logo
640161_5FA85_burmistrov_v_n_vneshnyaya_torgovly

Глава V. Динамика развития внешней торговли рф

Вопрос

V.1. Каковы основные тенденции развития внешней торговли в период становления рыночных отношений в РФ и их причины?

Ответ

V.1. Основной целью реформ в области внешнеэкономической деятельности в России в начале 90-х годов, выразившихся в отмене государственной монополии внешней торговли и активной либерализации ВЭД, было стимулирование потенциальных возможностей производственного сектора в развитии экспортных ресурсов страны, в формировании структуры национального экспорта, соответствующей структуре производства. Имеется в виду повышение в структуре российского экспорта доли готовых изделий, прежде всего машин, оборудования и другой наукоемкой продукции.

К сожалению, эти цели не были достигнуты ни в первые годы либерализации внешней торговли, ни до настоящего времени. Более того, внешняя торговля Российской Федерации по основным структурным параметрам не достигла даже уровня доперестроечного периода. В первые годы реформ объем товарооборота России упал до 96,6 млрд. долл. (1992 г.) и даже до 95,2 млрд. долл. (1993 г.) по сравнению с 185 млрд. долл. в 1990 г., т.е. почти в два раза.

Падение товарооборота вплоть до 1993 г. было обусловлено не только процессами, происходящими во внешнеэкономической сфере как таковой и в первую очередь – потерей рынков сбыта в странах бывш. СЭВ и в большинстве стран “третьего мира”. Внешняя торговля как зеркало отражала и неблагополучную социально-экономическую ситуацию в стране, обусловленную следующими негативными факторами:

- сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, не восстановленное до настоящего времени;

- разрыв интеграционных и др. хозяйственных связей России с бывшими республиками CCCP;

- потеря большой части торгового флота и др. важных составляющих торговой инфраструктуры (морских и речных портов, железнодорожного подвижного состава и т.д.);

- значительные темпы инфляции и непрекращающийся рост внешнего долга;

- высокий уровень безработицы всех структурных групп трудовых ресурсов;

- ухудшение условий транспортного обеспечения внешней торговли РФ в связи с неконтролируемым и, чаще всего, неоправданным ростом тарифов на транспортные услуги на территории России и т. д.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили чрезвычайно неустойчивую динамику товарооборота в первые перестроечные годы. Начиная с 1994 г. наметился определённый рост товарооборота как по стоимости, так и по физическим объёмам по ряду важных экспортных товаров: сырой нефти и нефтепродуктам, чёрным и цветным металлам и т. д. Внешнеторговый оборот РФ в 1997 г. увеличился по сравнению с 1993 г. почти в 1,5 раза, хотя физические объёмы экспортных и импортных поставок выросли не столь значительно, поскольку рост стоимостных объёмов внешней торговли в этот период был обусловлен в большой степени ростом мировых цен на многие товары российского экспорта.

Однако уже в 1997 году появились негативные тенденции в развитии внешнеторгового оборота России, обусловившие снижение темпов прироста товарооборота в стоимостном выражении. В указанном году прирост составил только около 5% против 12% в среднем за период 1994 – 1996 гг. 1996 год стал, таким образом, последним благоприятным годом для российского экспорта в рассматриваемый период, что в большой степени было обусловлено высокими мировыми ценами на сырую нефть и другие энергоносители. Так средние экспортные цены на российские товары выросли в 1995 году на 16% и на 9% - в 1996 г. Но в 1997 г. экспортные цены уже снизились на 2%, что обусловило соответствующее сокращение стоимостных объёмов российских поставок за рубеж.

В то же время 1997 г. оказался переломным и для российского импорта. Определённая стабилизация и даже рост ВВП и совокупного внутреннего спроса, некоторое увеличение реальных доходов населения и снижение мировых цен на ряд товаров российского импорта обусловили стремительный рост к 1997 году объёмов импортных поставок. Темпы прироста импорта из стран дальнего зарубежья составили рекордную для 90-х годов величину – 24%. Степень насыщения внутреннего рынка и розничного товарооборота импортной продукцией достигла максимального уровня. По некоторым позициям продовольсивенных товаров и товаров народного потребления доля импортных поставок в общем балансе внутреннего потребления приблизилась к 100%.

Внешнеторговый оборот России в 1998 г. заметно сократился и составил 116,6 млрд. долл., т. е. уменьшился по сравнению с 1997 г. на 16,8%. Это сокращение после пяти лет стабильного роста, было обусловлено рядом причин как внутреннего, так и международного характера.

Прежде всего, сокращение товарооборота явилось прямым следствием валютно-финансового кризиса, разразившегося в России в августе 1998 г. Резкое падение курса рубля обусловило сокращение объёма импорта, а банкротство ряда ведущих российских коммерческих банков привёл к параличу платёжной системы, что в свою очередь негативно сказалось и на исполнении экспортных обязательств.

Важно также и то обстоятельство, что к 1998 г. страна практически исчерпала возможности экстенсивного наращивания физических объёмов экспортных поставок. Дальнейшее повышение объёмов экспорта могло повлечь за собой дефицит на внутреннем рынке ряда жизненно важных товаров: энергоносителей, минеральных удобрений и др.

