского человека. При этом облагались все лица мужского пола от новорожденного до глубокого старика. Переписи населения (ревизии) проводились один раз в 10 лет и являлись основой для налогообложения. В крепостное состояние переводились: дети отставных солдат, если эти солдаты были взяты ранее в рекруты из данного помещичьего имения; «незаконнорожденные»; не имевшие определенного места жительства и занятий; купленные люди «из инородцев»; участники бунтов. Петр I начал раздачу земель с крестьянами за «особые заслуги». За XVIII век было роздано больше 2млн. душ обоего пола.
В духовно-культурной сфере также появилось много новшеств. Дворяне посылались на учебу за границу. Появились учебные заведения для дворян и других слоев в самой России. Была основана Академия наук, а при ней университет. Первым музеем стала Кунсткамера. Стала выходить газета «Ведомости». Новой столицей страны стал Санкт–Петербург, основанный в 1703 году. В новом городе велось крупномасштабное строительство по единому архитектурному замыслу.
Реформы способствовали быстрому усилению России, прежде всего в военном отношении. После нарвской «конфузии» русская сухопутная армия и молодой российский флот одержали ряд побед над шведами: 27 июня 1709г. под Полтавой, в 1714 г. у мыса Гангут и др. По Ништадтскому миру 1721 г. Россия получила часть Карелии до Выборга включительно и Прибалтику. Поход 1711г. против Турции был неудачным: пришлось отдать Азов и временно отказаться от борьбы за Черное море. В 1723г. русские войска в результате успешного военного похода закрепились на побережье Каспийского моря.
Большая часть современников и потомков высоко оценивает правление Петра Великого. Его считают выдающимся реформатором, который осуществил модернизацию страны на европейских началах (вестернизировал Россию).
Критики считают, что наибольшую часть западного опыта, форм организации общества Петр проигнорировал. В Росси не был создан парламент. Частное предпринимательство полностью зависело от государства. Человек оставался бесправным, беззащитным. Реальностью стало создание полицейского, деспотического государства.
Петр I установил новый порядок престолонаследия: правитель сам назначает себе наследника. Но сам Петр умер 30 января 1725г., не успев никому завещать свой трон. Началась ожесточенная борьба за власть («страсти у трона»), в ходе которой участники больше думали о своих личных амбициях, чем об интересах государства и народа.
В 1725–1727гг. императрицей была вдова Петра Екатерина I, при которой фактическим правителем являлся А.Д. Меншиков. После ее смерти с 1727 по 1730гг. императором являлся Петр II, внук Петра I (сын казненного царевича Алексея). С 1730 по 1740 гг. Россией управляла Анна Иоанновна, родная племянница Петра I (дочь его соправителя Ивана V). Всего несколько месяцев находился на престоле Иван VI Антонович, племянник Анны Иоанновны. При провозглашении императором ему было всего полгода. Сначала регентом при нем был Э. Бирон, фаворит Анны Иоанновны, а после его насильственного отстранения фельдмаршалом Минихом, регентшей стала его мать Анна Леопольдовна, не способная к правлению. В 1741 г. родная дочь Петра I Елизавета Петровна свергла младенца–императора и отправила в ссылку все его окружение. Она правила с 1741 по 1761 гг., опираясь на фаворитов и гвардию. После ее смерти в декабре 1761г. полгода на престоле пребывал Петр III, родной внук Петра I, сын его дочери Анны, умерший вскоре после рождения будущего российского императора. Петр III был в июне 1762г. свергнут с престола собственной женой Екатериной и вскоре был убит.
Екатерина II была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей, она не решилась на кардинальные реформы. В начале правления она стремилась превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом.
Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767г. было избранно 572 депутата от разных сословий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). Работа Уложенной комиссии выявила острые социальные противоречия, столкновения интересов. Комиссию Екатерина II распустила, но учла ее опыт при проведении ряда преобразований. Отказу от реформаторских идей, усилению консервативных настроений императрицы способствовали народные выступления, крупнейшим среди которых стало восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) и французская революция 1789 года.
