Глава VII. Торгово-экономические отношения Российской Федеорации с развивающимися странами
Вопрос
VII.1. Каковы роль и место развивающихся стран в мировой экономической системе?
Ответ
VII.1. Мировая подсистема развивающихся стран и территорий с рыночной экономикой включает в настоящее время 4/5 всех стран мира (около 170), в которых проживает более 80% населения планеты, в связи с чем их экономическое состояние, особенности социально-экономического развития и формирования внешнеэкономических отношений с другими группами государств оказывают заметное влияние на характер мирохозяйственных связей.
Одним из определяющих показателей, обусловливающих выделение РС в отдельную мировую подсистему, является низкий уровень развития производительных сил. Для оценки этого фактора используется целый ряд параметров: величина ВВП на душу населения, структура ВВП, производительность труда в основных сферах производства, профессиональный состав и образовательный уровень экономически активного населения и др.
В абсолютной оценке средний уровень ВВП на душу населения в почти 40% РС составил, по данным ООН, в начале текущего столетия менее 800 американских долларов, в то время как соответствующий показатель для индустриальных стран значительно выше. Так по данным за 2000 г. подушевой ВВП в Японии составил более 37,5 тыс. долл., в США – 36,2 тыс. долл., Швейцарии – 33,2 тыс. долл. и т.д.
Конечно, развивающийся мир существенно дифференцирован как на страновом, так и на региональном уровнях по величине подушевого ВВП. Так в группе наименее развитых стран средний уровень ВВП на душу населения не достигает и 800 долл., а у стран-экспортёров нефти (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.), а также НИС величина подушевого ВВП во много раз выше (Гонконг – почти 23 тыс. долл., Сингапур – более 22 тыс. долл., ОАЕ – почти 20 тыс. долл., Кувейт – более 15 тыс. долл. и т.д.).
Экономическая отсталость предопределяет относительно скромное место РС в мировом производстве. В начале XXI-го столетия на их долю приходилось около 37% совокупного мирового ВВП и около 20% мирового экспорта. Основная значимость стран “третьего мира” в мировом хозяйстве определяется главным образом их богатейшими природными и трудовыми ресурсами. В них сосредоточены 2/3 совокупных мировых запасов восьми таких важных видов промышленного сырья, как бокситы, нефть, природный газ, медь, кобальт, олово, никель и фосфаты; свыше трети разведанных запасов вольфрама, хрома, цинка, свинца и марганца.
Важной особенностью экономики РС является значительная ориентированность на внешний рынок и, следовательно, высокая степень вовлеченности в международное разделение труда. Доля развивающихся стран в мировом экспорте в настоящее время приближается к 30%, так же, как и доля в общей мировой торговле.
Развивающиеся государства на мировом рынке являются, главным образом, поставщиками энергетического, минерального и сельскохозяйственного сырья, а также продовольственных товаров. Экспорт перечисленной продукции обеспечивает развивающимся странам от 50 до 100% экспортных валютных поступлений. За счет поставок из этой группы стран удовлетворяется большая часть потребностей индустриально развитых стран в основных видах промышленного сырья. Так, импорт Европейского Союза составляет по нефти и урановой руде – 90% в общем объеме внутренних потребностей, по оловянной и медной рудам – 80%, по бокситам и фосфатам – до 60%, по марганцевой и железной рудам – 50% и т.д.
Все большую роль в экспорте развивающихся стран начинают играть готовые изделия, в частности – машины и оборудование. Если еще в 1970 г. доля продукции обрабатывающей промышленности в товарной структуре экспорта развивающихся стран составляла немногим более 23,4%, то к началу 2000-х годов превысила 70%. Еще более существенно выросла доля машин и оборудования: 1970 г. – 2,4%, а в 2000 г. – почти 35%.
Конечно, эти показатели характеризуют экспорт далеко не всех развивающихся стран, а только государств, входящих в группу НИС, причем в развитии обрабатывающей промышленности активную роль здесь играет иностранный капитал. Практически лишь в Индии национальный капитал играет решающую роль в формировании экспортных ресурсов продукции обрабатывающей промышленности.