1998 год характеризовался также существенным ухудшением международной общехозяйственной и товарной конъюнктуры, обусловившим обвальное падение мировых цен на большинство видов сырья и материалов. Расчёты показывают, что российские экспортёры минерального топлива из-за снижения мировых цен понесли убытки на сумму около 11 млрд. долл., а по всему экспорту валютные потери оценивались на уровне 15 млрд. долл. И этот фактор был одним решающих и прямым образом обусловивших финансовый кризис 1998 г.

Внешняя торговля России в 1999 – 2000 гг. развивалась в условиях улучшения мировой общеэкономической ситуации и товарной конъюнктуры. Вместе с тем на формирование товарооборота России продолжали оказывать негативное влияние последствия валютно-финансового кризиса 1998 г.

В этих противоречивых условиях товарооборот продолжал сокращаться, составив в 1999г. всего 103,9 млрд. долл., т.е. уменьшился по стоимости против 1998 г. почти на 11%. Причем сокращение товарооборота произошло в основном за счет торговли с ближним зарубежьем (сокращение на 24% против 7,3% - со странами дальнего зарубежья).

На формирование стоимостных параметров российского экспорта в 1999, 2000 и в последующие годы решающее стимулирующее влияние оказало значительное повышение мировых цен на энергоносители. Таможенная стоимость российской нефти, например, в декабре 1999 г. составила более 160 долл./т. по сравнению с 61 долл. в январе, т.е. увеличилась в 2,6 раза, что обусловило значительное повышение валютных поступлений российских экспортеров. Только в 1999 г. российские экспортеры получили более 4,7 млрд. долл. по сравнению с поступлениями 1998 г., причем за нефть – 4,0 млрд. долл. и за нефтепродукты – 0,7 млрд. долл.

В 2000-2004 гг. рост мировых цен на энергоносители продолжился, что обусловило дальнейшее повышение стоимостных объемов как российского экспорта, так и товарооборота в целом. При этом среднегодовые темпы роста экспорта за этот период составили почти 19% при беспрецедентном росте стоимостного объема экспорта в 2004 г. на почти 36% по сравнению с 2003 г. Объем экспорта в указанном году составил 181,5 млрд. долл.

Конечно же такие темпы роста экспорта обусловлены не только повышательной динамикой мировых цен, но и заметным увеличением физических объемов поставки, Так, в 2004 г. за рубеж было поставлено 257,4 млн.т. сырой нефти (увеличение на 15% против 2003 г.), нефтепродуктов – 82,1 млн. т. (на 5,5% больше, чем в 2003 г.), природного газа – 200,4 млрд, куб. м. (рост – 5,5%) и каменного угля – 72,0 млн.т. (рост 18,7%).

Существенное подорожание иностранной валюты на российском рынке из-за более чем четырехкратной девальвации рубля в период 1998-2000гг. привел к заметному сокращению импорта. В 1999г. его объем составил всего около 31 млрд. долл., а доля импортной продукции в товарных ресурсах внутренней торговли – до 29% против 48% в I квартале 1998г. Помимо вышеуказанной причины на сокращение импорта повлияло также заметное снижение платежеспособного спроса населения, реальные доходы которого сократились в 1999 г. почти на 16%.

В последующие годы внешнеторговый оборот России развивался в условиях значительного роста мировых цен на ведущие товары российского экспорта: нефть и нефтепродукты, каменный уголь, природный газ, черные и цветные металлы и др. Эти процессы существенно повысили заинтересованность ведущих российских товаропроизводителей топливно-энергетического комплекса в расширении поставок своей продукции на внешние рынки, что обусловило последовательное увеличение внешнеторгового оборота России, составившего 257,1 млрд. долл. в 2004 г., что означало рост по сравнению с 2003 г. в 1,4 раза. В 2005 г. товарооборот составил уже 340 млрд. долл. (увеличение на 32,1%). При этом экспорт достиг уровня 241,3, а импорт – 98,5 млрд. долл.

Экспорт России по стоимости значительно превышает стоимость импорта, т.е. положительгое сальдо торгового баланса последовательно растет – если в 2000 году оно составляло 69 млрд. долл., то в 2005 - уже достигло уровня почти 143 млрд. долл., и даже с учетом отрицательного сальдо неорганизованной торговли – более 130 млрд. долл.

Для любого государства этот факт являлся бы показателем успешного развития как экономики в целом, так и внешнеэкономического комплекса, а валютные поступления могли бы служить мощным источником финансирования технического перевооружения производственной сферы, а также решения многих социальных проблем.

Слабость валютного контроля в России сводит к минимуму позитивный в целом эффект положительного внешнеторгового баланса, поскольку значительная часть этих валютных средств оседает в зарубежных банках и способствует только их обогащению.

Вопрос

V.2. В чем особенности географического распределения внешней торговли России на современном этапе?

Ответ

V.2. За годы перестройки в географическом распределении внешней торговли России произошли радикальные изменения и начало этих тенденций относится ко второй половине 80-х годов. Именно в те годы в рамках СЭВ, являвшегося основным направлением ВЭС Советского Союза, стали накапливаться негативные явления, обусловленные замедлением темпов экономического роста и научно-технического прогресса. Это вынуждало руководство стран-членов СЭВ все чаще выходить на рынки западных стран для закупки современных технологий, машин и оборудования и пр., а также направлять в эти страны все более значимые объемы своих экспортных ресурсов для оплаты этих поставок.

