Введение. Смена порядков в международной системе. 1945 – 2003
Окончание Второй мировой войны ознаменовало важный рубеж развития международной системы в ее движении от множественности главных игроков международной политики к уменьшению их числа и ужесточению иерархии – то есть отношений соподчиненности – между ними. Многополярная система, сформировавшаяся во времена Вестфальского урегулирования (1648 г.) и сохранявшаяся (с модификациями) на протяжении нескольких веков до Второй мировой войны, преобразовалась по ее итогам в биполярный мир, в котором доминировали США и СССР. Этот структура, просуществовав более полувека, в 90-х годах уступила место миру, в котором уцелел один «комплексный лидер» – Соединенные Штаты Америки.
Как описывать эту новую организацию международных отношений с точки зрения полярности? Без выяснения различий между много-, би- и однополярностью корректно ответить на этот вопрос нельзя. Как отмечалось во введении к первому тому настоящего издания, под многополярной структурой международных отношений понимается организация мира, для которой характерно наличие нескольких (четырех или более) наиболее влиятельных государств, сопоставимых между собой по совокупному потенциалу своего комплексного (экономического, политического, военно-силового влияния и культурно-идеологического) влияния на международные отношения.
Соответственно, для биполярной структуры типичен отрыв всего двух членов международного сообщества (в послевоенные годы – Советского Союза и США) от всех остальных стран мира по этому совокупному показателю для каждой из держав. Следовательно, если налицо отрыв не двух, а всего одной державы мира по потенциалу своего комплексного влияния на мировые дела, то есть влияние любых других стран несопоставимо меньше влияния единственного лидера, то такую международную структуры приходится считать однополярной.
Современная система не стала «американским миром» – Рax Аmericana. США реализуют в ней лидерские амбиции, не чувствуя себя в абсолютно разряженной международной среде. На политику Вашингтона влияют семь других важных субъектов международной политики, в окружении которых действует американская дипломатия. В круг семи партнеров США входит и Российская Федерация – хотя де-факто с ограниченными правами. Все вместе США со своими союзниками и Российской Федерацией образуют «группу восьми» – престижное и влиятельное неформальное межгосударственное обра-зование. Страны НАТО и Япония образует в нем группы «старых» членов, а Россия является пока единственным новым.
Для понимания соотношения позиций на высших уровнях международной иерархии важно иметь в виду, что из семи членов «восьмерки» помимо США – пять (Великобритания, Германия, Италия, Канада и Франция) являются союзниками Вашингтона по военно-политическому союзу НАТО, а одна (Япония) связана с США двусторонними военно-политическими обязательствами. Система этих взаимных обязательств при военно-политическом и экономическом преобладании США над партнерами делает последних чувствительными к американскому влиянию. Россия, не связанная официальными союзническими отношениям ни с одной из стран этой группы, обладает вследствие этого большей автономией. Но в силу экономической слабости она, как было сказано, фактически не обладает пока всем объемом привилегий членства в «восьмерке».
На международную систему оказывает значительное влияние не входящий в «группу восьми» Китай, который с середины 90-х годов XX в. стал серьезно заявлять о себе как о ведущей мировой державе, добился в начале XXI в. впечатляющих экономических результатов. По совокупности своих возможностей КНР в обозримой перспективе не может выйти на уровень сопоставимости с США и поэтому пока не является для Соединенных Штатов реальным соперником в глобальной политике.
На фоне такого соотношения возможностей между ведущими мировыми державами, очевидно, говорить о серьезных ограничителях американского доминирования можно с долей условности. Конечно, современной международной системе присущ плюрализм – ключевые международные решения вырабатываются в ней не только Соединенными Штатами. К процессу их формирования, как в рамках ООН, так и вне их, имеет доступ относительно широкий круг государств. Но с учетом рычагов влияния США плюрализм международно-политического процесса не меняет смысла ситуации: Соединенные Штаты ушли в отрыв от остальных членов международного сообщество по совокупности своих возможностей, следствием чего и является тенденция к росту американского влияния на мировые дела.
Уместно предполагать углубление тенденций к наращиванию потенциала других мировых центров – Китая, Индии, России, объединенной Европы, если последней суждено стать политически единым целым. В случае разрастания этой тенденции в будущем возможна новая трансформация международной структуры, которая, не исключено, приобретет многополярную конфигурацию. В этом смысле следует понимать официальные высказывания руководящих деятелей Российской Федерации о движении современного мира в направлении к подлинной многополярности, в которой не будет места гегемонии какой-либо одной державы. Но сегодня пока приходится констатировать иное: международная структура в том виде, каком она сформировалась к середине первого десятилетия XXI в. – структура плюралистичного, но однополярного мира.