Значительных результатов Екатерина добилась во внешнеполитической сфере. В результате успешных русско-турецких войн (1768–1774,1787–1791) и блестящих побед русских войск под командованием П.А.Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова Россия получила огромные территории в Северном Причерноморье. К России перешли Крым, Кабарга. Грузия перешла под протекторат России. У России появился Черноморский флот и право выхода в Средиземное море. На западном направлении Россия вместе с Австрией и Пруссией приняла участие в разделах ослабевшей Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). К России отошли вся Белоруссия, Правобережная Украина, Волынь, Литва и Курляндия. Россия участвовала в борьбе европейских монархий против Французской революции. Екатерина к концу своего правления опасалась распространения революционных, республиканских идей. В то же время в ходе войны за независимость в Северной Америке в 1775–1783гг. Россия своим «вооруженным нейтралитетом» помогла добиться независимости от Англии Соединенным Штатам Америки.
Для внутриполитической сферы наиболее важной была областная (губернская) реформа 1775г. Страна была разделена на 50 губерний по 300–400 тыс. жителей. Каждую губернию возглавлял губернатор, а территорию из нескольких губерний генерал-губернатор и наместник. Эти лица назначались императрицей и обладали огромными полномочиями. Губернии делились на уезды по 20–30 тыс. жителей с нижним земским судом и капитаном-исправником во главе. В работе губернских и уездных органов управления, в соответствующих судебных инстанциях участвовали выборные от дворянства. По Жалованной грамоте городам (1785) были созданы городские органы самоуправления. Общероссийское законодательство было распространено на Правобережную Украину и на Дон. Запорожская Сечь была ликвидирована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограничены.
В социально-экономической сфере огромные усилия тратились на освоение новых территорий. Появились Севастополь, Одесса и другие города. На новых землях устанавливались крепостные порядки. До 800тыс. государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. Была проведена секуляризация (переход в руки государству) монастырского (церковного) землевладения. Расходы на содержание церкви были сокращены в 5 раз. При Екатерине II для погашения постоянного дефицита государственного бюджета были выпущены бумажные ассигнации. Правительство впервые прибегло к внешним займам, уплачивая в качестве процентов до 5% бюджета.
Жалованной грамотой дворянству (1785г.) Екатерина оформила привилегированный статус этого сословия. Было подтверждено право дворян выбирать: служить или не служить на государственной службе. Только дворяне могли владеть землями и крестьянами, в отношении которых их власть была безграничной. Дворяне освобождались от любых налогов, от постоя солдат, от пыток и телесных наказаний. Они могли беспошлинно вести оптовую, в том числе международную торговлю, заводить мануфактуры. Выборными предводителями дворянских обществ и другими выборными должностными лицами могли быть только мужчины с 25 лет, имевшие определенное число крепостных душ и определенный чин за государственную службу. Это заставляло часть дворян служить или числиться на службе.
В городах действовала собственная система самоуправления. Большинство рядовых горожан несли подушную, рекрутскую и другие повинности, являлись податным сословием.
Крестьянство оставалось полностью бесправным. Помещики могли за любую провинность сослать своих крестьян в Сибирь с зачетом за рекрутов. Барщина доходила до 6 дней в неделю. Получила распространение «месячина», при которой крестьяне лишались надела и за работу только на помещика получали скудное продовольственное обеспечение. По закону помещики не могли своих крестьян принуждать к вступлению в брак, наказывать кнутом и убивать, так как крепостные были налогоплательщиками. Однако помещики зачастую творили жестокий произвол. Дарья Салтыкова забила до смерти 90 своих крепостных. За время правления Екатерины II сумма подушной подати выросла в 4,5 раза, а население только в 2 раза.
После смерти Екатерины II с 1796 по 1801г. правил ее сын Павел I, которого мать в свое правление фактически отстранила от государственных дел. Он старался все сделать по-другому.
Во внешней политике он сначала участвовал в антифранцузской коалиции. Но в 1800г. российский император разорвал союз с Англией и Австрией, заключил союз с Наполеоном и даже договорился с ним о совместном походе в Индию.
