Этно-территориальные конфликты в Грузии
Напряженность в Грузии стала ощущаться до распада СССР. Это было связано с существованием застарелых этно-политических противоречий в двух автономных образованиях Грузии – Абхазской АССР и Юго-Осетинской автономной области.
После большевизации Грузии в 1921 г. (см. т. 1 наст, изд.) советское руководство создало на территории будущей Грузинской ССР две юридически равноправные этно-территориальные единицы – Абхазскую Советскую Социалистическую Республику и Грузинскую Советскую Социалистическую Республику, которые были поставлены между собой юридически в федеративные отношения. Такой ситуация оставалась около 10 лет, и только в 1931 г. статус Абхазии по настоянию грузинского руководства и с согласия Москвы был изменен таким образом, что в правовом отношении она стала автономной республикой Грузии.
В советские годы население Абхазской АССР неоднократно пробовало мирным путем добиваться выхода из состава Грузии и присоединения к России, но всякий раз – неудачно. Настроения в пользу независимости от Грузии имели глубокие корни среди абхазского населения. В начале XX в. абхазы составляли большинство населения этого региона, но впоследствии демографические пропорции в крае изменились за счет миграции в Абхазию населения из сопредельных районов Грузии – прежде всего из Мегрелии (Зугдидского района). К концу XX в. грузины (преимущественно мегрелы) составляли в Абхазии уже 44% населения, сами абхазы – 18%, а остальную часть (38%) составляли русские, армяне и греки.
Демократические тенденции конца 80-х годов раскрепостили политическую жизнь и стимулировали сторонников самостоятельности Абхазии. 18 марта 1989 г. сход абхазского населения в селе Лыхны (древней резиденции абхазских князей) принял решение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении статуса Абхазии как союзной республики в составе СССР, который она юридически имела до 1932 г.
В Сухуми стали говорить об отделения от Грузии на основе реализации права на самоопределение. Эти события напугали грузинскую часть населения Абхазии, страхи которого перекинулись в другие части Грузии. В Тбилиси начались митинги протеста грузинского населения. Их участники обвиняли руководство СССР в нежелании «обуздать» абхазский сепаратизм. «Абхазский вопрос» спровоцировал в апреле 1989 г. в Тбилиси проведение многодневного митинга, во время разгона которого силами подразделений МВД и войск Закавказского военного округа имелись человеческие жертвы.
Грузинское правительство делало в адрес Абхазии угрожающие заявления. Абхазские радикалы обратились за поддержкой к северокавказским народам. В Сухуми в августе 1989 г. собралась конференция Ассоциации горских народов Кавказа, которая приняла решение о создании Конфедерации горских народов, приступившей к созданию собственных военизированных формирований из добровольцев. В деятельности конфедерации приняли участия активисты прежде всего из республик, где имелись группы населения адыгской языковой семьи, к которой принадлежат абхазы – Кабардино-Балкарии (кабардинцы) и Карачаево-Черкесии (черкесы). По политическим соображениям к ним примкнули представители Чечни. Руководство конфедерации действовало отчасти в контакте со спецслужбами СССР, отчасти – самостоятельно и вопреки рекомендациям последних.
17-18 ноября 1989 г. Верховный совет Грузии принял резолюцию с осуждением «аннексии Грузии большевиками» в 1921 г. Это вызвало подозрения абхазов по поводу того, что грузинские лидеры ведут дело к выходу Грузии из СССР. Абхазское руководство стало активнее прорабатывать вопрос о выходе Абхазии из состава Грузии.
Летом 1990 г. Верховный совет Абхазии принял собственную декларацию о суверенитете. Это не было провозглашением независимости, но означало намерение абхазских властей расширить сферу своих полномочий и ограничить власть Тбилиси. Грузинское правительство не признало законности декларации. Антиабхазские настроения в грузинском обществе были обыграны националистами, объединившимися вокруг Звиада Гамсахурдиа (мегрела), который стал руководителем блока «Круглый стол – свободная Грузия». 28 октября 1990 г. на выборах в Верховный совет Грузии этот блок одержал победу, и его лидер возглавил государство, неосмотрительно провозгласив лозунг «Грузия – для грузин».
Москва негативно реагировала на избрание З.Гамсахурдиа, справедливо считая его националистом-радикалом. Учитывая ее позицию и воинственные намерения Конфедерации горских народов, которая заявляла о готовности оказать помощь Абхазии в случае ее конфликта с Тбилиси, президент Грузии пошел на уступки требованиям Сухуми. Он согласился с предложением провести выборы в Верховный совет Абхазии по квотам. Благодаря квотному принципу число депутатов-абхазов в абхазском парламенте оказалось несколько больше, чем грузин, а вместе с представителями других негрузинских этнических групп они получили большинство. В декабре 1990 г. председателем Верховного совета Абхазии был избран (с ведома З.Гамсахурдиа) Владислав Ардзинба – профессор филологии, до того занимавшийся научной работой в Москве.
К весне следующего года между Сухуми и Тбилиси обострился конфликт. 17 марта 1991 г. население Абхазии во время проведения референдума о сохранении СССР высказалось «за», нарушив запрет З.Гамсахурдиа проводить его на территории Грузии. Тбилисские власти стали угрожать Верховному совету Абхазии роспуском. «В ответ» абхазское правительство добилось от Москвы решения о передислокации в Абхазию батальона ВДВ, который в этот момент выводился из Прибалтики.