Эволюция международных отношений после 1945 г. происходила в рамках двух сменивших друг друга международных порядков – сначала биполярного (1945 – 1991), затем плюралистически-однополярного, который стал формироваться после распада СССР. Первый известен в литературе под названием ялтинско-потсдамского – по названиям двух ключевых международных конференций (в Ялте 4 – 11 февраля и в Потсдаме 17 июля – 2 августа 1945 г.), на которых руководители трех главных держав антинацистской коалиции (СССР, США и Великобритании) согласовали базовые подходы к послевоенному мироустройству.
Второй – не имеет общепризнанного названия. Его параметры не согласовывались ни на какой универсальной международной конференции. Этот порядок сформировался де-факто на основании цепи прецедентов, представлявших собой шаги Запада, главнейшими из которых были решение администрации США в 1993 г. содействовать распространению демократии в мире (доктрина «расширения демократии»); расширение Североатлантического альянса на восток за счет включения в него новых членов, начавшееся с брюссельской сессии совета НАТО в декабре 1996 г., которая утвердила график принятия в альянс новых членов; решение парижской сессии совета НАТО в 1999 г. о принятии новой стратегической концепции альянса и расширении зоны его ответственности за пределы Северной Атлантики и, наконец, американо-британская война 2003 г. против Ирака, приведшая к свержению режима Саддама Хусейна.
В отечественной литературе была предпринята попытка назвать постбиполярный международный порядок мальто-мадридским – по советско-американскому саммиту на острове Мальта в декабре 1989 г., когда, принято считать, советское руководство подтвердило отсутствие у него намерений мешать странам Варшавского договора самостоятельно решать вопрос о следовании или неследовании по пути социализма, и мадридской сессии НАТО в июле 1997 г., когда первые три страны, добивавшиеся принятия в альянс (Польша, Чехия и Венгрия), получили от стран НАТО официальное приглашение к ним присоединиться.
Это название не прижилось. Оно в самом деле кажется неудачным. Считать итоговым рубежом ялтинско-потсдамского порядка 1989 год – не точно, потому что в то время СССР еще оставался мощным международным субъектом и вел переговоры с США лишь о частичной ревизии послевоенного биполярного устройства. Сам порядок продолжал существовать, речь о его сломе не шла, а биполярность устраивала Москву и Вашингтон. Ялтинско-потсдамский порядок перестал существовать лишь после распада Советского Союза в 1991 г., когда исчезла держава, бывшая наряду с США одним из двух главных гарантов этого порядка.
Дело не в названиях. При любом наименовании суть нынешнего мироустройства состоит в реализации проекта миропорядка на базе формирования единой экономической, политико-военной и этико-правовой общности наиболее развитых стран Запада, а затем – распространения влияния этой общности на остальной мир.
Этот порядок фактически существует более 10 лет. Его распространение происходит отчасти мирным путем: через рассеивание в различных странах и регионах современных западных стандартов экономический и политической жизни, образцов и моделей поведения, представлений о путях и средствах обеспечения национальной и международной безопасности, а в более широком смысле – о категориях блага, вреда и опасности – для последующего их там культивирования и закрепления. Но западные страны не ограничиваются мирными средствами реализации своих целей. В начале 2000-х годов США и некоторые союзные им страны активно использовали силу для утверждения элементов выгодного им международного порядка – на территории бывшей Югославии в 1996 и 1999 гг., в Афганистане – в 2001 – 2002 гг., в Ираке – в 1991,1998 и 2003 гг.
Несмотря на присущие мировым процессам противоречия, современный международный порядок складывается как порядок глобальной общности, порядок на базе глобализации, в буквальном смысле глобальный порядок. Далекий от завершенности, несовершенный и травматичный для России, он занял место биполярной структуры, впервые порисовавшейся в мире по окончании Второй мировой войны весной 1945 г.
Послевоенное мироустройство предполагалось основать на идее сотрудничества держав-победительниц и поддержании их согласия в интересах такого сотрудничества. Роль механизма выработки этого согласия отводилась Организации Объединенных Наций, Устав которой был подписан 26 июня 1945 г. и в октябре того же года вступил в силу. Он провозгласил целями ООН не только поддержание международного мира, но и содействие реализации прав стран и народов на самоопределение и свободное развитие, поощрение равноправного экономического и культурного сотрудничества, воспитание уважения к правам человека и основным свободам личности. ООН была предначертана роль всемирного центра координации усилий в интересах исключения из международных отношений войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами.
Но ООН столкнулась с невозможностью обеспечить совместимость интересов своих ведущих членов – СССР и США из-за остроты возникавших между ними противоречий. Вот почему на деле главной функцией ООН, с которой она успешно справилась в рамках ялтинско-потсдамского порядка, было не совершенствование международной действительности и содействие распространению морали и справедливости, а предупреждение вооруженного столкновения между СССР и США, устойчивость отношений между которыми была главным условием международного мира на протяжении второй половины XX века.
