45. Мировые рынки образовательных услуг. Тенденции развития и национальные политики в области экспорта образовательных услуг
Рассмотрим тенденции развития и национальные политики в области экспорта образовательных услуг по странам.
Австралия и Новая Зеландия
В Австралии разработаны и приняты организационные и программные стратегии интернационализации высшего образования и экспорта образовательных услуг. Организационные стратегии включают поддержку вузовских инициатив через политические решения и административные системы страны. Программные стратегии включают в себя следующее: международные студенческие программы; интернационализацию образования посредством интернационализации содержания образовательных программ; международные программы обмена; дистанционное образование и образовательные услуги в зарубежных филиалах; международное научно-техническое сотрудничество и разнообразные курсы профессиональной подготовки, включая краткосрочные и заказные курсы; программы поддержки иностранных студентов. Внедрение этих стратегий, а также финансовая поддержка со стороны как правительства Австралийского содружества в целом (более половины доходной части бюджета вузов Австралии обеспечивается правительством Австралийского содружества (в 2001 г. - 61 %), так и отдельных регионов позволяют постоянно наращивать количество иностранных студентов в австралийских вузах. Кроме того, на основе разработанных критериев эффективности образовательной деятельности университетов правительство через выделение грантов стимулирует работу по повышению качества предоставляемых образовательных услуг, разработку новых экспорто-направленных образовательных программ. По итогам ежегодной проверки качества подготовки специалистов каждому университету присваивается определенный рейтинг и в соответствии с ними вуз получает дополнительно 60-80 млн. австралийских долл.). Кроме того, предоставляются индивидуальные гранты преподавателям.
Огромное внимание уделяется созданию на зарубежном рынке образовательных услуг позитивного имиджа австралийских университетов, проведению мощных информационно-рекламных кампаний. Созданы общенациональные маркетинговые службы. Австралийские университеты активно участвуют в международных образовательных выставках - ярмарках. Действует общенациональная служба ЮР (International Development Program).
Великобритания
Британские университеты стабильно занимают второе место по числу обучающихся иностранных студентов, уступая только США.
Ведется работа по расширению финансирования обучения и научных исследований иностранных студентов в британских вузах через предоставление стипендий, как Британским Советом, так и другими независимыми фондами и отдельными университетами. Наблюдается тенденция к расширению географических рамок и приоритетов в предоставлении стипендий иностранным студентам и исследователям. Основное финансирование Британского Совета осуществляется Министерством иностранных дел Великобритании, а также другими государственными департаментами и агентствами, частными и университетскими фондами и благотворительными организациями, около половины бюджета формируется за счет продажи услуг. Все это способствует постоянному увеличению количества иностранных студентов. В Великобритании наибольшее число иностранных студентов - граждане КНР - более 20 тысяч человек, далее следуют Малайзия (более 10 тысяч), США (10 тысяч), Гонконг (около 9 тысяч), Индия (7600), Япония (более 6 тысяч). Российских студентов в Великобритании обучается более полутора тысяч. Таким образом, численность иностранных студентов приблизилась к четверти миллиона человек, несмотря на то, что эта Великобритания - одна из самых дорогих для учебы и проживания иностранных студентов. О расходах на обучение и проживание в этой стране речь пойдет ниже.
Следует отметить, что вклад иностранных студентов в экономику Великобритании составляет 5,3 млрд. долларов в год и имеет тенденцию к увеличению.
Германия
Федеральным министерством внутренних дел Германии, министерствами федеральных земель разработана специальная программа мер по привлечению в страну иностранных студентов, разработаны мероприятия по усилению международной «привлекательности» немецких вузов; улучшению качества образовательных услуг на всех уровнях; большему учету запросов зарубежных стран. Максимально упрощено получение въездных виз в Германию для иностранных студентов, их срок пребывания в Германии увеличен с 10 до 15 лет. После чего разрешение на жительство можно продлить не на год, как раньше, а на два. В каждом государственном вузе Германии специально резервируется 5 % мест для иностранных студентов. Многие высшие учебные заведения начали обучение иностранных студентов на английском языке.
.
Соединенные Штаты Америки
США являются мировым лидером по числу обучающихся в стране иностранных студентов.