На территории Абхазии и в прилежащих к ней районах Западной Грузии (Мегрелии) начались вооруженные столкновения между группами грузин (мегрелов) и абхазов. Последних поддерживали боевики Конфедерации горских народов. Среди них выделялись активностью чеченцы, влияние которых стало расти после того, как в октябре 1991 г. «президентом» Чечни стал генерал советской армии Джохар Дудаев, служивший перед этим долгое время в одной из частей ВВС СССР в Эстонии и сочувствовавший эстонскому национализму. Чеченский руководитель фактически перестал подчиняться Москве, и в Чечне возник очаг мятежа против федеральной власти Российской Федерации. Создав собственные вооруженные отряды, чеченский режим мог оказывать помощь абхазам по собственному усмотрению. Вот почему абхазское правительство, продолжая обращаться за помощью к России, одновременно стремилось к сближению с Д.Дудаевым, который был его противником. Параллельно в Сухуми старались укрепить связи с Конфедерацией горских народов. Абхазия практически оказалась вне власти центрального грузинского правительства.
В Тбилиси росло недовольство политикой З.Гамсахурдиа. В январе 1992 г. в Грузии произошел государственный переворот. Формирования «Военного совета» Грузии во главе с Тенгизом Китовани и Джабой Иоселиани свергли президента З.Гамсахурдиа, который бежал сначала в родные места, в Мегрелию, а затем – на территорию России, в Чечню, под защиту Д.Дудаева. В марте 1992 г. в билиси прибыл из Москвы Э.А.Шеварднадзе, который вместе с лидерами «Военного совета» возглавил так называемый Государственный совет Грузии. Летом 1992 г. Э.А.Шеварднадзе был избран главой Верховного совета Грузии.
Против сторонников З.Гамсахурдиа начались репрессии, в том числе в Мегрелии. Мегрелы, только что бывшие противниками Конфедерации и Абхазии, которую та поддерживала, оказались в ситуации, когда они были вынуждены просить у конфедератов помощи против правительственных войск, направленных в Западную Грузию из Тбилиси. Было ясно, что войска имеют приказ уничтожить и сопротивление звиадистов, и самостоятельность Абхазии. На время возникла непрочная коалиция сторонников З.Гамсахурдиа в Мегрелии, чеченских отрядов и абхазов против сил центрального грузинского правительства. Но руководство Абхазии понимало недолговечность блока с боевиками З.Гамсахурдиа и Д.Дудаева. Не полагаясь на союз с ними, В.Ардзинба стал искать соглашения с Россией.
Между тем, в феврале 1992 г. новые власти в Тбилиси отменили грузинскую конституцию 1978 г. и восстановили действие старой, принятой в 1921 г. Руководство Абхазии воспользовалось этим. Оно тоже провозгласило отмену конституции Абхазской АССР 1978 г. (в которой было зафиксировано пребывание Абхазии в составе Грузинской ССР) и восстановление конституции Абхазской Советской Социалистической Республики 1925 г., согласно которой Абхазия была союзной республикой в составе СССР. Госсовет Грузии объявил решение абхазского парламента недействительным. В Абхазии началась вооруженные столкновения между боевиками абхазского правительства и силами Госсовета Грузии.
24 июня 1992 г. в Дагомысе состоялась встреча президента России Б.Н.Ельцина и Э.А.Шеварднадзе, на которой обсуждались ситуации в Абхазии и Южной Осетии (где в это время тоже развивался вооруженный конфликт между осетинским и грузинским населением). Российское руководство было радо свержению режима З.Гамсахурдиа и не хотело наносить удар по престижу нового грузинского руководства. Задачей переговоров была выработка компромисса, который позволил бы сохранить территориальную цело-стность Грузии и одновременно расширить права входящих в нее национально-территориальных образований.
По Южной Осетии компромисса удалось достигнуть (см. ниже). Обсуждение абхазского вопроса было решено перенести в Москву на встречу представителей России, Грузии и Абхазии. В августе она состоялась. Было подписано соглашение, по которому Грузия получила право сохранять в Абхазии войска «в пределах согласованного лимита». Россия подтвердила признание Абхазии частью Грузии. Абхазская сторона была недовольна московским соглашением.
Ввиду российско-грузинского сближения В.Ардзинба безрезультатно пытался установить контакт с Турцией. Абхазское руководство заявило о намерении принять новую конституцию Абхазии осенью 1992 г. Было ясно, что республика будет провозглашена независимым государством. 14 августа 1992 г. началось наступление грузинских войск на Сухуми, поводом для чего послужила необходимость восстановить контроль над железнодорожным сообщением через Абхазию, которое нарушалось из-за нападений на поезда со стороны как абхазских, так и мегрельских формирований. Началась война. Абхазское правительство переехало из Сухуми в г. Гудаута, где располагалась российская военная база, допускать на территорию которой грузинские войска российское военное командование не намеревалось.
Абхазское руководство стало активнее переориентироваться на соглашение с Россией ценой разрыва с Чечней и Конфедерацией горских народов, в которой возрастало чеченское влияние. Российские военные в Абхазии, защищая себя и свои семьи в зоне войны между абхазскими силами и грузинскими войсками, были заинтересованы в недопущении грузинских войск вглубь абхазской территории. Но они не имели намерения вступать в конфликт с грузинской армией, не получая соответствующих приказов от командования. В ряде случаев российским армейским командирам на местах приходилось принимать решения сообразно текущей обстановке. Президент Б.Н.Ельцин был склонен придерживаться московских договоренностей (1992 г.) с Э.А.Шеварднадзе, но Верховный совет России под влиянием проабхазски настроенных депутатов занял антигрузинскую позицию. Руководители северокавказских республик России и представлявшие эти республики депутаты Верховного совета России были на стороне Абхазии и оказывали давление на президента Б.Н.Ельцина в антигрузинском духе. Правительство колебалось между президентом и парламентом. Влияние Верховного совета России на внешнюю политику осенью 1992 г. (до конфликта парламента с президентом в октябре 1993 г.) было довольно значительным.