Ялтинско-потсдамский порядок обладал рядом особенностей. Во-первых, он не имел прочной договорно-правовой базы. Лежавшие в его основе договоренности были либо устными, официально не зафиксированными и долгое время остававшимися секретными, либо закрепленными в декларативной форме. В отличие от Версальской конференции, сформировавшей мощную договорно-правовую систему, ни Ялтинская конференция, ни Потсдамская к подписанию международных договоров не привели.
Это делало ялтинско-потсдамские основоположения уязвимыми для критики и ставило их действенность в зависимость от способности заинтересованных сторон обеспечить фактическое исполнение этих договоренностей не правовыми, а политическими методами и средствами экономического и военно-политического давления. Вот почему элемент регулирования международных отношений при помощи угрозы силой или путем ее применения был в послевоенные десятилетия контрастней выражен и имел большее практическое значение, чем то было характерно, скажем, для 20-х годов с типичными для них акцентом на дипломатических согласованиях и апелляцией к правовым нормам. Несмотря на юридическую хрупкость, «не вполне легитимный» ялтинско-потсдамский порядок просуществовал (в отличие от версальского и вашингтонского) более полувека и разрушился лишь с распадом СССР.
Во-вторых, ялтинско-потсдамский порядок был биполярным. После Второй мировой войны возник резкий отрыв СССР и США от всех остальных государств по совокупности своих военно-силовых, политических и экономических возможностей и потенциалу культурно-идеологического влияния. Если для многополярной структуры международных отношений была типична примерная сопоставимость совокупных потенциалов нескольких главных субъектов международных отношений, то после Второй мировой войны сопоставимыми можно было считать лишь потенциалы Советского Союза и Соединенных Штатов.
В-третьих, послевоенный порядок был конфронтационным. Под конфронтацией понимается тип отношений между странами, при котором действия одной стороны систематически противопоставляются действиям другой. Теоретически биполярная структура мира могла быть как конфронтационной, так и кооперационной – основанной не на противостоянии, а на сотрудничестве сверхдержав. Но фактически с середины 40-х годов до середины 80-х ялтинско-потсдамский порядок был конфронтационным. Только в 1985-1991 гг., в годы «нового политического мышления» М.С. Горбачева (см. гл. 11), он стал трансформироваться в кооперационную биполярность, который не было суждено стать устойчивой в силу кратковременности ее существования.
В условиях конфронтации международные отношения приобрели характер напряженного, временами остро конфликтного, взаимодействия, пронизанного подготовкой главных мировых соперников – Советского Союза и США – к отражению гипотетического взаимного нападения и обеспечению своей выживаемости в ожидаемом ядерном конфликте. Это породило во второй половине XX в. гонку вооружений невиданных масштабов и интенсивности.
В-четвертых, ялтинско-потсдамский порядок складывался в эпоху ядерного оружия, которое, внося дополнительную конфликтность в мировые процессы, одновременно способствовала появлению во второй половине 60-х годов особого механизма предупреждения мировой ядерной войны – модели «конфронтационной стабильности» (см. гл. 7). Ее негласные правила, сложившиеся между 1962 и 1991 гг. оказывали сдерживающие влияние на международную конфликтность глобального уровня. СССР и США стали избегать ситуаций, способных спровоцировать вооруженный конфликт между ними. В эти годы сложились новая и по-своему оригинальная концепция взаимного ядерно-силового сдерживания и основанные на ней доктрины глобальной стратегической стабильности на базе «равновесия страха». Ядерная война стала рассматриваться лишь как самое крайнее средство решения международных споров.
В-пятых, послевоенная биполярность приобрела форму политико-идеологического противостояния между «свободным миром» во главе с США (политическим Западом) и «социалистическим лагерем», руководимым Советским Союзом (политическим Востоком). Хотя в основе международных противоречий чаще всего лежали геополитические устремления, внешне советско-американское соперничество выглядело как противостояние политических и этических идеалов, социальных и моральных ценностей. Идеалов равенства и уравнительной справедливости – в «мире социализма» и идеалов свободы, конкурентности и демократии – в «свободном мире». Острая идеологическая полемика привносила в международные отношения дополнительную непримиримость в спорах.
Она вела к взаимной демонизации образов соперников – советская пропаганда приписывала Соединенным Штатам замыслы по части уничтожения СССР точно так же, как американская – убеждала западную общественность в намерении Москвы распространить коммунизм за весь мир, разрушив США как основу безопасности «свободного мира». Наиболее сильно идеологизация сказывалась в международных отношениях в 40 – 50-х годах.
Позднее идеология и политическая практика сверхдержав стали расходиться таким образом, что на уровне официальных установок глобальные цели соперников по-прежнему интерпретировались как непримиримые, а на уровне дипломатического диалога стороны научились вести переговоры, пользуясь неидеологическими понятиями и оперируя геополитическими аргументами. Тем не менее, до середины 80-х годов идеологическая поляризация оставалась важной чертой международного порядка.