Во внутренней политике Павел I преследовал «екатерининских орлов», ввел прусские порядки в армии. Ряд положений Жалованной грамоты дворянству был отменен. Помещикам было рекомендовано ограничить барщину тремя днями в неделю, запрещалось продавать крестьян и дворовых без земли. Своей антидворянской политикой Павел I подписал себе приговор и был убит в результате переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801г.
Императором стал любимый внук Екатерины II Александр I, старший сын Павла. Еще в 1797г. Павел I ввел новый порядок престолонаследия: от отца к старшему сыну, а также утвердил Положение об императорской фамилии. Одной из причины гибели Павла считают то, что он с подозрением относился к своим сыновьям и хотел лишить их права занимать престол. Александр Павлович получил прекрасное образование, считал реформы в России необходимыми, привлек к их разработке ряд своих друзей, которые составили Негласный комитет. Многие реформы были связаны с именем М.М. Сперанского (1772–1839), который подготовил «Введение в уложение государственных законов» (1808–1809).
Изменения в политической жизни начались с амнистии репрессированных в правление Павла. В 1802 году вместо коллегий были созданы министерства, в которых было укреплено единоначалие, лучше разграничены функции структурных подразделений – департаментов и столов. По проекту М.М. Сперанского законодательную вертикаль должны были составить думы (волостная, уездная, губернская, Государственная). Избирательное право должны были получить мужчины с 25 лет, соответствующие определенному имущественному цензу, вплоть до государственных крестьян. Исполнительную власть должны были представлять правления (волостное, уездное, губернское), министерства и правительствующий Сенат. Суды (волостной, уездный, губернский, судебный Сенат) предполагалось сделать всесословными, гласными. Сперанский намечал путь постепенного перехода к конституционной монархии, действовал по поручению и при поддержке Александра I.
Для М.М. Сперанского был создан пост государственного секретаря. Сформированный в 1810г. Государственный совет должен был соединять все ветви власти и обсуждать подготовленные законопроекты по важнейшим вопросам жизни страны. Члены Госсовета назначались царем. Царь подписал подготовленные Сперанским указы, которыми вводились экзамены на чин для некоторых категорий чиновников. Вместо экзамена можно было предъявить диплом об окончании университета, другого высшего учебного заведения. Но большинство предложений Сперанского остались на бумаге, а сам он весной 1812 г. был сослан в Нижний Новгород. Правящая элита, высшая бюрократия и большинство дворянства не желали никаких серьезных реформ.
Тем не менее, в том числе в силу международных обстоятельств, Александр I в 1815 г. даровал весьма либеральную конституцию Царству Польскому, образованному в составе Российской Империи. К 1820г. Н.Н.Новосильцевым и П.А.Вяземским был разработан вариант конституции для России – «Государственная уставная грамота Российской Империи». Предполагалось создание избираемой представительной Государственной думы. Россия могла стать федерацией из 12 наместничеств со своими думами. Планировалось провозгласить некоторые личные права и свободы граждан. Но и этот проект не был реализован.
В экономической сфере делались попытки решить крестьянский вопрос. С 1803г. по указу о вольных хлебопашцах помещики могли по своему желанию освобождать крестьян с землей на выкуп. Но до 1860г. на таких условиях были отпущены лишь 112 тыс. помещичьих крестьян, или около 0,5% их общей численности. В Прибалтике с 1804г. крестьян стали освобождать без земли и без выкупа, но с правом приобретения земли. Этим воспользовалась зажиточная часть крестьян. Началось формирование хуторских хозяйств. В 1811 г. М.М. Сперанский резко сократил дефицит государственного бюджета. Это стало возможно за счет введения новых налогов, в том числе подоходного, на помещичьи имения. После войны 1812–1815гг. получили широкое распространение военные поселения, в которых военнослужащие соединяли военную подготовку с сельскохозяйственным трудом. Создание военных поселений обычно связывают с именем фаворита царя А.А. Аракчеева. Следует отметить, что этот представитель консервативной, охранительной линии во внутренней политике также по поручению царя разработал секретный проект освобождения крестьян. Проектом предусматривался постепенный выкуп в казну помещичьих имений по ценам, выгодным для помещиков и с учетом их долгов. Но проект не был даже представлен на рассмотрение Государственного совета. В правление Александра I появились новые университеты, лицеи, гимназии.