Грузинские регулярные войска к началу сентября 1992 г. заняли около половины территории Абхазии, включая Сухуми. Однако боевые действия показали невысокую боеготовность грузинской армии. Спустя несколько месяцев абхазская сторона смогла перейти в контрнаступление и заметно потеснить грузинские войска. Из районов, занятых абхазами, начался исход грузинского (мегрельского) населения.
27 июля 1993 г. в Сочи при посредничестве России грузинские и абхазские представители подписали соглашение о прекращении огня. Оно было сразу же нарушено. Война продолжилась. К сентябрю 1993 г. абхазские формирования взяли Сухуми и нанесли решающее поражение грузинской армии. Линия фронта стабилизировалась по реке Ингури. 20 сентября 1993 г. Абхазия провозгласила себя независимой. С ее территории было изгнано по разным подсчетам от 150 до 200 тыс. грузинских беженцев (преимущественно мегрелов).
Грузинское правительство пыталось убедить Б.Н.Ельцина прекратить помощь Абхазии. Еще в феврале 1993 г. был подписан грузино-российский договор о дружбе и сотрудничестве (Государственная Дума России его не ратифицировала). В октябре 1993 г. – договор о статусе российских военных баз в Грузии. Грузинское правительство вопреки мнению парламента Грузии согласилось продлить пребывание российских баз на грузинской территории (в Гудауте, Батуми, Вазиани и Ахалкалаки). В октябре 1993 г. Э.А.Шеварднадзе принял решение о вступлении Грузии в СНГ, и 9 декабря 1993 г. она присоединилась к Содружеству. Но взаимопонимания по абхазскому вопросу между Россией и Грузией не получалось. 1 декабря 1993 г. в Москве при посредничестве России был подписан документ о путях нормализации обстановку в Абхазии. В нем не были упомянуты ни территориальная целостность Грузии, ни суверенитет Абхазии. В целях более полного урегулирования спора в декабре 1993 г. в Женеве под эгидой ООН были организованы грузино-абхазские переговоры.
Тем временем, 31 декабря 1993 г. в Мегрелии был убит свергнутый президент Грузии З.Гамсахурдиа, тайно прибывший туда из Чечни по приглашению своих сторонников (похоронен в Грозном). Позиции Э.А.Шеварднадзе в Грузии укрепились, но это не упростило ситуацию. Стычки вдоль линии соприкосновения грузинских и абхазских сил продолжались.
2 апреле 1994 г. в Москве представителями Грузии, Абхазии, России и ООН были подписаны заявление о мерах политического урегулирования и соглашение о добровольном возвращении беженцев. Грузия добилась признания ее требования о возвращении в Абхазию изгнанного из нее грузинского населения. Но абхазская сторона, согласившись на него, фактически стала уклоняться от выполнения договоренностей. Напряженность сохранялась. В такой ситуации в Москве 14 мая 1994 г. было подписано новое соглашение о прекращении огня и разъединении грузинских и абхазских сил. В зону конфликта было решено направить международных наблюдателей.
В июне 1994 г. в Абхазию были введены коллективные силы СНГ по поддержанию мира, костяк которых составили российские войска. Их присутствие в зоне конфликта и прибытие наблюдателей ООН позволило начаться процессу стихийного возвращения грузинских беженцев в Гальский район Абхазии. Но Абхазия осталась вне контроля Грузии. Грузинское правительство было не удовлетворено таким вариантом урегулирования.
Конфликт в Юго-Осетинской автономной области был менее масштабным. Численность ее населения на 1989 г. составляла 99 тыс. человек (осетины – 60 тыс., грузины – 30 тыс., другие национальности – 9 тыс.). Напряженность в Южной Осетии возрастала со второй половины 1989 г., когда в области участились случаи столкновений между грузинами и осетинами и осетинское население стало активнее выражать недовольство. Ввиду численного преимущества последних число пострадавших среди грузин было больше.
10 ноября 1989 г. областной Совет народных депутатов Юго- Осетинской автономной области принял решение о ее преобразовании в автономную республику. Это решение было отменено Верховным советом Грузии. На фоне антиосетинских настроений из разных частей Грузии сначала стихийно, а потом при поддержке грузинских властей начался «марш на Цхинвали» (столицу Южной Осетии): на 400 ав тобусах несколько тысяч грузинских «добровольцев» отправились «на помощь грузинскому населению Южной Осетии». С большим трудом «марш» удалось остановить. Массовых стычек не произошло, но на пряженность осталась. Не все добровольцы разошлись по домам, часть их осталась в Южной Осетии, образовав группы, занимавшиеся грабежом.
Обострение обстановки произошло после выборов в Верховный совет Грузии 28 октября 1990 г., по итогам которых победил блок З.Гамсахурдиа. Лозунг «Грузия – для грузин» напугал осетинское меньшинство еще сильнее, чем абхазское. В Южной Осетии стали усиливаться сепаратистские настроения. 20 сентября 1990 г. сессия Юго-Осетинского областного Совета приняла решение о преобразовании области в «Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику» и обратилась в союзные органы власти с просьбой принять ее в состав СССР в качестве союзной республики. В октябре 1990 г. по решению советского руководства в Южную Осетию был срочно переброшен из Российской Федерации батальон внутренних войск, в задачи которого входило не допустить кровопролития ввиду нарастания межэтнической напряженности в области.