Если исходить из формального анализа доли развивающихся стран в мировой торговле и структуры их экспорта, то напрашивается вывод о значительном прогрессе промышленного производства и экспорта продукции обрабатывающей промышленности этой группы стран. Нисколько не умаляя успехов НИС в деле индустриализации своей экономики, все же необходимо иметь в виду, что в развитии промышленного потенциала стран “третьего мира” решающую роль играет иностранный капитал, т.е. ТНК. Так, в Сингапуре в 90-х годах прошлого столетия около 90% экспорта продукции обрабатывающей промышленности осуществлялось филиалами иностранных ТНК, в Бразилии – более 40%, в Мексике, Аргентине и Колумбии – более 30%.
Используя такие важные экономические факторы, как доступность промышленного сырья и относительно низкую стоимость рабочей силы, ТНК активно создают новые производства в развивающихся странах, исходя в первую очередь, из своих технологических и финансовых интересов. ТНК разделяют производственный процесс на отдельные отрезки, упрощая сложную в целом технологию до более низкого уровня, создают в развивающихся странах узкоспециализированные предприятия по производству узлов и комплектующих, предназначенных для окончательной сборки с привнесением конструкционных и технологических ноу-хау на предприятиях в промышленно развитых странах. Таким образом, значительная доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности многих развивающихся стран фактически представляет собой внутрифирменную торговлю ТНК.
В структуре импорта развивающихся стран подавляющая доля принадлежит готовым изделиям (более 80%, в том числе машины и оборудование – почти 45%).
Доля развивающихся государств в мировом импорте машин, оборудования и транспортных средств составляет более 25%. Развивающиеся страны также являются крупными покупателями продовольственных товаров: на их долю приходится более 40% мирового импорта зерновых, до 30% мирового импорта мясомолочных продуктов, сахара, масличных и др.1
Активизация роли развивающихся стран в МРТ существенно затрудняется последовательным ростом их внешней задолженности. Так, общий внешний долг стран “третьего мира” приближается к 2 трлн. долл.
. Крупнейшими должниками в развивающемся мире на начало текущего столетия являются Бразилия (совокупный внешний долг составляет более 220 млрд. долл.), Мексика – почти 160 млрд. долл., Аргентина – почти 120 млрд. долл., Индия – более 100 млрд. долл., Индонезия – около 100 млрд. долл. и др.
Погашение этой задолженности – выплата основной части долга и процентов – составляет ежегодно сумму около 200 млрд. долларов, что в несколько раз превышает текущие поступления иностранных кредитов в развивающиеся страны. Это означает, что развивающиеся страны в настоящее время фактически субсидируют промышленно развитые страны путем выплаты задолженности за ранее полученные кредиты и финансовое содействие.
Наиболее трудное экономическое положение сложилось в наименее развитых странах (НРС), общее число которых по данным ООН составляет уже 64: Ангола, Мозамбик, Йемен и др. Средний показатель ВВП на душу населения в подавляющем большинстве этих стран составляет не более 755 ам. долларов.
Вопрос
VII.2. Какова мотивация России в развитии торгово-экономических связей с развивающимися странами?
VII.2. Развивающиеся страны традиционно представляют для нашей страны значительный интерес прежде всего как сравнительно емкий рынок сбыта машин, оборудования среднего технологического уровня и других готовых изделий, которые может предложить российское производство. В связи с фактической утратой рынка восточноевропейских стран – бывших членов СЭВ значение рынка РС для реализации российского оборудования, включая комплектное и специальное, резко возрастает.
Россия также заинтересована в регулярных закупках в РС ряда важных видов промышленного сырья и минералов: бокситов, марганцевой руды, цветных металлов и др., а также ряда продовольственных и сельскохозяйственных товаров, которые производятся в нашей стране в недостаточных объемах или не производятся вообще: какао-бобы, кофе, чай, цитрусовые, эфирные и растительные масла, фармацевтическое сырье, древесина тропических пород и др.
Немаловажное значение для экономических интересов России имеет сотрудничество с РС в совместном использовании рыбных запасов экономических зон прибрежных регионов Тихого, Индийского и Атлантического океанов, а также взаимодействие с ними на мировых рынках алмазов (Ангола, Ботсвана), драгоценных металлов, нефти и газа (страны-члены ОПЕК) и других полезных ископаемых.
Все это обусловило заметное место РС в товарообороте нашей страны. Так, во внешней торговле Советского Союза на РС приходилось около 20%.