В-шестых, ялтинско-потсдамский порядок отличался высокой степенью управляемости международных процессов. Как порядок биполярный он строился на согласовании мнений всего двух держав, что упрощало переговоры. США и СССР действовали не только в качестве отдельных государств, но и в роли групповых лидеров – НАТО и Варшавского договора. Блоковая дисциплина позволял Советскому Союзу и Соединенным Штатам гарантировать исполнение «своей» части принимаемых обязательств государствами соответствующего блока, что повышало действенность решений, принимаемых в ходе американо-советских согласований.
Перечисленные характеристики ялтинско-потсдамского порядка обусловили высокую конкурентность международных отношений, которые развивались в его рамках. Благодаря взаимному идеологическому отчуждению эта по-своему естественная конкуренция между двумя сильнейшими странами носила характер нарочитой враждебности. С апреля 1947 г. в американском политическом лексиконе с подачи видного американского предпринимателя и политика Бернарда Баруха появилось выражение «холодная война», вскоре ставшее популярным благодаря многочисленным статьям полюбившего его американского публициста Уолтера Липпмана. Поскольку это выражение часто используется для характеристики международных отношений 1945 – 1991 гг., требуется пояснить его смысл.
«Холодная война» употребляется в двух значениях. В широком – как синоним слова «конфронтация» и применяется для характеристики всего периода международных отношений с окончания Второй мировой войны до распада СССР. В узком и точном смысле понятие «холодная война» подразумевает частный вид конфронтации, наиболее острую ее форму в виде противостояния на грани войны. Такая конфронтации была характерна для международных отношений в период приблизительно с первого берлинского кризиса 1948 г. до карибского кризиса 1962 г. (см. гл. 2, 6). Смысл выражения «холодная война» заключается в том, что противостоящие друг другу державы систематически предпринимали шаги, враждебные друг другу, и угрожали друг другу силой, но одновременно следили за тем, чтобы на самом деле не оказаться друг с другом в состоянии реальной, «горячей», войны.
Термин «конфронтация» по значению шире и «универсальнее». Конфронтация высокого уровня была, например, присуща ситуациям берлинского или карибского кризисов. Но как конфронтация малой интенсивности она имела место в годы разрядки международной напряженности в середине 50-х, а затем в конце 60-х и в начале 70-х годов. Термин «холодная война» к периодам разрядки не применим и, как правило, в литературе не используется. Напротив, выражение «холодная война» широко используется как антоним термина «разрядка». Вот почему весь период 1945 – 1991 гг. при помощи понятия «конфронтация» можно описать аналитически корректно, а при помощи термина «холодная война» – нет.
Определенные разночтения существуют в вопросе о времени окончания эпохи конфронтации («холодной войны»). Большая часть ученых полагает, что конфронтация фактически завершилась в ходе «перестройки» в СССР во второй половине 80-х годов прошлого века. Некоторые – пытаются указать более точные даты: декабрь 1989 г., когда во время советско-американской встречи на Мальте президент США Дж.Буш и председатель Верховного совета СССР М.С.Горбачев торжественно провозгласили окончание «холодной войны»; или октябрь 1990 г., когда произошло объединение Германии. Наиболее обоснованной датировкой окончания эпохи конфронтации является декабрь 1991 г.: с распадом Советского Союза исчезли условия для конфронтации того типа, который возник после 1945 г.
- Институт мировой экономики и международных отношений ран государственный университет гуманитарных наук системная история международных отношений 1918-2003
- Редакционная коллегия
- Авторский коллектив
- Глава 2. Начальный этап формирования биполярности (1947–1949)
- Глава 3. Распространение биполярного противостояния на Восточную Азию и периферию международной системы (1945–1951)
- Глава 4. Структурное оформление двублоковой системы (1950–1955)
- Раздел II. Балансирование на грани войны Глава 5. Противоречия «конкурентного сосуществования» (1956–1958)
- Глава 6. Смещение конфликтности в зону международной периферии (1959–1962)
- Раздел III. Конфронтационная стабильность Глава 7. Становление политики рязрядки (1962–1968)
- Глава 8. Стабилизация международной системы (1969–1973)
- Глава 9. Противоречия разрядки и ее кризис (1974–1979)
- Глава 10. Возобновление биполярной конфронтации (1980–1985)
- Глава 11. Распад ялтинско-потсдамского порядка (1986–1991)
- Раздел IV. Глобализация Глава 12. Распад биполярной структуры (1991–1996)
- Глава 13. «Плюралистическая однополярность» (1997–2003)
- Хронология Именной указатель Сведения об авторах Предисловие
- Введение. Смена порядков в международной системе. 1945 – 2003
- Раздел I. Попытка создания общемирового порядка и ее провал
- Глава 1. Противоречия послевоенного урегулирования (1945 – 1946) Содержание главы
- Создание основ мироэкономического регулирования на завершающем этапе Второй мировой войны. Бреттон-Вудсская система
- Позиция Советского Союза в отношении Бреттон-Вудсской системы
- Договорно-правовые основания отношений между великими державами
- Особенности функционирования оон
- Соотношение возможностей сша и ссср
- Особенности послевоенной обстановки в Западной Европе
- Советские и американские представления о потенциальных военных угрозах
- Особенности международных решений по германскому вопросу в 1945 г.
