logo
640161_5FA85_burmistrov_v_n_vneshnyaya_torgovly

Глава II. Роль и место Российской Федерации в международном разделении труда.

Вопрос

II.1Что такое международное разделение труда?

Ответ

II.1. Международное разделение труда представляет собой систему многосторонних международных научно-производственных, валютно-финансовых, внешнеэкономических и др. связей между отдельными странами и группами стран, обусловленных их специализацией в производстве тех или иных товаров, услуг, продукции интеллектуальной деятельности и пр., для реализации в сфере международного обмена в определенных количественных и качественных пропорциях.

Благодаря международному разделению труда внешнеэкономические связи между странами последовательно углубляются и усложняются, трансформируясь в комплексную систему мирохозяйственных связей, включающую в себя помимо её основной составляющей – международной торговли, также и многие другие формы: международные валютно-финансовые потоки, научно-техническое сотрудничество, движение трудовых ресурсов, совместное решение проблем мирового масштаба (борьба с бедностью, сохранение озонового слоя, экологические задачи и т.д.).

Вопрос

II.2. Какие внутренние социально-экономические факторы определяют масштабы и характер возможного участия государства в международном разделении труда?

Ответ

II.2. К основным социально-экономическим факторам, определяющим потенциал возможного участия того или иного государства в международном разделении труда, относятся следующие:

Все перечисленные факторы решающим образом влияют на потенциал и количественные и качественные особенности участия государства в международном разделении труда.

Вопрос

II.3. По каким количественным показателям можно оценить уровень участия государства в международном разделении труда?

Ответ

II.3. В международной практике используются несколько количественных показателей, характеризующих степень и особенности участия страны в международном разделении труда. Основными среди них следует считать следующие критерии:

ТО/ВВП, где ТО – стоимость товарооборота страны, ВВП – валовый внутренний продукт страны, рассчитанный в валюте товарооборота;

Для упрощения расчетов используются также и такие показатели, как отношение стоимости национального экспорта или импорта к совокупному стоимостному объему мирового экспорта или импорта, т.е. Э/МЭ и И/МИ, где Э и И – стоимость экспорта и импорта страны соответственно, а МЭ и МИ – совокупные стоимостные объемы мирового экспорта и импорта соответственно. Очевидно, что указанные стоимостные параметры должны быть выражены в одной и той же валюте.

Используются также количественные показатели на отраслевых уровнях, характеризующие участие той или иной отрасли производства страны во внешнеэкономических связях. Эти показатели получили наименование экспортные квоты и представляют собой отношение экспорта того или иного товара (в физическом или стоимостном исчислении) к объему его внутреннего производства.

Вопрос

II.4. Какова была роль Советского Союза в международном разделении труда?

Ответ

II.4. Зависимость тех или иных стран от внешнеэкономических связей далеко не одинакова. Имеются страны с жёсткой зависимостью от внешних рынков, жизнеспособность которых прямым образом связана с эффективностью их внешней торговли, а торговый и платёжный балансы – от конъюнктурных колебаний мировых цен на отдельные товары. Это, как правило, страны с большой долей ВВП, формируемой на внешних рынках, и чаще всего, - страны с монотоварной производственной структурой. В эту группу стран можно включить большинство развивающихся стран и среди них, в первую очередь, страны – члены ОПЕК: Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия и др. В эту же группу стран с фатальной зависимостью от внешнеэкономической деятельности можно отнести Гану и Кот Д’Ивуар (кофе и какао-бобы), Кубу (сахар-сырец) и др. Определяющая доля ВВП этих стран формируется за счёт валютных поступлений от экспорта того или иного монопродукта.

Существенна зависимость от внешних рынков экономики малых промышленно развитых стран с малоёмким внутренним рынком. Исходя из необходимости достижения высокой экономической эффективности, в этих странах создаются крупномасштабные производства, ориентированные на сбыт основного объёма произведенной продукции на внешних рынках. Так по данным Monthly Bulletin of Statistics отношение экспорта к ВВП Ирландии, например, составило в 2001 г. 81,4%, Бельгии и Люксембурга – 77,5%, Нидерландов – 57,2% и т. д.