Внешнеэкономические отношения различной формы и стоимостных объемов Россия осуществляет в настоящее время с более чем 100 развивающимися странами, однако основными торговыми партнерами являются Турции, Республика Корея и Индии.
Вопрос
VII.3. Каковы особенности договорно-правовой базы тргово-экономических отношений России с развивающимися странами?
Ответ
VII.3. Торгово-экономические связи РФ с развивающимися странами строятся на основе взаимного предоставления принципа наибольшего благоприятствования, невмешательства во внутренние дела друг друга и соблюдения условий взаимной выгоды во всех аспектах торгово-экономических взаимоотношений. Если ранее из-за идеологических соображений экономические интересы нашей страны во взаимоотношениях с рядом РС могли быть деформированы в пользу последних, то в настоящее время характер взаимодействия России с РС в подавляющей степени определяются экономическими приоритетами.
Все эти особенности правового обеспечения внешнеэкономических связей отражены в двусторонних договорах и соглашениях России с РС. В середине 90-х годов Россия имела соглашения, определяющие основные принципы торгово-экономического сотрудничества на долгосрочной основе, со 132 государствами, в т.ч. с 94 развивающимися. По данным Росстата и ФТС РФ в последние годы Россия осуществляла те или иные внешнеторговые операции с фирмами и организациями 50 РС Азии, Африки и Латинской Америки. Однако если учесть взаимные поставки товаров и услуг через третьи страны, а также мелкооптовые поставки, не находящие отражения в таможенной статистике, то число РС и территорий, с которыми РФ имеет внешнеторговые отношения на фактической основе, следует увеличить до 100.
Фирмам и организациям РС на рынке РФ созданы достаточно благоприятные условия деятельности. В соответствии с решениями ЮНКТАД в середине 70-х годов была создана Общая система преференций, обеспечивающая льготные, существенно сниженные против базисного уровня ставки импортных пошлин для товаров и услуг из РС. Советский Союз присоединился к ОСП, и Россия как правопреемница СССР подтвердила это, в связи с чем закон «О таможенном тарифе» (1993 г.) предусматривает сокращение на 25 % импортных таможенных пошлин на товары и услуги из РС. В соответствии с этим же законом товары и услуги из НРС полностью освобождаются от таможенных пошлин.
Двусторонними соглашениями России с РС о торгово-экономическом сотрудничестве предусматривается использование во взаимной торговле мировых цен на товары и услуги, а также расчеты в СКВ. Однако в отдельных случаях и, в частности, при поставках в счет госзаказов возможны клиринговые расчеты и товарообменные операции. Как известно, Советский Союз имел клиринговые платёжные условия во взаимной торговле с целым рядом РС: Индией, Ираком, Афганистаном, Египтом и др., но в настоящее время расчеты РФ с этими странами по внешнеторговым операциям осуществляются только в СКВ.
Вопрос
VII.4. Каковы особенности формирования товарооборота РФ с основными торговыми партнерами среди развивающихся стран?
Ответ
VII.4. Переход в торговле с РС на расчеты в СКВ повлек за собой определенный спад в объемах двусторонней торговли с целым рядом государств, с которыми ранее взаимные поставки осуществлялись на клиринговой основе. Негативное воздействие этого фактора на динамику товарооборота РФ с этой группой стран обусловило также и резкое сокращение объемов экономического и научно-технического сотрудничества. Эти процессы привели к заметному сокращению товарооборота РФ с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки в начале 90-х годов (в 1992 г. менее 10 млрд. долл.).
В конце 90-х – начале 2000-х гг. товарооборот России с группой РС активизировался, хотя относительная доля этой группы стран остаетя небольшой (12-15%).
Внешняя торговля РФ с мировой подсистемой развивающихся стран характеризуется высокой концентрацией товаропотоков на трех направлениях: Турция, Индия и Республика Корея, на долю которых в последние годы приходится почти половина общего товарооборота со странами третьего мира.
Ведущее место в ряду российских партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству среди развивающихся стран в последние годы принадлежит Турции. Определенными предпосылками для этого являются во-первых, достаточно высокий уровень взаимодополняемости наших экономик, и во-вторых, - географическая близость. Эти предпосылки обусловили хороший уровень двусторонних связей в торгово-экономической сфере еще в советское время.