- Вызревание противоречий в вопросах урегулирования в отношении Германии
- Ситуация вокруг Австрии
- Вопрос о бывших итальянских колониях
- Спор из-за Триеста
- Зарождение концепции «сдерживания» ссср. «Длинная телеграмма» Кеннана
- Обострение вопроса о пребывании советских войск в Иране
- Попытки ограничения роли ядерного фактора в международных отношениях
- «План Баруха» и срыв работы комиссии оон по атомной энергии
- Греческий вопрос в отношениях между великими державами
- Дипломатический конфликт ссср с Турцией
- Вопрос о дипломатическом признании восточноевропейских стран
- Ситуация в странах Центральной и Восточной Европы
- Положение в советской Прибалтике
- Разногласия в связи с выработкой мирных договоров с европейскими союзниками Германии. Парижская конференция 1946 г.
- Вопрос об итало-югославской границе и завершение работы по проектам мирных договоров с германскими союзниками
- Обострение разногласий по германскому вопросу
- Расхождения среди западных стран по проблемам германской политики
- Источники и литература
- Глава 2. Начальный этап формирования биполярности (1947 – 1949) Содержание главы
- Предпосылки для трансформации политических режимов в восточноевропейских cтранах
- Поражение некоммунистических сил на всеобщих выборах в Польше (19 января 1947 г.) и его последствия
- Подписание мирных договоров с бывшими германскими союзниками
- Территориальные изменения в Европе на базе решений 1945 – 1947 гг.
- Дюнкеркский пакт Франции и Великобритании
- Оглашение «доктрины Трумэна» и активизация международной политики сша
- «План Маршалла»
- Создание Организации европейского экономического сотрудничества (оеэс)
- Значение «плана Маршалла»
- Перелом ситуации в Восточной Европе и образование Коминформа (октябрь 1947)
- Образование в Салониках правительства «Свободной Греции»
- Германский вопрос на сессиях смид в 1947 г.
- Государственный переворот в Чехословакии
- Возникновение советско-югославского конфликта.
- Подготовка и заключение Брюссельского пакта
- Европейская идея в международных отношениях 40-х годов
- Сепаратное совещание шести западных держав по Германии в Лондоне (февраль – июнь 1948)
- Обострение германского вопроса и первый берлинский кризис
- Подписание Дунайской конвенции
- Формирование системы перекрестных договоров восточноевропейских стран (1948 – 1949)
- Внутриполитическая обстановка в ссср и странах Восточной Европы в конце 40-х годов и ее влияние на международные отношения
- Создание сэв
- Вашингтонская конференция 1949 г. И образование нато
- Внешнеполитические взгляды американской элиты и идеологизация советско-американского противостояния
- Активизация международных общественных движений антивоенной направленности
- Создание Совета Европы (5 мая 1949)
- Подготовка к созданию сепаратного западногерманского государства и провозглашение фрг
- Международная обстановка к осени 1949 г. И превращение ссср в ядерную державу
- Образование гдр и завершение политического раскола Германии
- Выход Югославии из дипломатической изоляции и зарождение югославской политики неприсоединения
- Источники и литература
- Глава 3. Распространение биполярного противостояния на восточную азию и периферию международной системы (1945 – 1951)
- 1. Ситуация в Восточной Азии по окончании Второй мировой войны
- Подходы ссср и сша к региональной ситуации
- Политика ведущих держав в вопросах мирного урегулирования с Японией
- Гражданская война в Китае и дестабилизация восточноазиатской подсистемы
- Конфликт вокруг провозглашения независимости Индонезии
- Возникновение коммунистического анклава во Французском Индокитае и начало революционно- освободительной войны против Франции в Северном Вьетнаме
- Предоставление Соединенными Штатами независимости Филиппинам
- Ситуация в Малайе
- Раскол Кореи
- Образование кнр и раскол Китая
- 2. Международное положение Индии к моменту завершения мировой войны
- Закон о независимости Британской Индии и государственное размежевание в Южной Азии
- Первая индийско-пакистанская война
- Становление и особенности внешнеполитической ориентации Индии
- Китайско-индийские противоречия в Тибете
- 3. Ситуация на Среднем Востоке
- Внешнеполитическая ориентация Ирана после вывода иностранных войск из страны
- Становление иранской политики «позитивного национализма"
- Особенности афганского нейтралитета после Второй мировой войны
- 4. Сдвиги в ближневосточной подсистеме и консолидация арабских стран на национально-государственной основе
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Первая арабо-израильская война
- Обострение отношений Египта с Великобританией и переворот «Свободных офицеров»
- 5. Межамериканские отношения в конце 40-х годов. Подписание «Пакта Рио» и создание оаг
- Особенности отношений латиноамериканских стран с сша