Эта тенденция обусловило постепенную переориентацию внешнеэкономических связей стран-членов СЭВ на промышленно развитые страны, роль которых во внешней торговле этих стран, включая Россию, последовательно возрастала. Так уже в 1990 г. географическое распределение внешней торговли России выглядело следующим образом:

Хотя после разрушения Советского Союза Россия заявила о полной преемственности в исполнении прав и обязательств по международным договорам и соглашениям СССР, тем не менее изменившаяся торгово – политическая обстановка в России, да и в мире в целом, обусловила коренные изменения как принципов формирования внешнеэкономической политики страны, так и в ориентации внешнеэкономических связей на регионально-страновом уровнях.

Формирование регионально-страновой структуры ВЭС в современных условиях осуществляется на принципиально новой основе. Влияние идеологических мотивов заметно ослабло и существенно возросла значимость факторов экономических. Вместе с тем, следует признать, что использование идеологических факторов полностью не исключено, в ряде случаев они просто поменяли знак – с определенно социалистической ориентации на капиталистическую.

Основным направлением ВЭС Российской Федерации в последние годы являются промышленно развитые страны или по классификации ООН – развитые страны с рыночной экономикой – (Developed Market Economies), а в континентальном аспекте – страны Европы. Удельный вес этой группы стран в совокупном товарообороте России в последние годы составляет около 50%. Территориальная близость, проверенная десятилетиями надежная внешнеторговая инфраструктура и благоприятный торгово-политический режим как на многостороннем, так и на двусторонних уровнях – все эти факторы дают достаточно оснований для формирования этого направления как приоритетного.

На втором месте со значительным отрывом находится азиатское направление ВЭС России, на долю которого приходится около 20% российского товарооборота. На этом континенте нашими традиционными партнерами по внешнеэкономическому сотрудничеству являются Китай, Турция, Индия, Республика Корея и др.

Важным направлением являются и страны СНГ. Несмотря на заметное сокращение в последние годы удельного веса стран Содружества в товарообороте России (15,2% в 2005 г.) мы по-прежнему заинтересованы в восстановлении и реконструкции всей системы кооперационных и интеграционных связей с этой группой стран.

Доля стран Американского континента в российских внешнеэкономических связях невелика (менее 10%), хотя имеются существенные предпосылки для расширения масштабов взаимной торговли с такими потенциально интересными партнерами как США, Канадой, Аргентиной, Бразилией и некоторыми другими странами.

Неоправданно мал удельный вес Африканского континента (ок.1%), что в большой степени объясняется слабой маркетинговой работой на африканском направлении российских участников ВЭС, а также явной недооценкой российским правительством, а также частным сектором потенциальных возможностей этого емкого рынка с масштабными импортным потенциалом и платежеспособным спросом на российские машины, комплектное оборудовани и др. готовые изделия в таких странах, как Египет, Ирак, Ливия, Алжир и др. Для успешной работы на этом континенте нужна глубокая и гибкая внешнеэкономическая политика на базе гарантированной правительственной программы финансирования российского экспорта.

Основными торговыми партнерами России в 2004 г. являлись Германия, товарооборот с которой составил 23,9 млрд. долл. (9,3%), Белоруссия – 17,5 млрд. долл. (6,8%), Украина – 17,0 млрд. долл. (6,6%), Нидерланды – 16,7 млрд. долл. (6,5%), Италия – 15,2 млрд. долл. (5,9%), Китай – 14,9 млрд. долл. (5,8%), США – 9,8 млрд. долл. (3,8%), Турция – 8,7 млрд. долл. (3,4%), Швейцария – 8,5 млрд. долл. (3,3%), и Финляндия – 8,2 млрд. долл. (3,2%).

Вопрос

V.3. В чем заключаются особенности товарной структуры российского экспорта? Её эволюция и сравнение с товарной структурой мирового экспорта.

Ответ

V.3. В международной практике под товарной структурой экспорта или импорта обычно понимается соотношение стоимостей отдельных товарных групп, выраженное в процентах, в общем стоимостном объеме экспорта или импорта.

Научно-технический прогресс и широкая диверсификация мирового промышленного производства обусловили последовательный рост удельного веса готовых изделий в товарной структуре мирового экспорта и соответствующее снижение доли сырьевых товаров. За период с 1955 по 2000 гг. доля сырьевых товаров в мировом экспорте сократилась с 50,6% до менее 22,1%, а доля готовых изделий выросла с 49,4% до почти 75%, при этом важнейшая составляющая часть готовых изделий, а именно товарная группа - машины, оборудование и транспортные средства - с 17% до почти 42%.

Высокая доля готовых изделий в экспорте означает, что экспортируется продукция глубокой переработки с большой долей добавленного квалифицированного труда, и, следовательно, высокой удельной стоимости. А это, в свою очередь, повышает коммерческую эффективность экспорта, дает возможность экономии невозобновляемых природных ресурсов страны, увеличивает ее валютные поступления и способствует повышению уровня занятости населения.