11 декабря 1990 г. Верховный совет Грузии отменил автоном ный статус Южной Осетии и отказался признать законность прове денных в декабре 1990 г. на ее территории выборов в «верховный совет». В Тбилиси было издано постановление о «реорганизации» органов региональной власти и введении в области прямого прези дентского правления. В январе 1991 г. грузинские войска вошли в Цхинвали и Джавский район Южной Осетии, где сепаратисты имели наиболее прочные позиции. На территории области были введены чрезвычайное положение и комендантский час. Вооруженные столк новения между осетинской и грузинской общинами стали приобре тать широкие масштабы. Были сформированы части «осетинской национальной гвардии». Относительно спокойной обстановка остава лась только в Цхинвали, поскольку там оставались части советской армии, подконтрольные правительству России. Их присутствие сдер живало действия грузинских сил.
После распада СССР, в январе 1992 г. в Цхинвали и районах Южной Осетии, не занятых грузинскими войсками, прошел референдум, участники которого высказались за присоединение Южной Осетии к России. Правительство Грузии решило подавить сепаратизм силой. Началась война. Потоки осетинских беженцев устремились в Россию, на территорию Северной Осетии. Бывшая югоосетинская автономия распалась на несколько частей. Районы с преимущественно грузинским населением были подконтрольны грузинским властям, а с преимущественно осетинским – югоосетинским. Повсюду происходили изгнания и перемещения людей, сопровождавшиеся убийствами и насилием.
Руководство Северной Осетии стало требовать от Москвы принятия жестких мер в отношении Грузии, грозя в противном случае расторжением Федеративного договора. В это время в Тбилиси пришел к власти Э.А.Шеварднадзе. Поскольку российское руководство не желало осложнять отношения с ним, с начала 1992 г. из Цхинвали начался постепенный вывод подразделений остававшихся там российских внутренних войск. Это решение вызвало негодование в Верховном совете России, под влиянием которого президент Б.Н.Ельцин предпринял попытку оказать давление на Тбилиси в югоосетинском вопросе. Грузинское руководство, склоняясь к уступке по менее важной для нее проблеме Южной Осетии, добивалось от Москвы встречных шагов в абхазском вопросе.
22 июня 1992 г. в Дагомысе, как уже говорилось, состоялась встреча Б.Н.Ельцина и Э.А.Шеварднадзе, вскоре после которой там же начались четырехсторонние переговоры по югоосетинской проблеме с участием России, Грузии, Южной Осетии и Северной Осетии. 24 июня 1992 г. в Сочи было заключены соглашения о прекращении огня и создании коридора для разъединения противоборствующих сторон («Дагомысское соглашение»). Решение этой задачи возлагалось на смешанные российско-грузино-североосетинские (добровольческие) силы.
Дагомысские соглашения остановили войну, но не привели к урегулированию. Функции управления в зоне конфликта были переданы контрольной комиссии и объединенному военному командованию. В состав миротворческих сил формально вошли контингенты грузинских и североосетинских добровольческих сил. Но вскоре оказалось, что грузинские формирования состоят из местного грузинского населения, а добровольцы из Северной Осетии заменены югоосетинскими контрактниками. Фактически функции миротворчества легли на части российских войск. Вооруженные столкновения были прекращены, но Грузия утратила контроль над большей частью Южной Осетии.
19 октября 1995 г. была достигнута договоренность представителей Грузии, России, ОБСЕ и Южной Осетии об аннулировании решения Верховного совета Грузии от декабря 1990 г. о лишении Южной Осетии автономного статуса. 16 июля 1996 г. был подписан меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению доверия между сторонами грузино-осетинского конфликта. Южная Осетия продолжала настаивать на предоставлении ей статуса республики с максимально широкими правами в составе Грузии и добивалась восстановления старых административных границ автономии в том виде, в котором они существовали на момент начала конфликта. Фактически контроль югоосетинских властей распространялся только на районы с преимущественно осетинским населением.
- Институт мировой экономики и международных отношений ран государственный университет гуманитарных наук системная история международных отношений 1918-2003
- Редакционная коллегия
- Авторский коллектив
- Глава 2. Начальный этап формирования биполярности (1947–1949)
- Глава 3. Распространение биполярного противостояния на Восточную Азию и периферию международной системы (1945–1951)
- Глава 4. Структурное оформление двублоковой системы (1950–1955)
- Раздел II. Балансирование на грани войны Глава 5. Противоречия «конкурентного сосуществования» (1956–1958)
- Глава 6. Смещение конфликтности в зону международной периферии (1959–1962)
- Раздел III. Конфронтационная стабильность Глава 7. Становление политики рязрядки (1962–1968)
- Глава 8. Стабилизация международной системы (1969–1973)
- Глава 9. Противоречия разрядки и ее кризис (1974–1979)
- Глава 10. Возобновление биполярной конфронтации (1980–1985)
- Глава 11. Распад ялтинско-потсдамского порядка (1986–1991)
- Раздел IV. Глобализация Глава 12. Распад биполярной структуры (1991–1996)
- Глава 13. «Плюралистическая однополярность» (1997–2003)
- Хронология Именной указатель Сведения об авторах Предисловие
- Введение. Смена порядков в международной системе. 1945 – 2003
- Раздел I. Попытка создания общемирового порядка и ее провал
- Глава 1. Противоречия послевоенного урегулирования (1945 – 1946) Содержание главы
- Создание основ мироэкономического регулирования на завершающем этапе Второй мировой войны. Бреттон-Вудсская система
- Позиция Советского Союза в отношении Бреттон-Вудсской системы
- Договорно-правовые основания отношений между великими державами
- Особенности функционирования оон
- Соотношение возможностей сша и ссср
- Особенности послевоенной обстановки в Западной Европе
- Советские и американские представления о потенциальных военных угрозах
- Особенности международных решений по германскому вопросу в 1945 г.
