logo
История для заочников, готовая методичка

Становление и развитие суверенной России

Основное содержание

Программа экономических преобразований. Проведение радикальной экономической реформы Е. Т. Гайдара. Нарастание экономического кризиса. Ухудшение положения большей части населения. Начало забастовочного движения. Смена правительств. Финансовый кризис 1988 г.

Становление политической системы суверенной России. Б. Н. Ельцин. Октябрьские события 1993 г. в Москве: значение и уроки. Принятие Конституции 1993 г. Чеченская война, её причины и последствия. Президентские выборы 1996г. Выборы 2000 г. – Президент В. В. Путин. Выборы 2004; 2008. Избрание в 2008 г. на пост Президента РФ Д. А. Медведева. Выборы 2012 г.

Развитие культуры в современной России. Изменения в науке, культуре, образовании в условиях рыночных отношений: успехи и проблемы.

Внешняя политика современной России. Изменение геополитического положения РФ. РФ и СНГ. Отношения с США и государствами Европы. РФ и НАТО. Укрепление отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Реформа политической системы. В 1991 – 1992 гг. происходило становление новой российской государственности. Политическая структура состояла из трёх ветвей власти: законодательной (Съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (президент и назначаемое им правительство) и судебной (высшая инстанция – Конституционный Суд). Однако в действовавшей Конституции РСФСР не было чёткого разделения функций между ветвями власти. Разработка проекта новой Конституции вылилась в конфликт между президентом и Верховным Советом. Президентский проект предусматривал создание в России президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять в некоторых случаях новые выборы), а проект Верховного Совета – парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчётное ему правительство; должность президента или отсутствует вообще, или его права существенно ограничены).

Конфликт между президентом и Верховным Советом обострился к декабрю 1992 г., когда по решению VII Съезда народных депутатов вопросы конституционной реформы и доверия президенту были вынесены на референдум. Около 60% голосовавших высказали доверие президенту. Летом 1993 г. Конституционное совещание одобрило новый президентский проект Конституции, согласно которому в стране должна была быть создана президентско - парламентская республика (равноправные президент и парламент). Верховный Совет отказался от поддержки этого проекта. Отношения двух ветвей власти зашли в тупик.

21 сентября 1993 г. президент объявил о проведении конституционной реформы и роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Руководитель Верховного Совета во главе со спикером Р. И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного Суда назвали действия президента противоречащими Конституции. Было объявлено о низложении президента и переходе его функций к вице-президенту А. В. Руцкому. Началось формирование параллельного правительства. Центром сопротивления президенту стало здание Верховного Совета России (Белый дом). Начавшиеся 2 октября массовые беспорядки 3 и 4 октября вылились в активные боевые действия (захват мэрии и гостиницы «Мир», штурм «Останкино», артиллерийский обстрел Белого дома), приведшие к гибели не только военных, но и мирного населения. 4 октября руководители сопротивления были арестованы, а здание Верховного Совета занято войсками.

12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция России. Главой государства по Конституции является Президент РФ, который имеет право выступать с законодательной инициативой, формировать правительство, распускать Государственную Думу. Законодательным органом стало Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (в которое входят представители субъектов Федерации) и Государственной Думы. Судебная власть представлена Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.

В начале 90-х гг. завершилось становление многопартийной системы в России. Уже с конца 1991 г. стали возникать новые партии коммунистической ориентации: Российская партия коммунистов, Союз коммунистов и т. д. В феврале 1993 г. был проведён объединительно - восстановительный съезд компартии Российской Федерации (КПРФ), ставшей самой многочисленной партией в стране. Укрепили свои позиции и партии национально-патриотической направленности ЛДПР, Русский национальный собор и др.

Большим влиянием пользовались либеральные партии и движения (Демократическая партия России, «Выбор России», «Яблоко», «Союз правых сил» и др.). Но к концу 90-х гг. численность этих партий заметно снизилась.

Летом 1996 г. состоялись новые выборы Президента России. Ко второму туру голосования из четырёх наиболее вероятных президентов остались Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов. 3 июля 1996 г. Б. Н. Ельцин был избран Президентом РФ на второй срок.

Ключевым во внутренней политике России стал 1999 год. Весной без объяснения причин в отставку было отправлено правительство Е. М. Примакова. Новым премьер-министром стал С. В. Степашин, а в августе того же года – В. В. Путин. 19 декабря состоялись выборы в Государственную Думу. На первом месте оказались коммунисты, второе заняли представители проправительственного блока «Единство» (С. К. Шойгу), третье - «Отечество – вся Россия» (Ю. М. Лужков, Е. М. Примаков). Затем следовали «Союз правых сил» (С. В. Киреенко), «Блок Жириновского» и «Яблоко» (Г. А. Явлинский).