После смерти Александра I, не имевшего сыновей, которые могли бы наследовать трон, следующий брат Константин Павлович отказался от престола в пользу Николая Павловича. Николай I стал императором 14 декабря 1825г. В этот день на Сенатскую площадь в Петербурге вышли Московский полк, гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего более 3 тыс. человек. Их вывели офицеры тайного Северного общества, которые решили воспользоваться ситуацией. Заговорщики хотели не допустить переприсяги, потребовать от Сената созыва «великого собора» для решения вопроса о форме правления. Восставшие вели себя пассивно и были рассеяны артиллерийским огнем по приказу Николая I, который сохранил контроль над большинством воинских частей. На юге вскоре было подавлено восстание Черниговского полка, организованного Южным обществом.
Николай Павлович был сторонником жесткого порядка, упорядочения всей системы правления.
В государственно-политической сфере был укреплен полицейский аппарат. В составе Собственной его императорского величества канцелярии в 1826г. создано 3-е отделение, занимавшееся политическим сыском, а также отдельный корпус жандармов, выявлявший любые проявления антимонархического движения. Важное место царь отводил борьбе со взяточничеством, совершенствованию законодательства. Его упорядочиванием (кодификацией) занялся возвращенный на государственную службу М.М. Сперанский. Он составил 45 томов Полного собрания законов Российской Империи и 15 томов Свода действующих законов, введенного в действие в 1833г. Были отменены пытки, наиболее архаичные формы смертной казни. Сохранилась сложная «лестница наказаний» с повешением, расстрелом, вечной каторгой, ссылкой, другими формами подавления и наказания. В государственно-политической сфере усилились милитаризация: министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы. Бюрократический аппарат, чиновничество за полвека выросло в 5 раз. Были введены ограничения для поступления на государственную службу, особенно в офицерский корпус выходцев из низших сословий.
Производилось упорядочение социально-экономических отношений, но без разрушения самой системы. По результатам работы 9 Секретных комитетов было издано свыше 100 различных узаконений, касавшихся помещичьих крестьян и направленных на некоторое смягчение крепостного права. Помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или землю без крестьян, отдавать крепостных крестьян на заводы, продавать крестьян с публичного торга «с раздроблением семейств», «удовлетворять казенные и частные долги», расплачиваясь за них крепостными с отрывом их от земли, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них земли. Дворянам, не имевшим имений, запрещалось покупать крестьян без земли. Помещикам было предоставлено право отпускать на волю дворовых по обоюдному с ними договору. В то же время неоднократно подтверждалось монопольное право дворян владеть населенными помещичьими имениями. Запрещалось сдавать в аренду недворянам населенные помещичьи имения. Основная масса крепостных крестьян приходилась на центральные губернии России, Литву, Белоруссию и Украину, где они составляли от 50% до 70% населения. В северных и южных (степных) губерниях крепостные крестьяне составляли от 2 до 12 %. Крепостных совсем не было в Архангельской губернии и очень мало в Сибири. Цена ревизской мужской души выросла с 30 руб. в 1760-х гг. до 300руб. в 1830-х. Цена женской души обычно составляла половину мужской. Рекрутская квитанция приобреталась в среднем за 400 руб.