- Вызревание противоречий в вопросах урегулирования в отношении Германии
- Ситуация вокруг Австрии
- Вопрос о бывших итальянских колониях
- Спор из-за Триеста
- Зарождение концепции «сдерживания» ссср. «Длинная телеграмма» Кеннана
- Обострение вопроса о пребывании советских войск в Иране
- Попытки ограничения роли ядерного фактора в международных отношениях
- «План Баруха» и срыв работы комиссии оон по атомной энергии
- Греческий вопрос в отношениях между великими державами
- Дипломатический конфликт ссср с Турцией
- Вопрос о дипломатическом признании восточноевропейских стран
- Ситуация в странах Центральной и Восточной Европы
- Положение в советской Прибалтике
- Разногласия в связи с выработкой мирных договоров с европейскими союзниками Германии. Парижская конференция 1946 г.
- Вопрос об итало-югославской границе и завершение работы по проектам мирных договоров с германскими союзниками
- Обострение разногласий по германскому вопросу
- Расхождения среди западных стран по проблемам германской политики
- Источники и литература
- Глава 2. Начальный этап формирования биполярности (1947 – 1949) Содержание главы
- Предпосылки для трансформации политических режимов в восточноевропейских cтранах
- Поражение некоммунистических сил на всеобщих выборах в Польше (19 января 1947 г.) и его последствия
- Подписание мирных договоров с бывшими германскими союзниками
- Территориальные изменения в Европе на базе решений 1945 – 1947 гг.
- Дюнкеркский пакт Франции и Великобритании
- Оглашение «доктрины Трумэна» и активизация международной политики сша
- «План Маршалла»
- Создание Организации европейского экономического сотрудничества (оеэс)
- Значение «плана Маршалла»
- Перелом ситуации в Восточной Европе и образование Коминформа (октябрь 1947)
- Образование в Салониках правительства «Свободной Греции»
- Германский вопрос на сессиях смид в 1947 г.
- Государственный переворот в Чехословакии
- Возникновение советско-югославского конфликта.
- Подготовка и заключение Брюссельского пакта
- Европейская идея в международных отношениях 40-х годов
- Сепаратное совещание шести западных держав по Германии в Лондоне (февраль – июнь 1948)
- Обострение германского вопроса и первый берлинский кризис
- Подписание Дунайской конвенции
- Формирование системы перекрестных договоров восточноевропейских стран (1948 – 1949)
- Внутриполитическая обстановка в ссср и странах Восточной Европы в конце 40-х годов и ее влияние на международные отношения
- Создание сэв
- Вашингтонская конференция 1949 г. И образование нато
- Внешнеполитические взгляды американской элиты и идеологизация советско-американского противостояния
- Активизация международных общественных движений антивоенной направленности
- Создание Совета Европы (5 мая 1949)
- Подготовка к созданию сепаратного западногерманского государства и провозглашение фрг
- Международная обстановка к осени 1949 г. И превращение ссср в ядерную державу
- Образование гдр и завершение политического раскола Германии
- Выход Югославии из дипломатической изоляции и зарождение югославской политики неприсоединения
- Источники и литература
- Глава 3. Распространение биполярного противостояния на восточную азию и периферию международной системы (1945 – 1951)
- 1. Ситуация в Восточной Азии по окончании Второй мировой войны
- Подходы ссср и сша к региональной ситуации
- Политика ведущих держав в вопросах мирного урегулирования с Японией
- Гражданская война в Китае и дестабилизация восточноазиатской подсистемы
- Конфликт вокруг провозглашения независимости Индонезии
- Возникновение коммунистического анклава во Французском Индокитае и начало революционно- освободительной войны против Франции в Северном Вьетнаме
- Предоставление Соединенными Штатами независимости Филиппинам
- Ситуация в Малайе
- Раскол Кореи
- Образование кнр и раскол Китая
- 2. Международное положение Индии к моменту завершения мировой войны
- Закон о независимости Британской Индии и государственное размежевание в Южной Азии
- Первая индийско-пакистанская война
- Становление и особенности внешнеполитической ориентации Индии
- Китайско-индийские противоречия в Тибете
- 3. Ситуация на Среднем Востоке
- Внешнеполитическая ориентация Ирана после вывода иностранных войск из страны
- Становление иранской политики «позитивного национализма"
- Особенности афганского нейтралитета после Второй мировой войны
- 4. Сдвиги в ближневосточной подсистеме и консолидация арабских стран на национально-государственной основе
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Первая арабо-израильская война
- Обострение отношений Египта с Великобританией и переворот «Свободных офицеров»
- 5. Межамериканские отношения в конце 40-х годов. Подписание «Пакта Рио» и создание оаг
- Особенности отношений латиноамериканских стран с сша
- 6. Корейский вопрос в отношениях между ведущими державами
- Начало корейской войны
- Вступление кнр в войну и «ультиматум Макартура»
- Внерегиональные аспекты корейской войны
- 7. Активизация американской политики мирного урегулирования с Японией
- Заключение договора анзюс
- Подготовка Сан-Францисской мирной конференции и ее проведение
- Заключение союзного договора между Японией и сша
- Завершение формирования сети гарантийных договоров против Японии
- Образование Сан-Францисского порядка и его особенности
- Источники и литература
- Глава 4. Структурное оформление двублоковой системы (1950 – 1955)