Строительство новой федерации. Накануне выборов Президента РСФСР 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал руководителей регионов «брать столько суверенитета, сколько можете унести». Воспользовавшись этим, национальные элиты Татарстана, Чечни, Якутии, Башкирии и ряд других взяли курс на выход из состава РСФСР. В феврале 1992 г. свою национальную независимость провозгласил Татарстан, а в ноябре того же года, после раздела Чечено-Ингушской АССР на две самостоятельные республики, его примеру последовала Чечня. На её территории стали формироваться вооруженные отряды.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, определивший права и полномочия РСФСР и входящих в её состав республик, краев и областей. Татарстан присоединился к договору только в феврале 1994 г., оговорив свой особый статус в Федерации. Руководство же Чечни прервало все контакты с федеральным центром и заявило о готовности защищать свою государственную независимость при помощи оружия. В декабре 1994 г. в Чечню были введены федеральные войска.

31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин сложил с себя полномочия Президента России и назначил исполняющим обязанности Президента В. В. Путина. 26 марта 2000 г. Путин был избран вторым президентом демократической России. Главой правительства был назначен М. М. Касьянов. Основными направлениями внутренней политики нового президента стали укрепление государственных основ, наведение порядка в административном управлении при сохранении демократических завоеваний, экономические и социальные реформы. Для укрепления вертикали власти в 2000 г. была образована новая административная единица- федеральный округ, который является связующим звеном между центром и регионами. Границы созданных семи федеральных округов (Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного) практически совпадают с конфигурацией военных округов. Входящие в Совет Безопасности Российской Федерации полномочные представители президента в этих регионах призваны привести политику местных властей и законодательную базу в соответствие с общефедеральной политикой и законодательством. Изменен порядок формирования верхней палаты парламента – Совета Федерации. Теперь вместо губернатора «сенаторами» стали представители субъектов Российской Федерации, избранные их исполнительными и законодательными органами. Это уменьшило возможность влияния региональных лидеров на центральную власть. Из числа региональных лидеров был создан совещательный орган – Государственный совет.

Произошли изменения и в системе политических партий. Согласно принятому в 2001 г. федеральному закону таковыми могут считаться только организации, пользующиеся массовой поддержкой.

В 2001 г. в связи с неблагоприятными тенденциями в мировой политике были увеличены расходы на оборону страны, стала активнее проводиться реформа вооруженных сил, перевод армии на контрактную основу. После трагедии с атомной подводной лодкой «Курск» в августе 2000 г. было усилено внимание к вопросам совершенствования обучения военных. Президентом и Правительством России ведется большая работа по восстановлению престижа воинской службы. Большое значение в этом отношении имели утверждение нового гимна России и возвращение к красному знамени в армии и андреевскому флагу на флоте.

В конце 90-х гг. чеченские боевики перешли к террористической деятельности на территории России. Начало их преступлениям положили захваты больниц в Кизляре и Буденовске. В 1999 г. боевики вторглись в высокогорные районы Дагестана, намереваясь провозгласить там создание исламского государства. По предложению Председателя Правительства РФ В. В. Путина была начата антитеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана. Ответом боевиков стали взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Осенью 2002 г. ими был осуществлен захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве. Осенью 1999 г. федеральные войска взяли под контроль важнейшие населенные пункты в Чечне. Одновременно федеральное правительство стало предпринимать усилия по налаживанию мирной жизни в республике. Постепенно восстанавливается экономическая и социальная сферы, нормализуется электро- и теплоснабжение населения. Начались занятия в 400 школах и 3 вузах. В октябре 2003 г. состоялись выборы нового президента республики. Им стал А. Кадыров. И хотя боевики ещё не сложили оружие (в мае 2004 г. от их рук погиб президент Кадыров), большинство жителей Чечни поддерживает курс на достижение мира и стабильности в республике.

К настоящему времени полностью обновлено российское законодательство. Приняты новые Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Семейный, Трудовой кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, а также новые законы, расширяющие права и свободы граждан.

В целом после ряда экспериментов по ускоренной модернизации политической жизни страны по образцу западной демократии в России стала усиливаться тенденция к постепенному, эволюционному пути развития демократических институтов.