Динамично развивается торгово-экономическое сотрудничество РФ с Турцией и в годы реформ, благодаря чему эта страна вышла на первое место среди российских торговых партнеров из группы развивающихся стран. В 2004 г. товарооборот составил уже 8,68 млрд. долл. (экспорт – 7,45 млрд. долл., импорт – 1,23 млрд. долл.).
Товарооборот России с Турцией традиционно сводится со значительным положительным сальдо, достигшим в 2004 г. уровня более 6 млрд. долл.
В структуре российского экспорта в Турцию доминирующее положение традиционно занимают энергоносители и промышленное сырье, но основой товарной структуры экспорта остаются топливно-энергетические товары (более 60%). Главной позицией в этой товарной группе является природный газ; ежегодные объёмы экспорта которого в Турцию составляют более 12 млрд. куб. м. на сумму более 1,3 млрд. долл. (27%). Удельный вес поставок нефти и нефтепродуктов составили 18 и 10% соответственно.
Увеличиваются поставки проката черных металлов – 28%. химических продуктов – 5%, товаров лесобумажной группы – около 3% и т.д. Доля машин и оборудования в стоимостной структуре российского экспорта невелика и составляет менее 1%.
Структура импорта из Турции почти наполовину состоит из товаров народного потребления и продовольствия: растительные масла, цитрусовые, медикаменты, одежда и обувь и т.д. Однако с учетом неорганизованного импорта поставки турецких товаров этих групп превышают пятидесятипроцентную долю стоимости российского импорта. На текстиль и верхнюю одежду приходится почти 30%, а на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства – более 20%, на продукцию химической промышленности – около 15%. В последние годы существенно повысились объемы поставок машин и оборудования (в 2003 г. – более 25%). Существенен удельный вес строительных услуг в российском импорте из Турции.
Значительных объемов достигло сотрудничество между РФ и Турцией в области технического содействия, в строительстве новых и модернизации ранее построенных объектов. Советский Союз построил в Турции 12 крупных промышленных объектов, в большей степени определяющих экономический потенциал Турции: металлургический комбинат (г. Искендерун); алюминиевый завод (г. Измир); ТЭС Орханели и др.
Одним из ведущих торговых партнеров нашей страны традиционно является Индия. В течение последних 25 лет существования Советского Союза Индия как лидер “третьего мира” и весьма авторитетного в свое время “Движения неприсоединения” являлась важнейшим среди развивающихся стран политическим и торгово-экономическим партнером нашей страны. Индии оказывалось крупномасштабное финансовое, экономическое и военно-техническое содействие, что находило свое отражение и в объемах двустороннего внешнеторгового обмена. Максимального объема взаимный оборот Советского Союза с Индией достиг в 1990 г. – 5,5 млрд. долл, причем на долю РСФСР приходилось не менее 4 млрд. долл.
Дезинтеграция Советского Союза и переход на платежи в СКВ обусловили резкое сокращение взаимного товарооборота до 1,4 млрд. долл. в 1992 г. В начале 2000-х годов объемы взаимной торговли стали расти и в 2004 г. и в 2004 г. товарооборот составил 3,15 млрд. долл. при положительном сальдо в 1,85 млрд. долл.
Структура российского экспорта в Индию достаточно диверсифицирована, но основной товарной группой является “Машины, оборудование и транспортные средства”. В этой группе доминируют поставки военной техники и вооружения в связи с чем динамика этих поставок нестабильна: если в 2001 г. объем поставок достиг 400 млн. долл. (37,6%), то в 2003 г. - почти 1,2 млрд. долл. (около 43%). Заметное место в российском экспорте занимают товары сырьевой группы: цветные и черные металлы (ок.10%), минеральные удобрения и др. химическая продукция (5%), газетная бумага (ок.10%) и т.д. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет всего около 10%, а химических продуктов – около 5%.
В российском импорте преобладают две товарные группы – химические товары и продовольствие, их удельный вес составляет в последние годы более 70% (химические товары – почти 40% и продовольствие – более 30%). В группе химических товаров важное место занимают медикаменты и лекарственные средства (более 25%), отличающиеся высоким качеством, поскольку производятся, как правило, на основе западных лицензий. Среди продовольственных товаров следует отметить такие товары, как чай, кофе, черный перец, табак и др., поставляемые в Россию на постоянной основе. Импортируется также готовая одежда и др. текстильная продукция (2%), обувь – около 2% и др. товары народного потребления. Существенна в нашем импорте доля машин и оборудования – около 6%.