- Международно-политическая ситуация в Западной Европе в годы корейской войны
- Проблема «возвращения» Германии в Европу
- Ужесточение подходов сша к международной политике
- Изменение политики нато в отношении Испании и американская политика «укрепления флангов»
- Зарождение западноевропейской интеграции и создание Европейского сообщества (объединения) угля и стали
- Проект создания единой европейской армии («План Пленена»)
- Подписание Боннского договора о прекращении оккупационного статуса Германии и Парижского договора о Европейском оборонительном сообществе
- Смена политического руководства в ссср
- Принятие республиканской администрацией сша концепции «отбрасывания коммунизма»
- Начало десталинизации в Восточной Европе и антиправительственные выступления 1953 г. В гдр
- Начало мирного дипломатического наступления ссср
- Активизация национально-освободительных процессов на периферии международной системы
- Американская доктрина «домино»
- Падение монархии в Египте
- Китайско-индийский компромисс в Тибете (апрель 1954)
- Эскалация вьетнамского конфликта
- Женевская конференция по Индокитаю и Корее (май 1954) и ее итоги
- Вмешательство сша в Гватемале
- Провал проекта Европейского оборонительного сообщества
- Подготовка и заключение Манильского пакта
- Подготовка к принятию фрг в военно-политические структуры Запада
- Подписание Парижских протоколов 1954 г. О вступлении фрг в Западный союз и нато
- Концепция «двойного сдерживания»
- Начало войны в Алжире (ноябрь 1954)
- Создание Багдадского пакта
- Бандунгская конференция стран Азии и Африки
- Подписание Варшавского договора
- Разрешение австрийской проблемы
- Нормализация отношений ссср с Югославией
- Конференция стран еоус в Мессине (июнь 1955)
- Женевский саммит (июль 1955)
- Нормализация отношений Советского Союза с фрг
- Литература
- Раздел II. Балансирование на грани воины
- Глава 5. Противоречия «конкурентного сосуществования» (1956 – 1958)
- Внешнеполитическая программа «мирного сосуществования»
- Десталинизация и «кризисы надежды» в «социалистическом содружестве»
- Роспуск Коминформа и разногласия в «социалистическом лагере» по вопросу о критике и.В.Сталина
- Конфликт в Польше
- Вмешательство ссср в Венгрии
- Модернизация советской политики в Восточной Европе
- Восстановление дипломатических отношений ссср с Японией
- «Суэцкий кризис» на Ближнем Востоке
- Позиции ссср и сша в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала
- «Доктрина Эйзенхауэра»
- Обострение афгано-пакистанских противоречий и усиление влияния ссср в Афганистане
- Усиление интеграционных тенденций в Западной Европе и образование еэс
- Испытания мбр в Советском Союзе и изменение глобальной военно-стратегической обстановки
- Размещение американского ядерного оружия в Европе
- Обострение германской проблемы (весна – лето 1958)
- Образование оар и ливанский кризис (1958)
- Тайваньский кризис (август 1958)
- Попытка реорганизации колониальной империи Франции
- Ужесточение позиции ссср по Западному Берлину (ноябрь 1958)
- Ситуация в Юго-Восточной Азии во второй половине 50-х годов
- Источники и литература
- Глава 6. Смещение конфликтности в зону международной периферии (1959 – 1962)
- Революция на Кубе
- Попытки компромисса в германском вопросе
- Нарастание разногласий между ссср и кнр
- Подготовка и проведение первой советско-американской встречи на высшем уровне
- Новый конфликт кнр и Индии в Тибете (ноябрь 1959)
- Обострение советско-японских отношений (январь 1960)
- Подготовка Парижской конференции на высшем уровне и ее срыв (май 1960)
- Распространение антиколониальной волны на Африку
- Возникновение конфликта в Конго
- Вопросы деколонизации в деятельности оон
- Формирование конфликтного узла на Ближнем Востоке вокруг Ирака
- Разработка в сша концепции «гибкого реагирования»
- Расхождения между сша и странами Западной Европы по военно-политическим вопросам
- Советско-американская встреча в Вене и «второй берлинский кризис»
- Возникновение Движения неприсоединения
- Советско-албанский политический конфликт
- Становление двух подходов к европейской интеграции
- Урегулирование конфликта в Алжире (март 1962)
- Попытки нормализации ситуации в Индокитае и подписание Женевских соглашений по Лаосу (июль 1962)
- Конфликт в Йемене
- Карибский кризис
- Дискуссия о «многосторонних ядерных силах» и «пакт Нассау» (декабрь 1962)
- Источники и литература
- Раздел III. Конфронтационная стабильность
- Глава 7. Становление политики разрядки (1962 – 1968)
- Попытка формирования франко-западногерманской «оси» и ее неудача (февраль 1963)
- Модернизация внешнеполитических установок ссср и сша
- Доктрина взаимно гарантированного уничтожения
- Заключение Договора об ограничении испытаний ядерного оружия (август 1963)
- Обострение конфликта на Кипре (декабрь 1963)
- Образование юнктад (март 1964)
- Нарастание напряженности вокруг Вьетнама и начало Вьетнамо-американского конфликта
- Переход советско-китайских разногласий в открытое противостояние
- Начало войны сша во Вьетнаме
- Стабилизация ситуации в Конго
- Индо-пакистанская война
- События в Индонезии
- Противоречия в процессе углубления западноевропейской интеграции и «люксембургский компромисс»
- Выход Франции из военной организации нато
- Советско-французское сближение
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства
