42 Сектор услуг мирового хозяйства
Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обмена между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.
Основу рынка составляет огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг. Предоставление услуг — наиболее динамичная статья внешней торговли. В 90-е гг. доля всех видов услуг в ВВП развитых стран достигла 70%. По данным МВФ, стоимость оказанных услуг в 1994 г. равнялась 1100 млрд долл., что составляет около 25% общей величины экспорта. В 1997 г. эта цифра увеличилась на 1/3 и составила 1500 млрд долл.
Появлению и развитию рынка услуг логически и исторически предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция товаропроизводителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок — рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины. В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, маркетинге и распределении товаров способствуют интернационализации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса — повышение наукоемкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга.
В целом основными стимулами роста международных услуг являются:
• развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;
• долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например в области туризма;
• деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности, как известно, приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными промышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень благосостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП. Это касается прежде всего предоставления производственных услуг, связанных с производством товаров (страхование, финансовые, транспортные услуги);
• переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг. За последние десять лет средние темпы роста занятых в сфере услуг составляют 5,7%, а к 2000 г. большинство американских промышленных компаний значительно сократит численность своего среднего управленческого звена и заменит их независимыми консультантами. Это скажется, во-первых, на издержках производства, снижение которых приведет к росту конкурентоспособности товаров, а, во-вторых, — на росте консультационных услуг;
• индифферентность к невосполнимым природным ресурсам и развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающее малоэффективный экспорт.
Международный рынок услуг развивается более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров. Для двухкратного роста услуг потребовалось всего лишь 7-8 лет, а для подобного расширения рынка товаров — 15. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот период она увеличилась в 2,5 раза. Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли увеличился с 155 млрд долл. в 1975 г. до 10 трлн долл.в 1982—1992 гг. За послевоенные десятилетия объем мировой торговли товарами и услугами вырос в 30 раз. Доля экономически развитых стран составляет примерно 80%. Если же учитывать и объем торговли услугами новых индустриальных стран, то эта доля составит более 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в начале 90-х гг. приблизился к 30% (см. табл. 6.1).
Таблица 6.1
Динамика мирового экспорта услуг
Экспорт | 1970 г. | 1975 г. | 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | 1997 г. |
Экспорт, млрд долл. Экспорт услуг / экспорт товаров, % | 72,8 25
| 119,4 24,5
| 242,5 22,3
| 396,1 23,1
| 770 20
| 1000 33
|
Услуги все сильнее влияют на внешнюю торговлю товарами, особенно наукоемкими. Расширяется сфера привлечения услуг для поставки товаров от анализа товарных рынков и до технического обслуживания проданных товаров. Приблизительно 3/4 объема всех услуг — услуги, связанные с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инжиниринговые, консалтинговые и т.д.).
Но в последнее время развитие сферы услуг вдет не так динамично, как ранее. Темпы роста услуг начинают снижаться, что связано с определенными факторами, в частности:
• отсутствуют универсальные принципы и инструменты торговли, признанные и используемые в товарной торговле — перемещение товаров к потребителю считается более целесообразной формой торговли, в сфере же услуг это лишь одна из форм торговли, причем не самая крупная;
• широкая конкуренция.
Для устранения таких ограничений в 1986г. в рамках «уругвайского раунда» был создан комитет по торговле услугами. В 1987 г. были обоснованы принципы и правила, регулирующие торговлю услугами, а в 1990 г. - подготовлен проект Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Для последних лет характерна либерализация международной торговли услугами.
Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня основными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций. Американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, в два раза превышающую экспорт услуг США, половина которого приходится на ТНК.
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой, активное сальдо платежных балансов которых выросло за последнее десятилетие практически в 7 раз. Такое увеличение связано в первую очередь с развитием факторных услуг. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Но развитие услуг и в этих странах неравномерно. Доля первой пятерки стран превышает 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны — США, Великобританию, ФРГ, Францию — приходится 44% мирового экспорта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.
Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя некоторые являются крупными их экспортерами, например Южная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.
Восточно-европейские страны достигли определенных успехов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экспорте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахтовых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных и ряда других современных услуг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качество предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высокий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.
Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (см. табл. 6.2). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оценкам экспертов, доля занятых в Японии к 2000 г. увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как высокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать превратное впечатление о значимости (доле) услуг для национальной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности.
Таблица 6.2Показатели роли сферы услуг в экономике
Страны
| Доля сектора услуг в ВНП | Доля занятых в сфере услуг | ||||||
частные услуги | темп роста | государ-ственные услуги | темп роста | частные услуги | темп роста | государ-ственные услуги | темп роста | |
Великобритания | 43 | — | 14 | — | 47 | — | 22 | — |
США | 58 | 3,2 | 13 | 1,2 | 59 | 2,6 | 48 | 0,9 |
Франция | 49 | 3,5 | 13 | 2,3 | 48 | 2,6 | 19 | 0,9 |
ФРГ | 47 | 4,9 | 12 | 4,7 | 41 | 0,4 | 16 | 2,2 |
Япони | 56 | 4,5 | 9 | 3,8 | 55 | 2,4 | 7 | 1,1 |
Источник: Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13.
Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.
Иногда для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии.
Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешнеэкономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов
- Глобальные проблемы человечества
- 2.1. Нерациональное природопользование
- 2.2. Проблема отходов
- Понятие мировой экономики и история становления мирового хозяйства.
- 2.1. Возникновение мирового рынка
- 2.3. Возникновение мировой экономики.
- 6. Структурализм и концепция «Третьего мира» в мировом хозяйстве
- 11. Циклы кондратьева и технологические уклады
- 12. Деловые циклы в мировой экономике
- 1.Новый экономический курс развития России: кадры решают все!
- 2. Распределение квалифицированной рабочей силы в мировом сообществе и его влияние на уровень развития экономики
- 3. Обеспечение интеллектуальной безопасности страны – новая социально – экономическая проблема России
- 1. Методические основы концепции устойчивого развития
- 1.2 Сущность концепции устойчивого развития
- 1.1 Международное движение капитала
- 37 Отраслевая структура мир.Эк. И структурные изменения в мир эк в 21 веке
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- 38. Международная классификация основных продуктов
- 39 Меж.Народ.Классификация видов экономической деятельности
- 40 Сельскохозяйственный сектор мирового хозяйства
- 1. Аграрный сектор экономики
- 1.1 Аграрная экономика
- 1.2 Особенности аграрного сектора
- 41Промышленный сектор мирового хозяйства
- 42 Сектор услуг мирового хозяйства
- 42. Понятие мировой торговли услугами и ее значение
- 45. Мировые рынки образовательных услуг. Тенденции развития и национальные политики в области экспорта образовательных услуг
- 46. Финансовый Сектор
- 1. Вмешательство, регулирование и роль государства в моровой финансовый сектор и рынок ценных бумаг
- 2. Движение от «альфа-рынков» к «бета-рынкам»
- 3. Реинвестирование заемных средств.
- 4. От разделения к консолидации на финансовых рынках
- 5. От опасений покупателя к опасениям продавца
- Становление и развитие мировых финансовых центров
- 1.2 Краткая характеристика мировых финансовых рынков
- 1. Специализация ведущих финансовых центров.
- 2. Лондон как крупнейший финансовый центр мира.
- 3. Лондон, Нью-Йорк и Токио - управляющие мировой финансовой системы.
- 4. Роль слияний и поглощений на мировом финансовом рынке.
- 47. Типы и факторы экономического роста