Эти причины стимулируют стремление всех стран, преодолевая конкуренцию на мировом рынке, повышать экспорт готовых изделий и в первую очередь – наукоёмкой продукции

В полном противоречии с указанной тенденцией развивается товарная структура внешней торговли Российской Федерации, а именно: энергоносители и др. виды сырьевых товаров преобладают в экспорте, а готовые изделия - в товарной структуре импорта. Так, в 2004 году в совокупном экспорте РФ доля товарной группы – минеральное топливо и электроэнергия составила 57,7%; на черные и цветные металлы приходилось 17,6 %; на продукцию химической промышленности – около 6,6%; древесину и целлюлозно-бумажные изделия – около 4,0%; а на машины, оборудование и транспортные средства – 7,8%.

Вопрос

V.4. Проблемы развития экспортного потенциала России и совершенствования товарной структуры экспорта?

Ответ

V.4. Повышение экономической эффективности внешней торговли главным образом через облагораживание товарной структуры экспорта и оптимизацию импорта остаются одними из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России. Возможность изменения сырьевой направленности экспорта и повышения в нём доли готовых изделий, прежде всего - машин, оборудования и др. наукоёмкой продукции, подтверждается наличием в стране существенного природного, научно-технического и промышленного потенциала, а также высококвалифицированных трудовых ресурсов всех уровней.

Очевидно, что решение этой проблемы требует осуществления больших объёмов инвестиций и значительных временных затрат. Обязательным условием является также эффективная государственная поддержка производства и экспорта продукции особенно в наукоемких отраслях.

Перестройка товарной структуры экспорта путём последовательного увеличения в ней продукции повышенного уровня переработки приобрела особую актуальность в настоящее время в связи с фактическим исчерпанием возможностей его экстенсивного развития, т.е. увеличения физических объёмов экспорта основных и традиционных товаров российского экспорта.

Дальнейшее расширение объемов поставок за рубеж продукции топливно-сырьевого сектора сталкивается с такими естественными ограничениями, как физическое исчерпание невозобновляемых природных ресурсов. Социально-экономический кризис и разрушение государственного сектора производства обусловили катастрофическое падение масштабов и ухудшение отраслевой структуры геолого-разведочных работ, в связи с чем прирост объемов разведанных достоверных запасов основных полезных ископаемых существенно отстает от темпов их фактической добычи. Если взять один из основных российских экспортных товаров – нефть, то по оценке зарубежных экспертов при современных объемах ее добычи в 200-250 млн.т.в год подтвержденных запасов нефти России хватит только на 19 лет.

С другой стороны надежда на возможное восстановление научно-технического потенциала России базируется на весьма весомых факторах и предпосылках. Россия обладает громадными природными ресурсами, как невозобновляемыми, так и возобновляемыми и объективно входит в весьма малочисленную группу “самодостаточных” в экономических аспектах государств. Прежде всего – огромная и разнообразная по климатическим условиям территория. Площадь территории, приходящаяся на душу населения составляет в России – 11,5 га, в то время как в США – 3,35 га, в Китае – 0,76 га, а в Японии – всего 0,29 га.

Даже по весьма сдержанным и пессимистическим оценкам МБРР запасы полезных ископаемых в России оцениваются в 10 трлн. долл. по сравнению с 3,3 трлн. долл. в Бразилии, 662 трлн. долл. в Китае, 542 млрд. долл. в Индии и т.д.

На территории страны размещены 32% разведанных мировых запасов железной руды, 31% никеля, 27% олова, 26% алмазов, 21% кобальта, 16% цинка, 13% нефти, а также крупнейшие в мире запасы золота, платины, около четверти лесных угодий мира и т. д. Россия занимает второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ.1/

Кроме того, по информации Российской академии наук Россия обладает 10-15 технологиями из общего количества 50 современных технологий, которые будут определять научно-технический уровень мирового производства XXI века.

Однако совершенно очевидно, что перспективы количественного упрочения и совершенствования качественных параметров участия России в международном разделении труда прямым образом обусловлены острой необходимостью восстановления научно-технического потенциала страны на основе широкого и агрессивного внедрения в национальную экономику инновационных факторов. Все другие пути, базирующиеся на сырьевой специализации национального производства и экспорта, ведут к постепенной экономической, интеллектуальной и политической деградации государства.

Резюмируя изложенное, основные направления совершенствования российской государственной политики развития национального товарного экспорта – политики, адекватной реальному социально-экономическому положению страны представляются следующими:

- базируясь на достигнутых объемах добычи природных ресурсов значительно повысить уровень их переработки до стадии готовых изделий и полуфабрикатов с целью существенного повышения экономической эффективности их экспорта и сохранения определенного сырьевого потенциала страны для будущих поколений российского народа;

- активизировать последовательный переход на экспорт возобновляемых ресурсов: лесотехнической продукции, продовольствия, продукции современных биотехнологий, услуг и пр.;

- осуществить техническое перевооружение обрабатывающих отраслей промышленности на базе современных технологий с целью решения проблемы импортозамещения и пополнения товарной структуры национального экспорта конкурентоспособными готовыми изделиями;

- диверсифицировать товарную структуру национального экспорта за счет увеличения в ней удельного веса наукоемкой и высокотехнологичной продукции, включая изобретения, патенты, ноу-хау и пр. с высокой долей добавленного высококвалифицированного труда как основного возобновляемого экспортного ресурса;

- усилить роль государства в охране авторских прав российских ученых и изобретателей и предотвращении незаконной и безвозмездной утечки за рубеж интеллектуального потенциала страны в форме изобретений, технологий, ноу-хау и пр.;

- значительно усилить организационную, регулирующую и финансовую поддержку государства в решении актуальных проблем развития национального экспорта по всем перечисленным и многим другим направлениям.