- 6. Корейский вопрос в отношениях между ведущими державами
- Начало корейской войны
- Вступление кнр в войну и «ультиматум Макартура»
- Внерегиональные аспекты корейской войны
- 7. Активизация американской политики мирного урегулирования с Японией
- Заключение договора анзюс
- Подготовка Сан-Францисской мирной конференции и ее проведение
- Заключение союзного договора между Японией и сша
- Завершение формирования сети гарантийных договоров против Японии
- Образование Сан-Францисского порядка и его особенности
- Источники и литература
- Глава 4. Структурное оформление двублоковой системы (1950 – 1955)
- Международно-политическая ситуация в Западной Европе в годы корейской войны
- Проблема «возвращения» Германии в Европу
- Ужесточение подходов сша к международной политике
- Изменение политики нато в отношении Испании и американская политика «укрепления флангов»
- Зарождение западноевропейской интеграции и создание Европейского сообщества (объединения) угля и стали
- Проект создания единой европейской армии («План Пленена»)
- Подписание Боннского договора о прекращении оккупационного статуса Германии и Парижского договора о Европейском оборонительном сообществе
- Смена политического руководства в ссср
- Принятие республиканской администрацией сша концепции «отбрасывания коммунизма»
- Начало десталинизации в Восточной Европе и антиправительственные выступления 1953 г. В гдр
- Начало мирного дипломатического наступления ссср
- Активизация национально-освободительных процессов на периферии международной системы
- Американская доктрина «домино»
- Падение монархии в Египте
- Китайско-индийский компромисс в Тибете (апрель 1954)
- Эскалация вьетнамского конфликта
- Женевская конференция по Индокитаю и Корее (май 1954) и ее итоги
- Вмешательство сша в Гватемале
- Провал проекта Европейского оборонительного сообщества
- Подготовка и заключение Манильского пакта
- Подготовка к принятию фрг в военно-политические структуры Запада
- Подписание Парижских протоколов 1954 г. О вступлении фрг в Западный союз и нато
- Концепция «двойного сдерживания»
- Начало войны в Алжире (ноябрь 1954)
- Создание Багдадского пакта
- Бандунгская конференция стран Азии и Африки
- Подписание Варшавского договора
- Разрешение австрийской проблемы
- Нормализация отношений ссср с Югославией
- Конференция стран еоус в Мессине (июнь 1955)
- Женевский саммит (июль 1955)
- Нормализация отношений Советского Союза с фрг
- Литература
- Раздел II. Балансирование на грани воины
- Глава 5. Противоречия «конкурентного сосуществования» (1956 – 1958)
- Внешнеполитическая программа «мирного сосуществования»
- Десталинизация и «кризисы надежды» в «социалистическом содружестве»
- Роспуск Коминформа и разногласия в «социалистическом лагере» по вопросу о критике и.В.Сталина
- Конфликт в Польше
- Вмешательство ссср в Венгрии
- Модернизация советской политики в Восточной Европе
- Восстановление дипломатических отношений ссср с Японией
- «Суэцкий кризис» на Ближнем Востоке
- Позиции ссср и сша в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала
- «Доктрина Эйзенхауэра»
- Обострение афгано-пакистанских противоречий и усиление влияния ссср в Афганистане
- Усиление интеграционных тенденций в Западной Европе и образование еэс
- Испытания мбр в Советском Союзе и изменение глобальной военно-стратегической обстановки
- Размещение американского ядерного оружия в Европе
- Обострение германской проблемы (весна – лето 1958)
- Образование оар и ливанский кризис (1958)
- Тайваньский кризис (август 1958)
- Попытка реорганизации колониальной империи Франции
- Ужесточение позиции ссср по Западному Берлину (ноябрь 1958)
- Ситуация в Юго-Восточной Азии во второй половине 50-х годов
- Источники и литература
- Глава 6. Смещение конфликтности в зону международной периферии (1959 – 1962)
- Революция на Кубе
- Попытки компромисса в германском вопросе
- Нарастание разногласий между ссср и кнр
- Подготовка и проведение первой советско-американской встречи на высшем уровне
- Новый конфликт кнр и Индии в Тибете (ноябрь 1959)
- Обострение советско-японских отношений (январь 1960)
- Подготовка Парижской конференции на высшем уровне и ее срыв (май 1960)
- Распространение антиколониальной волны на Африку
- Возникновение конфликта в Конго
- Вопросы деколонизации в деятельности оон
- Формирование конфликтного узла на Ближнем Востоке вокруг Ирака
- Разработка в сша концепции «гибкого реагирования»
- Расхождения между сша и странами Западной Европы по военно-политическим вопросам
- Советско-американская встреча в Вене и «второй берлинский кризис»
- Возникновение Движения неприсоединения
- Советско-албанский политический конфликт
- Становление двух подходов к европейской интеграции
- Урегулирование конфликта в Алжире (март 1962)