Не столь остро зависит от внешних рынков экономика крупных промышленно развитых капиталистических государств, располагающих широко диверсифицированной экономической структурой и большой ёмкостью внутреннего рынка. Отношение экспорта к ВВП, например, Японии составило в том же году всего около10%, а США – 11%.1/

Однако и для этой группы стран внешнеэкономические связи являются весьма важным фактором их социально-экономического развития как на макро, так и на микроэкономических уровнях. Можно привести множество примеров, когда целые отрасли промышленного производства капиталистических стран ориентированы на реализацию своей продукции в большой степени на внешних рынках: авиационная промышленность США, автомобильная и часовая отрасли промышленности Японии, лёгкая промышленность Италии и т.д.

В отличие от многих промышленно развитых и развивающихся стран Советский Союз, располагая богатейшими и комплексными природными ресурсами, разветвлённой производственной структурой и, в целом, громадным экономическим, научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, был существенно менее зависим от внешних рынков. Наша страна могла бы при определённых условиях обеспечить себе практически автономную жизнедеятельность.

Однако эта в большой степени теоретическая возможность могла бы быть реализована только при оптимальной структуре производства, адекватной структуре внутреннего потребления; при эффективной организации труда и современном менеджменте производства и сбыта, а также при достижении достаточно высокого уровня производительности труда в основных товаропроизводящих отраслях производства.

Не менее существенным условием является и необходимость сокращения гипертрофированного военно-промышленного комплекса (ВПК) страны, поглощавшего и поглощающего до настоящего времени большую часть национальных материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Деформированная, в связи с этим, структура внутреннего производства обеспечивала удовлетворение лишь части платёжного спроса общественного производства и населения, хотя обширный рынок нашей страны мог бы без труда поглотить практически все виды и объёмы товаров и услуг, которые страна производила в то время или могла бы произвести. Несмотря на достаточно высокий экономический потенциал, Советский Союз не мог в полной мере использовать преимущества участия в МРТ по целому ряду причин.

Прежде всего – наличие ёмкого внутреннего рынка с неудовлетворённым спросом на многие категории товаров и услуг. Низкий уровень производительности труда, завышенная энерго- и материалоёмкость производства ограничивали возможности формирования необходимых объёмов товаров и услуг для удовлетворения как внутренних потребностей, так и ресурсов для международного обмена, в связи с чем экспортные ресурсы страны комплектовались по “остаточному принципу”.

Но даже при выделении определённых экспортных ресурсов недостаточный уровень конкурентоспособности многих видов предлагаемой к экспорту продукции (главным образом – машинотехнической) существенно затруднял её реализацию на внешнем рынке. Важным препятствием на пути расширения машинотехнического экспорта явлалась также и недостаточная патентная чистота этой продукции.

Что же касается импорта, то недостаточные валютные поступления, а, следовательно, и проблемы сбалансирования платежного баланса страны сдерживали его расширение и обусловливали активное использование политики импортзамещения.

Перечисленные причины препятствовали широкомасштабному и эффективному участию СССР в МРТ адекватному его экономическому потенциалу, хотя по ряду отраслей производства, науки и техники страна имела существенные предпосылки для успешной работы на внешних рынках: в авиакосмической промышленности, термоядерной энергетике, производстве военной техники, чёрной и цветной металлургии и т.д. Однако этот потенциал в полной мере использован не был в большой степени из-за низкого уровня маркетинговых исследований, а также из-за чрезвычайного и, чаще всего, неоправданного режима секретности в ВПК. Всё перечисленное объясняет слабое и низкоэффективное участие нашей страны в мирохозяйственных связях в доперестроечные годы – через внешнеэкономические операции формировалось всего 5-6 процентов ВВП. А удельный вес Советского Союза в совокупном объеме международной торговли был также невелик – немногим более 5%.

Вопрос

II.5. Как характеризуется место современной России в международном разделении труда?

Ответ

II.5. Россия как правопреемница Советского Союза в переходный к рыночным отношениям период утеряла многие из ранее наработанных преимуществ и предпосылок. Производственный потенциал России резко снизился из-за преступных методов приватизации, проблем финансирования, а также в связи с накапливающимся физическим и моральным износом производственных фондов во всех, практически, отраслях производства.

Помимо перечисленных внутренних проблем имеются и серьёзные внешние причины, существенно затрудняющие нашу работу на мировых рынках. Прежде всего – разрыв широкомасштабных кооперационных и интеграционных связей со странами Восточной Европы – бывшими членами СЭВ, сопровождающийся практически полной потерей рынков сбыта российских машин, оборудования и др. наукоёмкой продукции в этих странах. Этот факт, а также уход с рынков многих развивающихся стран усугубило сокращение производства, особенно – в машиностроительных отраслях России.