Вопрос

V.5. Изменения товарной структуры российского импорта и проблемы его оптимизации.

Ответ

V.5. Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития нашей страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объёмах.

Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет достаточно стабильна, несмотря на существенное сокращение стоимостных параметров импорта в 90-е годы прошедшего столетия.

Наиболее масштабной позицией российского импорта, как и в прежние годы, остается товарная группа - Машины, оборудование и транспортные средства. Удельный вес этой группы в импорте России составил в 2004г. около 41% (в 2003 г. – 37,4%), что вполне сопоставимо с её долей в импорте СССР, например в 1990 г. Вместе с тем стоимостные объёмы российского импорта этой группы товаров значительно сократились и лишь в 2004 г. абсолютные стоимостные объемы машино-технического импорта приблизились к дореформенному уровню. Так, в 2004 г. закуплено машин и оборудования на сумму ок. 31,1 млрд. долл. по сравнению с 31,4 млрд. долл. в 1990 г.

Существенно изменилось и структурное наполнение этой товарной группы. Ранее в импорте машинотехнической продукции основной объём поставок приходился на машины и оборудование производственного назначения, т.е. инвестиционные товары, предназначавшиеся для технического перевооружения отечественной промышленности. В настоящее время в импорте этой группы превалирует продукция непроизводственного назначения: бытовая электроника и электротехника, легковые автомобили и пр., т.е. продукция потребительского уровня.

Что касается импорта легковых автомобилей, то если Советский Союз был крупным нетто-экспортёром этого вида продукции, то Россия превратилась в нетто-импортёра легковых автомобилей как по стоимости, так и по количеству. В 2003 г., например, Россия импортировала 212,1 тыс, единиц легковых автомобилей на сумму более 2,4 млрд. долл., а экспортировала только 114 тыс. единиц на сумму ок. 395 млн. долл. В 2004 г. импорт легковых автомобилей в натуральном выражении увеличился в 2,5 раза и составил 525,3 тыс.единиц, а это означает, что практически около 60% российского внутреннего рынка легковых автомобилей отдано зарубежным поставщикам. В результате этой безграмотной политики Волжский автомобильный завод в 2004 г. был вынужден сократить производство в связи с проблемами реализации.

В импорте продукции черной металлургии преобладают изделия достаточно высокой степени обработки – стальные трубы нефтегазового сортамента, а также холоднокатаная листовая сталь для автомобильной промышленности и др. Однако по физическому объёму импорт этих товаров резко сократился: в 2003 г., например, было импортировано только 971 тыс.т. труб, хотя в СССР в 1987 и в 1988 гг. было ввезено соответственно 6,2 и 4,7 млн.. т, что конечно же негативно сказывается на реализации программ строительных и ремонтных работ на российских нефте- и газопроводах, а, следовательно, и на безопасности этих систем.

В структуре импорта существенна доля продовольственных товаров и сельскохсзяйственного сырья для их производства. Удельный вес этой товарной группы составляет около 25%, что вызвано, кроме других причин, резким сокращением национального производства зерновых, мяса, молока и др. видов сельскохозяйственной продукции.

Россия в настоящее время импортирует более 40% от общего объёма внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансе Москвы и С.-Петербурга доля импорта составляет более 70%. Насколько такое положение нетерпимо, можно понять из следующего.

В международной практике существует чёткое понимание того, что государство, у которого в общем балансе внутреннего потребления продовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится на грани потери своей экономической безопасности и независимости. Как следует из приведенных данных Россия, далеко перешла эту грань.

Отказавшись от импорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия ввозит большие количества этих товаров, финансируя, тем самым, сельскохозяйственное производство промышленно развитых стран и содействуя дальнейшему развалу российского национального сельского хозяйства. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввоз растительного масла, сахара, овощей и пр. товаров, производство которых вполне возможно в России, не оправдан ни с экономической, ни с политической точек зрения.

Имортируется также продукция, производство которой в нашей стране невозможно: кофе, какао, древесина ценных пород, продукция тропического земледелия и др. В целом на товары продовольственной группы расходуется около четверти всех валютных затрат на финансирование российского импорта.

В российском импорте заметное место занимают товары народного потребления, удельный вес которых можно оценить в 20-25%, однако большая часть этого ввоза не находит отражения во внешнеторговой статистике, т.к. осуществляется физическими лицами. Это так называемая неорганизованная торговля, ежегодные стоимостные объемы которой оцениваются в 10-12 млрд. долл.

В целом более половины внутреннего товарооборота этой продукции приходится на импортные товары, что также неоправдано и существенно ослабляет экономическую безопасность России. Полупрозрачные границы со странами СНГ создают широкие возможности для контрабанды, которая наносит значительный экономический ущерб, поскольку заметно сокращаются поступления от таможенного обложения, являющихся одной из крупнейших статей доходной части бюджета РФ, не говоря уже об экологической и качественной небезупречности контрабандно поступающих товаров.