- Попытки нормализации ситуации в Индокитае и подписание Женевских соглашений по Лаосу (июль 1962)
- Конфликт в Йемене
- Карибский кризис
- Дискуссия о «многосторонних ядерных силах» и «пакт Нассау» (декабрь 1962)
- Источники и литература
- Раздел III. Конфронтационная стабильность
- Глава 7. Становление политики разрядки (1962 – 1968)
- Попытка формирования франко-западногерманской «оси» и ее неудача (февраль 1963)
- Модернизация внешнеполитических установок ссср и сша
- Доктрина взаимно гарантированного уничтожения
- Заключение Договора об ограничении испытаний ядерного оружия (август 1963)
- Обострение конфликта на Кипре (декабрь 1963)
- Образование юнктад (март 1964)
- Нарастание напряженности вокруг Вьетнама и начало Вьетнамо-американского конфликта
- Переход советско-китайских разногласий в открытое противостояние
- Начало войны сша во Вьетнаме
- Стабилизация ситуации в Конго
- Индо-пакистанская война
- События в Индонезии
- Противоречия в процессе углубления западноевропейской интеграции и «люксембургский компромисс»
- Выход Франции из военной организации нато
- Советско-французское сближение
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства
- «Авторитарная волна» в Латинской Америке и заключение «договора Тлателолко»
- Борьба против апартеида на юге Африки
- Конфликт в Нигерии (май 1967)
- Обострение ситуации на Ближнем Востоке. «Шестидневная война»
- Проблема арабского народа Палестины
- Советско-американская встреча в Гласборо (июнь 1967)
- Подход стран овд и нато к ситуации в Европе
- Образование асеан (август 1967)
- Попытка урегулирования во Вьетнаме и нарастание антивоенных протестов в сша
- Всемирная волна левых протестных настроений («мировая революция 1968 года») и ее влияние на международные отношения
- Заключение Договора о нераспространении ядерного оружия (июль 1968)
- Попытки внутренних реформ в Венгрии и Чехословакии и их последствия
- Доктрина «социалистического интернационализма»
- Срыв советско-американской встречи в верхах
- Литература
- Глава 8. Стабилизация международной системы (1969 – 1973)
- Обострение советско-китайских отношений
- Зарождение общеевропейского процесса
- «Гуамская доктрина» р.Никсона
- Кульминация советско-китайского противостояния
- Становление «новой восточной политики» фрг
- Кризис Бреттон-Вудсской системы
- Правозащитное движение в ссср и его влияние на международные отношения Советского Союза
- Второй этап западноевропейской интеграции
- Международно-правовое закрепление послевоенных границ Германии
- Конфликт вокруг ооп в Иордании (сентябрь 1970)
- Легализация политики разрядки на XXIV съезде кпсс
- Формирование системы консультативных пактов ссср с несоциалистическими странами
- Образование Бангладеш и индо-пакистанская война
- Нормализация американо-китайских отношений
- Новое соотношение силовых возможностей ссср и сша и формирование концепции «стратегического паритета»
- Советско-американское сближение
- Нормализация отношений кнр с Японией
- Подписание Парижских соглашений по Вьетнаму
- Развитие Хельсинкского процесса
- Положение с обеспечением прав человека в ссср
- Становление идейно-политического течения «трехсторонности»
- Ситуация в Латинской Америке
- Свержение правительства «Народного единства» в Чили (сентябрь 1973)
- Советско-японский саммит
- «Октябрьская война» на Ближнем Востоке
- Первый «нефтяной шок»
- Литература
- Глава 9. Противоречия разрядки и ее кризис (1974 – 1979)
- Координация внешних политик индустриальных государств в условиях «энергетического кризиса»
- Обострение ситуации на Кипре
- Выдвижение идеи «нового международного экономического порядка» га оон (май 1974)
- Возникновение «паузы» в советско-американских отношениях и нарастание разногласий по вопросам прав человека
- Возникновение сети партнерских отношений ссср со странами Африки
- Подписание Хельсинкского акта
- Падение диктатуры в Испании
- Становление нейтрализма в Юго-Восточной Азии
- Объединение Вьетнама и новое обострение ситуации в Индокитае
- Обострение советско-американских геополитических противоречий
- Становление «еврокоммунизма» и его международно-политическая роль
- Проблематика прав человека в международных отношениях
- Белградская встреча сбсе и принятие новых конституций в «социалистических странах»
- Углубление советско-американских противоречий в Африке и война на Африканском Роге
- Проблема Родезии
- Заключение японо-китайского договора о мире и дружбе
- Возникновение проблемы Камбоджи и китайско-вьетнамский конфликт
- Становление «треугольных» отношений ссср, сша и кнр
- Ирано-американский конфликт и второй «нефтяной шок»
- Проблема обращения нефтедолларов в международных отношениях
- Советско-американские переговоры «осв-2»
- Ситуация в Латинской Америке