Успешно развивалось советско-индийское техническое сотрудничество на базе государственных кредитов, общая сумма которых составила 26,2 млрд. рублей. В Индии были построены более 70 крупных промышленных объектов. Всего кредитов было использовано на сумму около 16,5 млрд.рублей. Индия остается перспективным и емким рынком для поставок российского комплектного оборудования, хотя перевод сотрудничества в основном на коммерческую основу резко снизил его объемы. Существенным тормозом на пути инвестиционного сотрудничества является значительный долг Индии по использованным госкредитам (около 10,2 млрд. долл.), хотя индийская сторона по основной части долга стабильно осуществляет платежи в объемах от 0,8 до 1 млрд. долл. ежегодно поставками товаров своего традиционного экспорта.
Имеются достаточно обоснованные политические и экономические предпосылки, чтобы позитивно оценить перспективы последующего развития российско-индийских внешнеэкономических связей. Наличие нескольких направлений и уровней взаимодополняемости российской и индийской экономик, традиционно благоприятный торгово-политичекий режим двусторонних связей в политической, экономической, культурной и других сферах – все это создает хорошую основу для значительного расширения и углубления нашего торгово-экономического взаимодействия.
В советский период торгово-экономические отношения нашей страны с Республикой Корея находились практически на нулевом уровне в основном по идеологическим причинам.
Современный этап развития двусторонних торгово-экономических отношений проходит в условия укрепления взаимопонимания и последовательного совершенствования договорно-правовой базы. В 1992 г. был заключен Договор об основах отношений РФ и РК, где стороны декларировали готовность строить двусторонние отношения на принципах демократии и рыночной экономики. В 1996 г. была принята совместная Декларация о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, на основе которой в настоящее время ведется работа по осуществлению более 50 российско-корейских проектов в области лазерных исследований, биотехнологии, аэрокосмической промышленности и др. В Новосибирске начал работу российско-южнокорейский научный центр.
После распада Советского Союза внешнеэкономическая политика России стала менее идеологизирована, что повлекло за собой определенное укрепление межгосударственных политических, финансовых, внешнеторговых и пр. взаимоотношений с новым для нас партнером – Республикой Корея. Уже к 1995 г. Республика Корея вошла в первую тройку российских торговых партнеров среди развивающихся стран с объемом взаимного товарооборота 1,25 млрд. долл. В последующие годы товарооборот продолжал увеличиваться и в 2004 г. составил 4,2 млрд. долл.
Привеленные статистические данные не учитывают неорганизованную торговлю, осуществляемую физическими лицами и, следовательно, практически не фиксируются таможенной статистикой. Объемы такой торговли значительны, материализуются они в основном через импортные операции. Так, объем товарооборота России с РК, подсчитанный по методике платежного баланса, оценивается в 2004 г. в сумму около 6 млрд. долл., а, следовательно, фактическое отрицательное для России сальдо торгового баланса составило в указанном году более двух млрд. долл.
Структура российского экспорта содержит в основном сырьевые товары, включая энергоносители (около25%), черные и цветные металлы (2-3%), а также продовольственные товары (ок.10%). В небольших объемах осуществляются поставки военной техники в основном в счет погашения российской задолженности: 60 танков Т-80, БМП-3 и другую военную технику. В импорте преобладают машины и оборудование – около 10% (легковые автомобили, бытовая электроника, электротехника и пр.), а также готовая одежда, обувь, продовольственные товары и т.д..
В целом доля России во внешней торговле Республики Корея невелика и составляет около 1%, а доля Республики Корея во внешнеторговом обороте РФ немного больше – около 1,4%.
Республика Корея представляет для нас интерес как достаточно емкий рынок сбыта российской готовой продукции, а также как источник свободных инвестиционных средств. С целью активизации инвестиционного сотрудничества в декабре 1990 г. между СССР и Республикой Корея было подписано также межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, предусматривающее взаимное предоставление сторонами национального режима инвесторам обеих сторон, однако до настоящего времени инвестиционное сотрудничество развивается не столь динамично, как внешняя торговля,
В России созданы около 50 СП с участием южнокорейского капитала в объеме всего 37,1 млн. долл., а на территории Республики Корея – 28 СП с объемом российских инвестиций в 4,5 млн. долл., причем большинство СП действуют в сфере торговли и посреднических услуг. Крупных капиталовложений деловые круги Республики Корея пока избегают, мотивируя эту позицию слабостью правового обеспечения иностранных инвестиций в России. Тем не менее, по отдельным направлениям и проектам уже имеются реальные сдвиги.