Оптимизация импорта требует более рационального использования валютных средств на закупку продукции, имеющей первостепенное и жизненно важное значение для народного хозяйства страны и последовательное сокращение ввоза продукции, производство которой может быть организовано в России.

В настоящее время страна остро нуждается в техническом перевооружении промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей, в привлечении современных технологий для структурной перестройки всего народного хозяйства. По мере улучшения финансового положения предприятий и оживления производства структура закупок должна расширяться, приобретая всё большую социальную направленность. Восстановление сельскохозяйственного производства обусловит постепенное сокращение импорта многих видов продовольствия, по которым природные и организационные условия дают возможность выйти на уровень самообеспеченности.

Неоправданно гипертрофированная доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в структуре российского импорта обусловлена лишь глубоким кризисом в аграрно-промышленном комплексе, который может и должен быть преодолен на основе соответствующей экономической политики государства.

Должен быть также сокращен чрезмерно расширившийся импорт промышленных товаров народного потребления через восстановление производства практически полностью выведенных из строя легкой и текстильной отраслей промышленности России.

Главной задачей в сфере импорта должна быть оптимизация импортных поставок через строгую их селекцию по значимости, объёмам и качественным параметрам с целью предотвращения ввоза товаров не первой необходимости и, тем более, предметов роскоши, а также с целью защиты национального производства от иностранной торговой экспансии.

Оптимизация импорта невозможна без принятия государством целого комплекса защитных мер во внешнеэкономической сфере, вполне допустимых международной практикой, а также в рамках норм и правил ВТО. К этим мерам следует отнести оперативное использование уровня таможенного обложения, активное использование технических, экологических, санитарных и др. требований к импортным товарам, субсидирование отечественных экспортоориентированных производств, создание импортозамещающих производств и др. необходимые защитные меры.

Более того, назрела острейшая необходимость разработки чрезвычайной политики импотозамещения. Безграмотно осуществленная в первые перестроечные годы либерализация внешнеэкономической деятельности привела к неоправданной для общенациональных интересов открытости национальной экономики, и фактическому разрушению целых отраслей национального производства: станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения, авиационной промышленности, электротехнического и электронного машиностроения, легкой промышленности, ряда подотраслей сельскохозяйственного производства и др. Многие важные сегменты огромного российского внутреннего рынка оказались занятыми зарубежными поставщиками товаров и услуг.

Среди ряда российских и зарубежных специалистов существует мнение о некоторой бесперспективности для государства политики импортозамещения. Вряд ли с такой точкой зрения можно согласиться. Ведь процесс импортозамещения можно и должно строить на основе инновационных факторов, техническое перевооружение национального производства осуществлять с использованием самых современных достижений науки и техники. В этом случае импортозамещение выполнит не только функцию удовлетворения внутренних потребностей, но и будет сопровождаться пополнением национальных экспортных ресурсов современной конкурентоспособной продукцией, т.е. одновременно будут выполнятся и функции политики экспортной ориентации. Очевидно, что реализация политики импортозамещения в современных российских условиях представляет собой чрезвычайно сложную задачу не только в своих финансовых аспектах, но и с точки зрения широких социально - экономических проблем. Достаточно вспомнить, что за годы реформ национальные товаропроизводители “сдали без боя” иностранным поставщикам более половины внутреннего рынка автомобилей, почти половину рынка продовольствия, более 70% рынка медикаментов и лекарственных средств; рынок потребительских товаров и бытовой электроники почти полностью занят импортной продукцией и т.д.

Эти факты свидетельствуют, что даже если руководство страны и дозреет до понимания необходимости незамедлительного восстановления нашего научно-технического потенциала и отечественного производства, предстоит ожесточенная конкурентная и даже политическая борьба за отвоевание многих сегментов отечественного товарного рынка.

Программа развития экспорта и оптимизации импорта должна предусматривать в качестве основной задачи вывод национального производства на уровень высших зарубежных стандартов как по техническим параметрам, так и по качеству. При этом следует иметь в виду, что указанная инновационная программа должна быть реализована не только в экспортоориентированных производствах, а практически во всех основных звеньях экономической структуры, включая, и далеко не в последнюю очередь, инфраструктуру.

Вопрос

V.6 Каковы особенности внешней торговли России услугами, её стоимостных и структурных параметров?

Ответ

V.6 Современное развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации характеризуется все возрастающим значением сферы услуг, что в определенной степени отражает и общемировые тенденции.

Сфера услуг – огромный и динамично развивающийся сегмент мирохозяйственных связей. Общий стоимостной объём международной торговли услугами в последние годы превышает 2 трлн. долл., что составляет уже около 25% общего объёма мировой торговли товарами. Однако это соотношение стоимостных объемов коммерческих услуг и товаров в мировой торговле заведомо существенно занижено, поскольку многие виды услуг не находят необходимого отражения во внешнеторговой статистике. Так, например, при стоительстве крупных машиностроительных объектов за рубежом поставщик, как правило, не выделяет в контракте целый ряд важных и дорогостоящих инженерно-консультационных услуг (шеф-монтажные работы, услуги по послепродажному обслуживанию и обучению местного персонала и др.). Расходы на упомянутые сопутствующие услуги при экспорте комплектного оборудования и стоительство объектов “под ключ” могут составлять более 40% общей стоимости контракта. Вне статистики оказываются также многие виды посреднических, строительных, банковских и др. услуг. По оценкам западных экспертов фактические стоимостные объемы мирового экспорта услуг к 2020 г. могут сравняться с мировым экспортом товаров.