Основная задача — продвижение на международный рынок образовательных услуг по уже существующим учебным программам. Конкретные меры: объединение усилий всех структур, участвующих в процессе высшего образования, по привлечению иностранных студентов для обучения в США; снятие барьеров, препятствующих студенческой мобильности; оптимизация функционирования фондов и других структур, обеспечивающих существование программ студенческого и академического обмена; использование и развитие современных технологий обучения и т.д. Но такой подход был подвергнут критике, особенно на ежегодных конференциях NAFSA (Ассоциация международного образования). Основной аргумент: мир не стоит на месте и нужно предлагать все новые и новые образовательные продукты.
Политика департамента образования США направлена на:
распространение информации об образовательной политике и практике США, обеспечении лидирующей роли страны в вопросах экспорта образования, целенаправленную работу с соответствующими партнерами в других;
изучение эффективной практики других стран в области высшего образования с целью улучшения высшего образования в США;
поддержку международной и экономической политики США путем укрепления связей с другими странами в области образования и создания благоприятных условий для экспорта образовательных услуг.
Для осуществления данной политики департамент образования США разрабатывает и принимает участие в различных программах и мероприятиях, в числе которых образовательная информационная сеть США; национальный центр по статистике образования, совместные программы обмена по образованию, ежегодные международные недели образования, проведение встреч, семинаров, участие в международных зарубежных конференциях, форумах, образовательных выставках.
Страны Азии
Энергично наращивают усилия в области международного образования экономически развитые страны Азии, прежде всего Япония (в настоящее время - более 70 тысяч). Быстро прогрессирует Китай, который за последние 10 лет увеличил количество обучающихся в китайский вузах иностранцев в восемь раз (до 40 тысяч человек). В последние годы в экономику образования вложил многие миллионы долларов Сингапур, также превратившийся в крупный международный образовательный центр, активно использующий различные современные, в том числе дистанционные формы обучения.
- Глобальные проблемы человечества
- 2.1. Нерациональное природопользование
- 2.2. Проблема отходов
- Понятие мировой экономики и история становления мирового хозяйства.
- 2.1. Возникновение мирового рынка
- 2.3. Возникновение мировой экономики.
- 6. Структурализм и концепция «Третьего мира» в мировом хозяйстве
- 11. Циклы кондратьева и технологические уклады
- 12. Деловые циклы в мировой экономике
- 1.Новый экономический курс развития России: кадры решают все!
- 2. Распределение квалифицированной рабочей силы в мировом сообществе и его влияние на уровень развития экономики
- 3. Обеспечение интеллектуальной безопасности страны – новая социально – экономическая проблема России
- 1. Методические основы концепции устойчивого развития
- 1.2 Сущность концепции устойчивого развития
- 1.1 Международное движение капитала
- 37 Отраслевая структура мир.Эк. И структурные изменения в мир эк в 21 веке
- 1. Ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).
- 2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.
- 3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ввп; одновременно возрастает его эффективность.
- 6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие произошли изменения — увеличилась доля продукции обрабатывающей промышленности.
- 38. Международная классификация основных продуктов
- 39 Меж.Народ.Классификация видов экономической деятельности
- 40 Сельскохозяйственный сектор мирового хозяйства
- 1. Аграрный сектор экономики
- 1.1 Аграрная экономика
- 1.2 Особенности аграрного сектора
- 41Промышленный сектор мирового хозяйства
- 42 Сектор услуг мирового хозяйства
- 42. Понятие мировой торговли услугами и ее значение
- 45. Мировые рынки образовательных услуг. Тенденции развития и национальные политики в области экспорта образовательных услуг
- 46. Финансовый Сектор
- 1. Вмешательство, регулирование и роль государства в моровой финансовый сектор и рынок ценных бумаг
- 2. Движение от «альфа-рынков» к «бета-рынкам»
- 3. Реинвестирование заемных средств.
- 4. От разделения к консолидации на финансовых рынках
- 5. От опасений покупателя к опасениям продавца
- Становление и развитие мировых финансовых центров
- 1.2 Краткая характеристика мировых финансовых рынков
- 1. Специализация ведущих финансовых центров.
- 2. Лондон как крупнейший финансовый центр мира.
- 3. Лондон, Нью-Йорк и Токио - управляющие мировой финансовой системы.
- 4. Роль слияний и поглощений на мировом финансовом рынке.
- 47. Типы и факторы экономического роста