В 1837–1841гг. Министерство государственных имуществ под руководством П.Д. Киселева провело реформу государственных крестьян. В эту сословную категорию были объединены различные группы крестьян. «Свободные сельские обыватели» выбирали волостное правление, волостного писаря, сельского старшину, сотских и десятских для исполнения полицейских функций, а также волостные и сельские «расправы» (суды). Сохранялось общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины. Государственные крестьяне платили денежный оброк, который составлял от 7,5 до 10 руб. в год с мужской души. В то же время для наделения безземельных крестьян землей государством было выделено 500тыс. десятин. Малоземельным было отведено около 2,5 млн. десятин. Из малоземельных губерний было переселено 170 тыс. душ обоего пола, которым было передано 2,5 млн. десятин. На селе создавались медицинские и ветеринарные пункты, «образцовые» фермы для пропаганды среди крестьян новейших приемов земледелия. Кассы мелкого кредита в крупных селениях предоставляли крестьянам ссуды на льготных условиях. На случай неурожаев были созданы хлебные запасные магазины. Ситуация в государственной деревне была улучшена, но чиновничья опека и податной гнет сохранились и вызвали массовые выступления государственных крестьян. После смерти Николая I императором России стал его сын Александр II(1855–1881).
19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и другие законодательные акты. Изменился статус 22 млн. помещичьих, 19млн. государственных, 2 млн. удельных крестьян. Все они составили сословие свободных сельских обывателей и получили гражданские личные права: могли вступать в брак без разрешения помещика или начальства; выбирать место жительства и род занятий и т.д. Крестьяне одного помещика или одной деревни обычно составляли сельское общество, выбирали сельского старосту и других должностных лиц. На волостном сходе избирали волостного старшину.
До заключения уставной грамоты относительно размеров надела и повинностей крестьяне считались временнообязанными, т.е. были обязаны за пользование наделами до всех расчетов отбывать барщину или платить оброк. Взаимоотношения между помещиками и крестьянами регулировали мировые посредники, назначавшиеся Сенатом из местных дворян. За надельную землю, которой они пользовались и которая должна была перейти от помещика крестьянам, они должны были помещику заплатить выкуп. Но, поскольку свободными средствами крестьяне не располагали, то 80% суммы за них помещикам платило государство, 20% суммы должны были собрать сами крестьяне. Выкупная сумма выдавалась помещику (за вычетом долга кредитным учреждением) специально выпущенными 5–процентными бумагами и выкупными средствами, которые принимались казначейством в уплату по платежам. Помещикам было выдано 902млн. руб., из которых 316 млн. было зачтено в уплату их долгов банкам. В результате реформы возникло несколько долговременных проблем.
Государству крестьяне должны были выплачивать свой долг – выкупные платежи – в течение 49 лет, что отрицательно сказывалось на развитии крестьянских хозяйств. Выкупные ссуды и платежи устанавливались из расчета оброка, который крестьяне платили до реформы. В 1861–1906 гг. правительство взыскало с бывших помещичьих крестьян свыше 1,6 млрд. руб. и получило доход около 700млн. рублей. Подушная подать была отменена в середине 80-х годов. Выкупные платежи были отменены только в 1906 году в результате первой русской революции.
С помещиками крестьяне также не смогли рассчитаться и продолжали за право пользования землей выполнять различные работы и повинности. Временнообязанное состояние крестьян было официально прекращено в 1883 г. У помещиков было достаточно времени, чтобы приспособиться к новым условиям ведения хозяйства. Выкуп земли в великорусских губерниях завершился к 1895г.
При определении размеров надельной земли, которая должна была остаться у крестьян, в зависимости от местных условий часть земли считалась «лишней», была больше установленной нормы и помещиками у крестьян «отрезалась». В виде «отрезков» помещики изъяли из крестьянского обихода до 20 % земель: луга, выпасы, водоемы, другие ценные угодья, за которые крестьянам пришлось платить высокую арендную плату. Ее размеры снизились только в 1906г.
Крестьяне не стали частными собственниками земли. Сельское общество было связано круговой порукой, отвечало за уплату выкупных платежей, расчет с помещиками, выполнение различных повинностей на государство. Крестьяне не могли даже отказаться от надела и оказались прикрепленными к общине. С общиной самодержавному государству было удобнее иметь дело, чем с множеством разобщенных крестьянских хозяйств, дворов, семей.
Крестьяне справедливо посчитали, что их обманули. Но бунты в отдельных местностях были подавлены. А крестьяне стали мечтать о «черном переделе», о справедливом перераспределении земельных угодий.