Международная торговля услугами в определяющей степени отражает быстроразвивающийся сектор услуг в экономике практически всех промышленно развитых стран. Если ещё в конце 50-х годов доля всех видов услуг в формировании ВВП западных стран составляла около 55%, то к концу XX-го столетия этот показатель уже превышает 70%.

Научно-технический прогресс в промышленно развитых странах обусловил значительный рост производительности труда в основных товаропроизводящих отраслях, значительную диверсификацию потребительских предпочтений, что обеспечило необходимость и возможность перетока капитала и трудовых ресурсов в сферу услуг. По мере насыщения внутреннего рынка товарами и роста уровня жизни населения с необходимостью росла потребность в различных формах услуг, что и инициировало переток указанных важнейших факторов производства в этот сектор. В настоящее время в США, например, в сфере услуг занято уже около 80% работающих.

Научно-технический прогресс существенно повлиял и на структурное содержание этого сектора торговли, поскольку производство современных услуг сосредоточено в высокотехнологичных отраслях: телекоммуникации и инфрмационные технологии, банковские и финансовые операции, космические исследования и пр.

Услуги – весьма специфический товар, чаще всего лишенный овеществлённой формы, однако, как и обычный товар, преназначен удовлетворить ту или иную потребность потребителя.

Специфичность услуги как товара обусловливает ряд особенностей, существенно отличающих международную торговлю услугами от обычных форм торговли товарами.

Во-первых, существует тесная связь международной торговли услугами с традиционной торговлей товарами. Экспорт комплектного оборудования, например, сопровождается целым комплексом сопутствующих инжиниринговых услуг: проектные услуги, разработка технологий, шеф-монтажные работы и проч. В то же время торговля услугами в свою очередь активно содействуют развитию торговли товарами. Так, маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и другие виды подобных услуг способствуют расширению торговли товарами и повышению её экономической эффективности.

Во-вторых, услуги, главным образом – не овеществлённые, производятся и потребляются практически одновременно, их невозможно произвести и хранить в ожидании благоприятной рыночной конъюнктуры, как это зачастую практикуется при торговле товарами. Так, туристические, транспортные, медицинские и многие др. виды услуг начинают производиться только при наличии конкретного потребителя, и его готовности потребить эти услуги на согласованных условиях.

В-третьих, регулирование международной торговли услугами обеспечивается в большой сттепени на основе внутренних, национальных законов, правил и норм. Вплоть до 1995 г. не существовало международных многосторонних норм, призванных регулировать международный обмен всеми видами услуг, что обусловлено самим характером услуг как товара.

Как иэвестно, транспортное и коммуникационное обслуживание, финансовые и страховые услуги, наука, здравоохранение и многие другие важные отрасли сферы услуг находятся, как правило, или в полном распоряжении государства, или им контролируется, в связи с чем эти отрасли более эффективно защищены государством от конкуренции иностранных поставщиков услуг. А это означает, что в международной торговле услугами более значимы национальные административные, государственные средства регулирования и более жёсткие условия конкуренции.

В - четвёртых, многие виды услуг не находят адекватного отражения во внешнеторговой статистике, поскольку они не носят трансграничного характера, т. е. производитель и потребитель услуг находятся на одной таможенной территории и услуга не пересекает таможенную границу. Это приводит к тому, что статистика международной торговли услугами страдает большими неточностями и носит достаточно приблизительный характер.

Расширение номенклатуры и стоимостных объёмов международной торговли услугами, повышение роли этого вида деятельности в мирохозяственных связях обусловили острую потребность в разработке международной системы её регулирования. Такая система была разработана и принята в рамках Уругвайского раунда переговоров ГАТТ в 1986-1994 гг. и получило название Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Впервые в мировой практике в тексте ГАТС дано определение термина ”торговля услугами” как их трансграничное перемещение, а также как их производство и потребление иностранными юридическими и физическими лицами на таможенной территории страны-участницы Соглашения. В соответствии с этим определением под международными торговыми операциями в сфере услуг ГАТС подразумевает четыре вида поставок:

трансграничные поставки (cross-boarder suply) с таможенной территории одной страны на территорию другой страны, при которой в момент оказания услуги поставщик услуги и её потребитель находятся по разные стороны таможенной границы (например,- поставка доклада о выполненном маркетинговом исследовании);

потребление за рубежом (consumption abroad), т.е. поставка услуг на таможенной территории одной страны потребителям из других стран (туристические, медицинские, образовательные услуги и пр.);

коммерческое присутствие (commercial presence), поставка услуги, произведенной юридическим лицом – поставщиком услуг одной страны на таможенной территории другой страны (филиалами зарубежных банков, консультационными и пр. фирмами-нерезидентами);

присутствие физических лиц (presence of natural persons providing services). В этом случае услуги предоставляются физическим лицом одной страны, временно присутствующим на таможенной территории другой страны (консультации, аудиторские услуги и др.);

Как следует из приведенных форм поставок, торговля услугами может осуществлятся как трансграничным перемещением услуг из страны в страну, так и перемещением производителей и потребителей услуг. Потребление услуг в стране их производства иностранным потребителем, находящимся там, понимается как экспорт услуги в страну потребителя. В равной степени перемещение иностранного производителя услуг в страну их потребления также рассматривается как экспорт в страну потребления.