Следует также напомнить о неослабевающей конкуренции со стороны промышленно развитых стран на мировом рынке машин, оборудования и др. готовых изделий. Продолжается активное противодействие развитых стран на разных уровнях (от фирм до правительств) закреплению России на мировом рынке, причём по своей жёсткости и беспринципности это противодействие приобрело уже характер последовательной дискриминационной политики.

Осуществляется строгое квотирование поставок на рынки ЕС российского проката чёрных и цветных металлов, обогащённого урана; проводятся многочисленные антидемпинговые процедуры по поставкам в США и ЕС российских чёрных, цветных и редкоземельных металлов и сплавов; оказывается наглое политическое давление на потенциальных покупателей российских современных технологий: на Индию – ракетная техника, на Иран – ядерная энергетика и т.д.

Указанные внутренние кризисные явления, а также внешнее противодействие обусловили существенное ослабление роли Российской Федерации в МРТ. Удельный вес России в международной торговле в 1997 году составил всего около 1,5 процентов, против более 5 процентов в конце 80-х годов. Обострение валютно-финансового кризиса в 1998 г. обусловило дальнейшее сокращение доли России в совокупном объёме мировой торговли. Даже беспрецедентное повышение мировых цен на энергоносители в 1999-2005 гг. поднял этот показатель в 2005 году только до 2 процентов.

Все эти факторы явились причиной заметного повышения доли ВВП, реализуемой на внешнем рынке. Этому содействовало также резкое обесценение национальной валюты (курс рубля за период 1998-2005г.г. уменьшился почти в пять раз), что обусловило адекватное сокращение ВВП в долларовом исчислении.

В связи с этим отношение стоимости национального экспорта к ВВП в 2005 г. уже составляет около 20%. При этом стоимостной объём российского экспорта в текущих ценах в 2005 г. заметно превысил уровень 1984 г. (около 181 млрд. долл. против 106 млрд. долл. в 1984 г.).

Вопрос

II.6. Как сказались внутри- и внешнеэкономические реформы на экспортные квоты по основным товарам российского экспорта?

Ответ

II.6. В последние годы зависимость отдельных отраслей российского производства от внешних рынков значительно возросла. Разрыв кооперационных и интеграционных связей как внутри страны и в СНГ, так и в рамках бывшего СЭВ, обусловил резкое сокращение производства в РФ, а также платёжеспособного спроса как со стороны производственного сектора так и со стороны населения. В этих условиях российские товаропроизводители были вынуждены переориентировать сбыт своей продукции в большой степени на внешние рынки.

Резко повысились экспортные квоты по многим важным статьям российского экспорта. По данным Росстата РФ в 2004г., например, на внешних рынках было реализовано более 56% добытой в стране нефти (257,4 млн.т. из 459 млн.т.), более 42% произведенных нефтепродуктов (78,4 млн.т. из 190 млн.т.), почти 34% природного газа (200,4 млрд..куб.м.), более 75% минеральных удобрений, более 77% целлюлозы и т.д.

Все эти факторы явились причиной заметного повышения доли ВВП, реализуемой на внешнем рынке. Этому содействовало также резкое обесценение национальной валюты (курс рубля за период 1998-2005г.г. уменьшился почти в пять раз), что обусловило адэкватное сокращение ВВП в долларовом исчислении.

Даже с учётом существенного роста доли ВВП, реализуемой через внешние рынки, всё же общая зависимость российской экономики в целом от внешнеэкономических связей не столь велика. Гораздо опаснее другая сторона этой зависимости – высокие экспортные квоты по основным товарам российского экспорта. Низкий уровень внутреннего платёжеспособного спроса вынуждает российских товаропроизводителей и экспортёров в буквальном смысле любой ценой сбывать продукцию на внешних рынках, что нередко приводит к поставкам по демпинговым ценам и, в конечном итоге, к значительным валютно-финансовым потерям для российской экономики.

Таковы реальные условия современного взаимодействия России с мировой экономикой и уровень её участия в МРТ. Очевидно, что занимаемое Россией в настоящее время место в мирохозяйственных связях далеко не соответствует её громадному экономическому потенциалу.

Такое положение не может быть терпимо ещё и потому, что страна в сложный, кризисный период не может использовать свои возможности повышения экономической эффективности национального производства через более активное участие в МРТ и более рациональное использование мирохозяйственных связей. И главной причиной такого положения следует считать экономически безграмотное руководство национальной экономикой в целом и внешнеэкономической сферой – в частности.