- «Авторитарная волна» в Латинской Америке и заключение «договора Тлателолко»
- Борьба против апартеида на юге Африки
- Конфликт в Нигерии (май 1967)
- Обострение ситуации на Ближнем Востоке. «Шестидневная война»
- Проблема арабского народа Палестины
- Советско-американская встреча в Гласборо (июнь 1967)
- Подход стран овд и нато к ситуации в Европе
- Образование асеан (август 1967)
- Попытка урегулирования во Вьетнаме и нарастание антивоенных протестов в сша
- Всемирная волна левых протестных настроений («мировая революция 1968 года») и ее влияние на международные отношения
- Заключение Договора о нераспространении ядерного оружия (июль 1968)
- Попытки внутренних реформ в Венгрии и Чехословакии и их последствия
- Доктрина «социалистического интернационализма»
- Срыв советско-американской встречи в верхах
- Литература
- Глава 8. Стабилизация международной системы (1969 – 1973)
- Обострение советско-китайских отношений
- Зарождение общеевропейского процесса
- «Гуамская доктрина» р.Никсона
- Кульминация советско-китайского противостояния
- Становление «новой восточной политики» фрг
- Кризис Бреттон-Вудсской системы
- Правозащитное движение в ссср и его влияние на международные отношения Советского Союза
- Второй этап западноевропейской интеграции
- Международно-правовое закрепление послевоенных границ Германии
- Конфликт вокруг ооп в Иордании (сентябрь 1970)
- Легализация политики разрядки на XXIV съезде кпсс
- Формирование системы консультативных пактов ссср с несоциалистическими странами
- Образование Бангладеш и индо-пакистанская война
- Нормализация американо-китайских отношений
- Новое соотношение силовых возможностей ссср и сша и формирование концепции «стратегического паритета»
- Советско-американское сближение
- Нормализация отношений кнр с Японией
- Подписание Парижских соглашений по Вьетнаму
- Развитие Хельсинкского процесса
- Положение с обеспечением прав человека в ссср
- Становление идейно-политического течения «трехсторонности»
- Ситуация в Латинской Америке
- Свержение правительства «Народного единства» в Чили (сентябрь 1973)
- Советско-японский саммит
- «Октябрьская война» на Ближнем Востоке
- Первый «нефтяной шок»
- Литература
- Глава 9. Противоречия разрядки и ее кризис (1974 – 1979)
- Координация внешних политик индустриальных государств в условиях «энергетического кризиса»
- Обострение ситуации на Кипре
- Выдвижение идеи «нового международного экономического порядка» га оон (май 1974)
- Возникновение «паузы» в советско-американских отношениях и нарастание разногласий по вопросам прав человека
- Возникновение сети партнерских отношений ссср со странами Африки
- Подписание Хельсинкского акта
- Падение диктатуры в Испании
- Становление нейтрализма в Юго-Восточной Азии
- Объединение Вьетнама и новое обострение ситуации в Индокитае
- Обострение советско-американских геополитических противоречий
- Становление «еврокоммунизма» и его международно-политическая роль
- Проблематика прав человека в международных отношениях
- Белградская встреча сбсе и принятие новых конституций в «социалистических странах»
- Углубление советско-американских противоречий в Африке и война на Африканском Роге
- Проблема Родезии
- Заключение японо-китайского договора о мире и дружбе
- Возникновение проблемы Камбоджи и китайско-вьетнамский конфликт
- Становление «треугольных» отношений ссср, сша и кнр
- Ирано-американский конфликт и второй «нефтяной шок»
- Проблема обращения нефтедолларов в международных отношениях
- Советско-американские переговоры «осв-2»
- Ситуация в Латинской Америке
- Возникновение новых очагов нестабильности на Ближнем Востоке
- Проблема «евроракет» и «двойное решение» нато
- Начало войны ссср в Афганистане и срыв политики разрядки
- Источники и литература
- Глава 10. Возобновление биполярной конфронтации (1980 – 1985)
- Внешнеполитические стратегии ссср и сша
- Афганский вопрос в международных отношениях
- Всемирный кризис задолженности
- Польский кризис
- «Стратегия санкций»
- Попытка создания американо-китайского квази-союза
- Возникновение центральноамериканского конфликта и его интернационализация
- Ирано-иракская война (сентябрь 1980)
- Начало Мадридской встречи сбсе (ноябрь 1980)
- Советско-американские отношения после смены администрации в сша и создание блока переговорных систем по вопросам контроля над вооружениями
- Фолклендский кризис
- Обострение конфликтов вокруг ооп в Ливане и Сирии
- Становление политики «равноудаленности» в кнр
- Размещение американских ракет средней дальности в Европе и кульминация советско-американского противостояния
- Завершение Мадридской встречи сбсе и созыв Стокгольмской конференции по мерам доверия (январь 1984)
- Расширение масштаба конфликта в Афганистане
- Экономическое истощение и подрыв внешнеполитических ресурсов Советского Союза
- Доктрина «нового глобализма» в сша
- Смена руководства в ссср и возобновление диалога с Западом
- Антиядерные тенденции в южной части Тихого океана и подписание «договора Раротонга»
- Становление экономического регионализма в юва
- Развитие западноевропейской интеграции и подписание Единого европейского акта (декабрь 1985)
- Источники и литература
- Глава 11. Распад ялтинско-потсдамского порядка (1986 – 1991)
- Доктринальные основания новой внешнеполитической стратегии Советского Союза
- Обострение экологических проблем международной безопасности