Современное экономическое развитие Российской Федерации характеризуется всё возрастающим значением сферы услуг, что в определённой степени отражает общемировую тенденцию. По данным Госкомстата РФ удельный вес услуг в формировании структуры ВВП России увеличился с 1990 г. почти на 20% и достигает в последние годы почти 50%.

Доля занятых в сфере услуг России в настоящее время составляет около 50% от общего числа занятых в российской экономике, хотя рост числа занятых в сфере услуг обусловлен, в большой степени спадом производства в основных товаропроизводящих отраслях.

По данным Меморандума о внешнеторговом режиме России, представленном Правительством РФ Директорату ВТО, в образовании, культуре и искусстве работают более 11% от общего числа занятых, в торговле и общественном питании – около10%, на транспорте и связи – почти 8%, в здравоохранении – около 7%, в сфере бытового обслуживания – почти 5%, а в банковской сфере – немногим более 1%.

На мировом рынке услуг Россия занимает весьма слабые позиции, обусловленные достаточно ограниченной структурой предлагаемых услуг, а также значительной несбалансированностью экспорта и импорта. Структура и стоимостные объёмы внешней торговли услугами России характерны скорее для большинства развивающихся стран, нежели для промышленно развитых.

Статья “Торговля услугами” впервые появилась в платёжном балансе РФ только в 1993 г. Основными статьями экспорта услуг в тот год были транспортные услуги, удельный вес которых составил около 45%, а также туристические – около 30%. На услуги по коммерческим запускам в космос, в сельскохозяйственном и промышленном секторах – около 5%. В незначительных объемах экспортировались также консультационные, маркетинговые и пр. услуги.

Объём внешней торговли РФ услугами в период до 1997г. рос достаточно стабильно и увеличился более чем на 47%, достигнув в указанном году 33,9 млрд. долл., в основном за счёт роста импорта услуг. В последующие годы рост объемов торговли услугами в целом сохранился (2002 г. – 35,1 млрд. долл.).

Россия является нетто–импортёром услуг и в 2001 г., например, объём импорта услуг почти в два раза превысил объём экспорта. Внешняя торговля услугами, таким образом, является дополнительной и весьма масштабной статьёй расходов пратёжного баланса России.

Стоимостные объёмы экспорта услуг значительно уступают соответствующим показателям мировых лидеров торговли услугами. Так, например, в 2001 г. объём российского экспорта услуг был почти в 25 раз ниже соответствующего показателя США (262,9 млрд. долл.), в десять раз ниже уровня Великобритании, в 7-8 раз - Германии и Франции, в пять раз меньше Италии и Испании и в два с половиной раза – Швейцарии и даже Сингапура.

Преобладающими статьями росийского экспорта услуг являются транспортные услуги, на долю которых в 2002 г. приходилось более 42% общего объёма услуг, а также зарубежные поездки (включая туризм) – более 32%.. Доля услуг в области связи составляют немногим менее 4%, а в сфере бухгалтерского учёта, налогообложения и маркетинга - около 2%.

К особенностям внешней троговли России услугами следует отнести весьма ограниченную номенклатуру экспортируемых услуг. Как следует из приведенных данных, на долю только двух видов услуг – транспортных и туристических приходится почти 75% всей стоимости экспорта услуг. В структуре российского экспорта практически полностью отсутствуют такие современные виды услуг, как информационные, консультационные, инжиниринговые, банковские, страховые, аудиторские и многие другие виды деловых услуг, пользующихся большим и всё расширяющимся спросом на мировом рынке. Слабо представлен и российский экспорт услуг в сфере образования, космических исследований и др. отраслях, хотя в большинстве перечисленных отраслей Россия имеет значительные предпосылки и резервы для существенной диверсификации номенклатуры и объемов экспортируемых услуг.

Причины такого положения кроются как в слабости маркетинговой работы отечественных производителей услуг, а также в недостаточном уровне развития отечественной инфраструктуры и технического обеспечения этого сегмента внешней торговли страны. Россия осуществляет экспорт услуг в основном через трансграничные поставки, в то время как промышленно развитые страны предоставляют большой объем услуг через свои предприятия, созданные для этих целей на таможенных территориях стран – потребителей услуг.

Основной статьей российского импорта услуг являются зарубежные поездки российских граждан как с туристическими, так и иными целями. На долю этой статьи приходится почти 56% всех валютных расходов на импорт услуг, на втором месте с достаточно большим отрывом – транспортные услуги – (около15%) и на третьем месте – строительные услуги – менее 2%. Как и в экспорте, российский импорт услуг характеризуется высокой концентрацией расходов только на два вида услуг – зарубежные поездки и транспортные услуги (более 70%).

Как уже отмечалось ранее, Россия на мировом рынке коммерческих услуг является нетто-импортёром практически во всех статьях, за исключением транспортных услуг. По оценке ВТО среди 40 крупнейших участников мировой торговли коммерческими услугами Россия занимает 31-е место по экспорту услуг - менее 1% (главным образом благодаря транпортным услугам) и 19-е место по импорту - 1,2% (благодаря туризму).