Крестьянскую реформу нельзя оценить однозначно. Отмена крепостного права вызвала процесс необратимых перемен во всех сферах русской жизни, обусловила проведение ряда других реформ. В пореформенный период быстро росло сельское население, сократилась смертность. Фабрики и заводы получили значительное количество дешевой рабочей силы. Началось переселение крестьян в Сибирь, куда приезжало до 100тыс. человек ежегодно. В сельское хозяйство усилился приток техники, которую стали применять помещики, компенсируя потерю бесплатного крепостного труда. В самом крестьянстве усилилось социальное расслоение: одни богатели, другим удавалось поддерживать свой статус середняков, многим приходилось батрачить, арендовать землю на кабальных условиях, уходить на заработки в города. Крестьянская реформа ускорила развитие капитализма в России.
В то же время главная реформа Александра II Освободителя получилась ограниченной, непоследовательной, порождала многочисленные проблемы и противоречия.
Земля в общине распределялась в пользование по числу душ. При изменении состава семей, выделении новых семей в самостоятельные хозяйства происходило дробление земельных участков. В каждой общине вся земля делилась на 10–20 и более полей, предназначенных для определенных целей: озимая или яровая рожь, пары («отдыхающая земля»), участки под картофель, овощи, лен и т.д. в зависимости от местных условий. Каждое поле делилось на полосы в соответствии с численным составом каждого отдельного семейного хозяйства. Между полосами немало места занимали межи, границы. Пореформенная деревня все больше страдала от таких проблем, как малоземелье, чересполосица, отдаленность участков друг от друга. Если в 1860 г. в среднем на крестьянскую душу приходилось около четырех десятин (гектаров) земли, то к 1900г. произошло сокращение до 2 десятин (гектаров). Крестьяне были связаны принудительным севооборотом, были обязаны осуществлять те же операции, что и другие односельчане. Проявлять инициативу, использовать технику, передовые технологии, удобрения в таких условиях было крайне сложно. Средний уровень хозяйств оставался низким, примитивным.
Крестьяне составляли основное население страны. Но они были плохими покупателями фабричных товаров, так как свободными средствами не располагали. Нехитрые крестьянские потребности удовлетворяло собственное натуральное хозяйство. Такое положение дел тормозило развитие рыночных отношений в стране, сужало рынок для изделий текстильных фабрик, металлических заводов и т.д. Крестьяне были вынуждены держаться за свой надел, уходили на заработки после завершения сельскохозяйственных работ, что обусловливало серьезные колебания на рынке рабочей силы. Аграрный вопрос не сходил с повестки дня и к началу XX века приобрел значительную остроту.
С отменой крепостного права пришлось реформировать органы местного самоуправления. По закону 1 января 1864г. были созданы земства. Выборы депутатов – гласных – в состав уездного земского собрания проводили по трем избирательным категориям (куриям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьян. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. Исполнительными органами были губернские и уездные земские управы. Выборных гласных в земствах называли «первым элементом». «Второй элемент» составляли представители местных государственных учреждений. « Третий элемент» составляли наемные служащие для работы в земских учреждения: школах, больницах, богадельнях статистических бюро и т.д. Земская интеллигенция многое сделала для развития местного хозяйства, улучшения жизни деревни, развития просвещения и здравоохранения. Земские либералы мечтали о всероссийских выборах в Учредительное собрание, которое установит в России конституционную монархию.
В 1870г. была проведена городская реформа. В городские думы выборы проходили по трем группам налогоплательщиков: мелких, средних и крупных, которые платили по 1/3 части налога. Городской глава и управа избиралась думами. Органы городского самоуправления также занимались коммунальным хозяйствам, благоустройством, школами, больницами и сделали немало для развития городов.
