logo
640161_5FA85_burmistrov_v_n_vneshnyaya_torgovly

Введение.

Курс «Внешняя торговля Российской Федерации» является одним из ведущих и профилирующих в учебной программе Института международных экономических связей (ИМЭС) по напрвлениям подготовки бакалавров менеджмента и экономики со специализацией в области внешнеэкономической деятельности.

В 2006 году Институтом международных экономических связей была издана книга кандидата экономических наук, профессора Бурмистрова В.Н. «Внешняя торговля Российской Федерации», получившая гриф Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

В ней собран многолетний опыт научной, практической и учебно-методической работы автора по подготовке специалистов сферы международных экономических отношений. Содержится значительный объем теоретических разработок, которые необходимого отражения в экономической литературе ранее не находили: принципы формирования внешнеэкономической политики государства; анализ факторов, определяющих место страны в международном разделении труда и др. Выводы и предложения автора базируются на глубоком анализе широкого спектра статистических материалов и нормативных документов.

Книга рассчитана как на студентов и преподавателей экономических вузов, так и на практических работников внешнеэкономической сферы.

В целом, по мнению автора, работа дает достаточно полное представление о сложном комплексе понятий, фактов и правовых документов, именуемых как внешняя торговля РФ.

Данная книга имеется в библиотеке Института международных экономических связей и рекомендована студентам как основной учебник для изучения курса «Внешняя торговля Российской Федерации».

В учебнике изложены основные вопросы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на современном этапе. Дан анализ правовой базы ВЭД.

Проанализировано место России в международном разделении труда и рассмотрена роль внешнеэкономических связей в решении жизненно важных проблем социально- экономического развития страны. Исследованы теоретические основы формирования внешнеэкономической политики страны и дана оценка ее современного содержзания. Проанализирована эффективность применения основных средств государственного регулирования ВЭД и направления ее актуализации.

Дан ретроспективный анализ развития внешней торговли РФ, современного состояния, а также эволюции ее товарной структуры. Рассмотрены проблемы совершенствования товарной струкитуры российского экспорта и импорта, а также повышения экономической эффективности экспортных и импортных операций.

Подробно исследованы географические направления внешнеэкономических связей России с основными торговыми партнерами в рамках мировых подсистем: развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран и государств с переходной экономикой.

Изложены особенности ценообразования во внешней торговле РФ и методики оценки экономической эффективности внешнеторговых операций. Дан анализ современного режима внешенеэкономической деятельности в России и исчерпывающие комментарии к основным правовым документам, регулирующим ВЭД.

В целях более глубокого изучения курса «Внешняя торговля Российской Федерации» предлагается дполнительный материал «Внешняя торговля Российской Федерации в вопросах и ответах», подготовленный В.Н. Бурмистровым и предназначенный студентам Института международных экономических связей для самопроверки.

Глава I. Роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии Российской Федерации.

Вопрос

I.1.Что такое внешнеэкономические связи страны?

Ответ

I.1. Внешнеэкономические связи – это совокупность разнообразных форм участия страны в международном разделении труда через торгово-экономическое, валютно-финансовое, научно-техническое и производственное сотрудничество с зарубежными государствами.

Вопрос

I.2.Какие национальные задачи макроэкономического уровня решаются Россией во внешнеэкономической сфере?

Ответ

I.2. Во-первых, через внешнеэкономические связи российская экономика получает возможность существенно расширить рынки сбыта отечественной продукции. Во-вторых, эффективная работа во внешнеэкономической сфере дает реальную возможность экономии общественно необходимых затрат на основе разницы уровней интернациональной стоимости товара с его национальной стоимостью.

Вопрос

I.3. Какие социальные и экономические проблемы на отраслевом уровне решаются с помощью внешней торговли России?

Ответ

I.3. Через внешнеэкономические связи страна решает ряд жизненно важных проблем отраслевого уровня, а именно:

Вопрос

I.4. Какова роль внешней торговли в формировании государственного бюджета РФ?

Ответ

I.4. Фискальная функция внешнеторговой сферы чрезвычайно значима. Так, только в 2004 г. таможенные поступления составили 1219 млрд. руб., что эквивалентно более 40% доходной части государственного бюджета России. Основной вклад внесли импортные пошлины – около 38 %, удельный вес поступлений от таможенного обложения российского экспорта – 21%, от НДС – 35% и от таможенных сборов – 6%.

Вопрос

I.5. В чем причины низкой конкурентоспособности России как государства?

Ответ

I.5. По данным Международного экономического форума (Швейцария) в рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 70-е место из 75 исследованных стран. Низкая конкурентность нашей страны на современном этапе развития обусловлена целым рядом важных социально-экономических причин:

Очевидно, что задачи повышения конкурентоспособности России как государства следует решать на основе комплексного восстановления социально-экономического и научно-технического потенциала страны и ее политического статуса великой державы в современном мире.

Вопрос

I.6. Каковы основные мотивы участия отдельного предприятия во внешнеэкономических связях?

Ответ

I.6. Предприятие, активно работающее на внешних рынках, имеет ряд преимуществ, содействующих его стабильному развитию. Одним из главных факторов, мотивирующих участие предприятия во внешнеэкономических связях, является острая потребность в расширении рынков сбыта произведенной продукции. Внешние рынки дают предприятию дополнительные сферы сбыта, а также возможность получения дополнительной прибыли за счет разницы между ценой реализации продукции на внутреннем рынке и её интернациональной стоимостью (мировой ценой).

Предприятие через контакты с зарубежными партнерами имеет возможность получения научно-технической, организационной и др. информации о современном состоянии и тенденциях развития соответствующей отрасли производства, а также об уровне международных технических и экологических требований к производимой продукции.

Активная работа на внешних рынках содействует изучению мирового рынка соответствующей продукции, его эволюции, как в целом, так и по его основным компонентам: производство – экспорт – импорт – потребление. Анализ этих данных дает предприятию необходимую информационную основу для разработки маркетинга своей продукции.

Наличие сложившихся связей на мировом рынке может способствовать расширению объемов и дифференциации форм финансирования производства и НИОКР через создание СП, привлечение иностранных банковских, фирменных и пр. кредитов, а также других форм финансирования.

Через внешнеэкономические связи предприятие имеет возможность обучения собственного персонала современным методам управления производством и сбытом продукции, а также организации труда и социальной жизни коллектива предприятия на современном уровне цивилизации.