Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х годов Основное содержание
Социально-экономическое развитие страны, его этапы (1964 – 1970 гг. и 1971 – 1985 гг.). Экономическая реформа А. Н. Косыгина (с 1965 г.), ее итоги и причины неудачи. Усиление административных методов управления. Обострение экономического положения. Развитие кризисных явлений к середине 1980-х гг.
Трансформация политического режима в 1964 – 1985 гг. Свертывание демократических преобразований. Теория развитого социализма и принятие в 1977 г. Конституции СССР. Государственная деятельность Л. Брежнева, Ю. Андропова. Духовное, культурное развитие СССР. Особенности развития науки и техники. Достижения в освоении космоса. Литература и искусство: противоречия в их развитии. Усиление идеологического давления. Диссидентское движение.
Внешняя политика СССР в 1964 – 1985 гг. Отношения СССР со странами социализма. События в Чехословакии в 1968 г. Достижение СССР военно-стратегического паритета с США. Разрядка напряженности в международных отношениях. Совещание в Хельсинки в 1975 г. Обострение международной обстановки в конце 1970-х гг. Гонка вооружений. Ввод советских войск в Афганистан.
Экономика периода развитого социализма. В ходе дискуссий по экономическим проблемам, начавшимся еще при Н. С. Хрущеве, постепенно сложилась программа экономической реформы. Она предусматривала материальную заинтересованность производителей в результатах и качестве своего труда и их большую самостоятельность в вопросах планирования и сбыта. В распоряжении предприятий оставалась определенная доля прибыли, вводился хозрасчет, уменьшалось количество спускаемых сверху обязательных показателей.
Реформа сельского хозяйства была начата в 1965 г. С колхозов и совхозов (убыточных к тому времени) были списаны все долги, повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, дополнительно оплачивалась сверхплановая продажа продукции государству. Было решено увеличить вложение средств в развитие социальной сферы на селе.
Однако эффективными эти меры оказались только в восьмой пятилетке (1966 – 1970). Затем прирост объема продукции промышленного и сельскохозяйственного производства стал сокращаться. Неудача реформы была обусловлена, во-первых, директивным характером экономики (по-прежнему спускались «сверху» нормы прибыли, выполнение которых достигалось не за счет оптимизации производства и, следовательно, снижения себестоимости, а путем искусственного завышения цен). Во-вторых, внедрение наукоемких производств (микроэлектроники, информатики, робототехники и т. п.) шло с огромными трудностями. В-третьих, структура экономики была нерациональной, лишь малая часть средств направлялась на удовлетворение потребностей человека, остальное шло на развитие военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов. В-четвертых, в 2 раза сократилась доля заменяемого устаревшего оборудования.
Уже к концу 60-х гг. стало ясно, что реформа не состоялась. В экономике по-прежнему преобладали экстенсивные методы развития. На каждый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше средств (в годы четвертой пятилетки народное хозяйство поглощало треть всех бюджетных ассигнований, а в годы одиннадцатой – уже 56%). Естественно, это отразилось на социальной сфере. Ее финансирование сократилось с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г. Из-за перемещения сырьевых баз в районы Севера и Сибири увеличились затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Были взвинчены цены на сельхоз технику, очень дорогим стало строительство производственных объектов на селе. Сельские жители не были заинтересованы в результатах своего труда. Страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Единственный способ поддержать экономику власти видели в экспорте оружия и сырья. За 1960 – 1985 гг. доля сырьевого экспорта в СССР достигла 54,4%, а доля экспорта техники упала до 12,5%.
В казну начали поступать «нефтедоллары», эффект от использования которых был ничтожно мал. К середине 80-х гг. и этот путь пополнения бюджета стал давать сбои: экономика капиталистических стран перестроилась на ресурсосберегающие технологии, и спрос на нашу нефть снизился, к тому же ее качество не отвечало требованиям торговых партнеров.
Кризисные явления наблюдались и в социальной сфере: приостановилось повышение уровня жизни трудящихся, здравоохранение и образование стали сферами, финансируемыми по остаточному принципу. СССР по средней продолжительности жизни откатился на 35-е место в мире, по уровню потребления – на 77-е.
По мере углубления кризиса все более набирала силу теневая экономика. По неофициальным данным, в середине 80-х гг. функционировало примерно 15 млн. теневиков. Возникли первые мафиозные группировки.
- Оглавление
- Цели освоения и структура преподавания дисциплины
- В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
- Структура преподавания дисциплины
- Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий для заочной формы обучения
- Тема первая: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Литература
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные термины и понятия
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические рекомендации
- Основные термины и понятия
- Основные даты и события
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные понятия и термины
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основные понятия и термины
- Основные даты и события
- Вопросы для самопроверки:
- Электронные ресурсы
- Методические указания Мир на пороге хх века
- Россия в начале хх века Основное содержание
- Основные черты политики «военного коммунизма» и новой экономической политики
- Ссср в годы мировой войны (1939 – 1945) Основное содержание
- Ссср в 1940-х – 1964 годах Основное содержание
- Ссср в середине 1960-х – середине 1980-х годов Основное содержание
- Перестройка Основное содержание
- Становление и развитие суверенной России
- Вопросы для самопроверки:
- Тема восьмая: Россия и мир в XXI веке Литература
- Электронные ресурсы
- Методические указания
- Основное содержание
- Мир на рубеже XX – XXI вв.
- Вопросы для самопроверки:
- Примерные темы эссе, рефератов по историко-краеведческой и историко-профессиональной проблематике
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Основная литература:
- Дополнительная литература:
- Программное обеспечение и электронные ресурсы:
- История Методические рекомендации по изучению курса для студентов заочного отделения всех специальностей, направлений подготовки
- 175202, Г. Старая Русса, пер. Пищевиков, 8.