- Политико-психологическая обстановка в мире во второй половине 80-х годов
- Завершение Стокгольмской конференции по мерам доверия и созыв Венской встречи обсе
- Урегулирование центральноамериканского конфликта
- Советско-американские отношения в военно- политической области и подписание Вашингтонского договора о ракетах средней и меньшей дальности
- Международно-правовое урегулирование ситуации вокруг Афганистана
- Прекращение иностранного вмешательства в Анголе
- Завершение Венской встречи сбсе (январь 1989) и изменение политики ссср в отношении прав человека
- Новая политика ссср в Восточной Азии и прекращение вмешательства Вьетнама в Камбодже
- Нормализация отношений Советского Союза с кнр
- Ослабление напряженности в Корее
- «Доктрина невмешательства» м.С.Горбачева
- Антикоммунистические «революции» в странах ВосточнойЕвропы
- Интервенция сша в Панаме (декабрь 1989)
- Усиление регионалистских тенденций в Латинской Америке и восстановление демократии в Чили (март 1990)
- Возникновение центробежных тенденций и угрозы распада в ссср
- Объединение Германии
- Подписание Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе
- Парижская хартия для новой Европы
- Трансформация режима апартеида в юар
- Эволюция ближневосточного конфликта и война в Персидском заливе
- Начало Мадридской конференции по Ближнему Востоку
- Углубление политического кризиса в ссср
- Распад овд
- Заключение Шенгенской конвенции
- Подписание Московского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (снв-1)
- Попытка государственного переворота в ссср
- Саморазрушение ссср и образование Содружества Независимых Государств (снг)
- Распад Югославии
- Источники и литература
- Раздел IV. Глобализация
- Глава 12. Распад биполярной структуры (1991 – 1996)
- Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы
- Начало войны в Югославии
- Трансформация российско-американских отношений и подписание договора снв-2
- Проблема ядерного наследия ссср
- Становление снг и вопрос обеспечения безопасности на его пространстве
- Армяно-азербайджанская война из-за Нагорного Карабаха
- Международные аспекты противостояния в Афганистане
- Таджикский конфликт
- Война в Приднестровье
- Этно-территориальные конфликты в Грузии
- Проблема прав некоренного населения стран Прибалтики
- Заключение Маастрихтского договора и создание Европейского Союза
- Укрепление интеграционных группировок в Восточной Азии, Северной и Латинской Америках
- Американская концепция «расширения демократии»
- Кризис системы оон и укрепление механизмов неформального регулирования международных отношений
- Гуманитарная интервенция в Сомали
- Нормализация ситуации в Камбодже
- Ситуация на Ближнем Востоке и попытки примирения Израиля с Иорданией и ооп
- Положение на Корейском полуострове и «ядерная тревога» 1994 г.
- Становление Вишеградской группы и Центральноевропейской инициативы
- Третье расширение ес (январь 1995)
- Конфликт в Боснии и первая интервенция нато на Балканах (декабрь 1995)
- Подписание договора о создании безъядерной зоны в Африке (апрель 1996)
- Тайваньский «ракетный кризис» и поворот Китая к сближению с Россией
- Развитие отношений в снг и формирование Союзного государства России и Белоруссии
- Подготовка к расширению нато
- Источники и литература
- Глава 13. «плюралистическая однополярность» (1997 – 2003)
- Глобализация и перерастание международных отношений между государствами в систему мирополитических отношений
- Первая очередь расширения нато
- Изменение внешнеполитических приоритетов Ирана
- Нормализация российско-украинских отношений (май 1997)
- Национальное примирение в Таджикистане
- Проведение ядерных испытаний Индией и Пакистаном (май 1998) и кризис режима нераспространения ядерного оружия
- Возрастание угрозы религиозного экстремизма и терроризма на Среднем Востоке и в Центральной Азии (август 1998)
- Конфликт в сербском крае Косово и вторая интервенция нато на Балканах
- Гуманитарные операции как форма регулирования международных отношений
- Образование новых группировок на пространстве снг
- Модификация договора об обычных вооружениях в Европе
- Сотрудничество малых и средних стран Юго-Восточной Европы
- Панамериканские интеграционные тенденции
- Углубление российско-китайского взаимодействия и создание Шанхайской организации сотрудничества (шос)
- Конфликт на Восточном Тиморе
- Развитие конфликта на Корейском полуострове (2000-2003)
- Обострение курдского вопроса в Ираке и Турции
- Гуманитарные аспекты ситуации вокруг Чеченской Республики в международных отношениях Российской Федерации
- «Чеченский вопрос» в российско-грузинских отношениях
- Попытка создания основ палестинской государственности и ее провал
- Фактор исламского экстремизма в ситуации на Ближнем Востоке
- Конфликт в Македонии (март-ноябрь 2001)
- Сентябрьские события 2001 г. В сша и возникновение транснациональной угрозы терроризма
- Сближение России с сша и формирование «особых» отношений России с нато
- Вопрос о «трансформации» нато и подготовка второй очереди его расширения
- Углубление европейской интеграции и решение о четвертом расширении Евросоюза
- Вхождение Западноевропейского союза в военно-политическую структуру ес
- Стратегия «смены режимов» и новое обострение ситуации в зоне Персидского залива
- Создание в снг Организации договора коллективной безопасности (одкб)
- Источники и литература
- Хронология