Плодотворно развивается сотрудничество в автостроительной отрасли. В России выпускается около 60 тыс. южнокорейских автомобилей ежегодно, в стадии реализации еще один подобный проект стоимостью 150 млн. долл. по сборке на базе Ульяновского автозавода автомобилей фирмы “Хендай” до 50 тыс. единиц в год и т.д.
Вопрос
VII.5. Перечислите предпосылки активизации торгово-экономических отношений России с развивающимися странами.
Ответ
VII.5. Важнейшей предпосылкой активизации наших торгово-экономических связей со странами третьего мира является высокий уровень взаимодополняемости наших хозяйств. Так, Россия заинтересована в постоянных закупках некоторых важных видов промышленного сырья и сельскохозяйственной продукции. В то же время, развивающиеся страны являются достаточно емким рынком для возможных поставок российской машино-технической продукции, спецтехники и др. В последние годы ряд развивающихся государств, входящих в группу НИС, проявляет все больший интерес к производственной кооперации и научному сотрудничеству с Россией в целом ряде современных отраслей высоких технологий: оптико-волоконной технике и авиации (Бразилия), бытовой электроники и автомобилестроении (Сингапур, Республика Корея) и т.д.
Перспективность и значимость для России торгово-экономических связей с развивающимися странами определяются следующими факторами:
• возможностью последовательного расширения поставок российских машин и оборудования, наукоемких технологий и углубления военно-технического сотрудничества;
сохранением и даже увеличением потребности российского производства и социальной сферы в импорте отдельных видов промышленного сырья, продукции тропического земледелия и пр.;
необходимостью обеспечения долгосрочной заинтересованности России в рыбном промысле в акваториях экономических зон прибрежных стран Тихого, Атлантического и Индийского океанов;
возможностью последовательного расширения поставок российских машин и оборудования, наукоемких технологий и углубления военно-технического сотрудничества;
сохранением и даже увеличением потребности российского производства и социальной сферы в импорте отдельных видов промышленного сырья, продукции тропического земледелия и пр.;
необходимостью обеспечения долгосрочной заинтересованности России в рыбном промысле в акваториях экономических зон прибрежных стран Тихого, Атлантического и Индийского океанов;
возможностью привлечения свободных инвестиционных ресурсов НИС для капиталовложений в экономику России;
восстановлением и дальнейшим углублением инвестиционного сотрудничества в строительстве новых и реконструкции ранее построенных объектов на территории РС;
углублением производственно-кооперационных и научно-технических связей как на базе российских технологий, так и на базе собственных или адаптированных западных технологий, которыми располагают НИС.
Анализ перечисленных факторов показывает, что потенциал торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с развивающимися странами далеко не исчерпан. При экономически грамотной организации этой работы, подкрепленной необходимыми маркетинговыми исследованиями, страны третьего мира могут значительно увеличить объемы взаимного обмена товарами и услугами с Россией. Что же касается удельного веса этой группы в товарообороте с Россией, то доля в 30% представляется реально достижимой и экономически обоснованной.
- Введение.
- Глава II. Роль и место Российской Федерации в международном разделении труда.
- Глава III. Особенности внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе
- Глава IV. Основные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Вопрос
- Глава V. Динамика развития внешней торговли рф
- Глава VI Торгово-экономические отношения рф с промышленно развитыми капиталистическими странами
- Глава VII. Торгово-экономические отношения Российской Федеорации с развивающимися странами
- Глава VIII. Торгово-экономические отношения Российской Федерации со странами – членами Содружества независимых Государств (снг)
- Белоруссия
- Украина
- Казахстан
- Узбекистан
- Глава IX. Торгово-экономические отношения России с Китайской Народной Республикой как страной с переходной экономикой.
- Глава X. Особенности ценообразования во внешней троговле рф.
- Глава XI. Экономическая эффективность внешнеторговых операций и методика её расчёта
- Глава XII. Основные принципы государственного регулирования вэд в России Вопрос