С 1864г. началась судебная реформа. В стране были созданы судебные округа. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат (присяжный поверенный). Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Окружной суд был бессословным. После судебных прений по уголовным делам присяжные заседатели в количестве 12 человек, отобранные из большого списка, выносили свое мнение: «виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения». На основании вердикта присяжных суд выносил приговор. Коронных судей назначал министр юстиции пожизненно. Они считались независимыми от административных органов и полиции. Второй инстанцией были судебные палаты по уголовным и гражданским делам. Третей инстанцией были департаменты Сената. Император сохранил право помилования. Мелкие уголовные и гражданские дела разбирали мировые судьи, избираемые земским собранием или городской думой. Спорные вопросы рассматривались съездом мировых судей. На фоне нововведений сохранились волостной и крестьянский суд для разбора мелких конфликтов, телесные наказания для крестьян и солдат, особые суды для духовенства, военных, в некоторых министерствах. Но в целом судебная реформа считалась прогрессивной, способствовала формированию правовой культуры у населения.
1 января 1874г. был принят закон, отменивший рекрутскую повинность. Воинская обязанность стала всесословной, единой для мужчин, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. Льготы по срокам службы зависели от образования, состава семьи. Фактически отбор в армию происходил по жребию, так как призывные контингенты превышали необходимое для армии число новобранцев.
Существенные изменения произошли и в духовно-культурной сфере. В 1863г. университеты, высшие учебные заведения получили широкую внутреннюю автономию. Педагогический коллектив через ученые советы избирал ректора, проекторов, деканов, профессоров, присуждал ученые степени. Профессорский суд рассматривал внутривузовские конфликты. Вузы получали литературу из-за границы и издавали свои труды без цензурного контроля.
Действие цензуры вообще было несколько ограничено. Выходило множество газет и журналов, в которых критиковались непоследовательность в реформирование страны, намечались пути реформы политического строя, введения парламентаризма. До свободы печати не дошли, но наличие «гласности» не вызывало сомнений.
Реформы способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Александра II называли Освободителем. Но наиболее образованные, передовые люди считали, что необходимо «увенчать здание», создать российский парламент и провозгласить политические права и свободы.
К сожалению, этого не произошло. После гибели Александра II от рук террористов из «Народной воли» 1 марта 1881г. его сын Александр III вместо завершения реформ начал их свертывание.
В 1890г. новое «Положение о земских учреждениях» увеличило представительство землевладельцев-дворян. На выборных должностях, в земствах могли работать только лица, имевшие классный чин. Новое Городовое положение 1892г. усилило надзор правительства за городскими органами самоуправления. В 1899г. была введена должность земского начальника, назначавшегося правительством из потомственных дворян. Земские начальники заменили мировых судей, жестко контролировали волостное управление, суд, вмешивались в дела земств. Многие судебные дела были изъяты из общего судопроизводства и стали рассматриваться в Особом присутствии Сената. Была урезана автономия высших учебных заведений. Либеральные бюрократы из окружения получили отставку. Большое влияние на нового императора имел обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. Совокупность действий Александра III принято называть контрреформами. О Земском соборе или Учредительном собрании не могло быть и речи.
- Оглавление
- Цели освоения и структура преподавания дисциплины
- В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
- Структура преподавания дисциплины
- Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий для заочной формы обучения
- Тема первая: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Литература
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные термины и понятия
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Основные термины и понятия
- Основные даты и события
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные понятия и термины
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные понятия и термины
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические указания Мир на пороге хх века
- Россия в начале хх века Основное содержание
- Основные черты политики «военного коммунизма» и новой экономической политики
- Ссср в годы мировой войны (1939 – 1945) Основное содержание
- Ссср в 1940-х – 1964 годах Основное содержание
- Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х годов Основное содержание
- Перестройка Основное содержание
- Становление и развитие суверенной России
- Вопросы для самопроверки:
- Тема восьмая: Россия и мир в XXI веке Литература
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основное содержание
- Мир на рубеже XX – XXI вв.
- Вопросы для самопроверки:
- Примерные темы эссе, рефератов по историко-краеведческой и историко-профессиональной проблематике
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Программное обеспечение и электронные ресурсы:
- История Методические рекомендации по изучению курса для студентов заочного отделения всех специальностей, направлений подготовки
- 175202, Г. Старая Русса, пер. Пищевиков, 8.