- Возникновение новых очагов нестабильности на Ближнем Востоке
- Проблема «евроракет» и «двойное решение» нато
- Начало войны ссср в Афганистане и срыв политики разрядки
- Источники и литература
- Глава 10. Возобновление биполярной конфронтации (1980 – 1985)
- Внешнеполитические стратегии ссср и сша
- Афганский вопрос в международных отношениях
- Всемирный кризис задолженности
- Польский кризис
- «Стратегия санкций»
- Попытка создания американо-китайского квази-союза
- Возникновение центральноамериканского конфликта и его интернационализация
- Ирано-иракская война (сентябрь 1980)
- Начало Мадридской встречи сбсе (ноябрь 1980)
- Советско-американские отношения после смены администрации в сша и создание блока переговорных систем по вопросам контроля над вооружениями
- Фолклендский кризис
- Обострение конфликтов вокруг ооп в Ливане и Сирии
- Становление политики «равноудаленности» в кнр
- Размещение американских ракет средней дальности в Европе и кульминация советско-американского противостояния
- Завершение Мадридской встречи сбсе и созыв Стокгольмской конференции по мерам доверия (январь 1984)
- Расширение масштаба конфликта в Афганистане
- Экономическое истощение и подрыв внешнеполитических ресурсов Советского Союза
- Доктрина «нового глобализма» в сша
- Смена руководства в ссср и возобновление диалога с Западом
- Антиядерные тенденции в южной части Тихого океана и подписание «договора Раротонга»
- Становление экономического регионализма в юва
- Развитие западноевропейской интеграции и подписание Единого европейского акта (декабрь 1985)
- Источники и литература
- Глава 11. Распад ялтинско-потсдамского порядка (1986 – 1991)
- Доктринальные основания новой внешнеполитической стратегии Советского Союза
- Обострение экологических проблем международной безопасности
- Политико-психологическая обстановка в мире во второй половине 80-х годов
- Завершение Стокгольмской конференции по мерам доверия и созыв Венской встречи обсе
- Урегулирование центральноамериканского конфликта
- Советско-американские отношения в военно- политической области и подписание Вашингтонского договора о ракетах средней и меньшей дальности
- Международно-правовое урегулирование ситуации вокруг Афганистана
- Прекращение иностранного вмешательства в Анголе
- Завершение Венской встречи сбсе (январь 1989) и изменение политики ссср в отношении прав человека
- Новая политика ссср в Восточной Азии и прекращение вмешательства Вьетнама в Камбодже
- Нормализация отношений Советского Союза с кнр
- Ослабление напряженности в Корее
- «Доктрина невмешательства» м.С.Горбачева
- Антикоммунистические «революции» в странах ВосточнойЕвропы
- Интервенция сша в Панаме (декабрь 1989)
- Усиление регионалистских тенденций в Латинской Америке и восстановление демократии в Чили (март 1990)
- Возникновение центробежных тенденций и угрозы распада в ссср
- Объединение Германии
- Подписание Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе
- Парижская хартия для новой Европы
- Трансформация режима апартеида в юар
- Эволюция ближневосточного конфликта и война в Персидском заливе
- Начало Мадридской конференции по Ближнему Востоку
- Углубление политического кризиса в ссср
- Распад овд
- Заключение Шенгенской конвенции
- Подписание Московского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (снв-1)
- Попытка государственного переворота в ссср
- Саморазрушение ссср и образование Содружества Независимых Государств (снг)
- Распад Югославии
- Источники и литература
- Раздел IV. Глобализация
- Глава 12. Распад биполярной структуры (1991 – 1996)
- Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы
- Начало войны в Югославии
- Трансформация российско-американских отношений и подписание договора снв-2
- Проблема ядерного наследия ссср
- Становление снг и вопрос обеспечения безопасности на его пространстве
- Армяно-азербайджанская война из-за Нагорного Карабаха
- Международные аспекты противостояния в Афганистане
- Таджикский конфликт
- Война в Приднестровье
- Этно-территориальные конфликты в Грузии
- Проблема прав некоренного населения стран Прибалтики
- Заключение Маастрихтского договора и создание Европейского Союза
- Укрепление интеграционных группировок в Восточной Азии, Северной и Латинской Америках
- Американская концепция «расширения демократии»
- Кризис системы оон и укрепление механизмов неформального регулирования международных отношений
- Гуманитарная интервенция в Сомали
- Нормализация ситуации в Камбодже
- Ситуация на Ближнем Востоке и попытки примирения Израиля с Иорданией и ооп
- Положение на Корейском полуострове и «ядерная тревога» 1994 г.
- Становление Вишеградской группы и Центральноевропейской инициативы
- Третье расширение ес (январь 1995)
- Конфликт в Боснии и первая интервенция нато на Балканах (декабрь 1995)
- Подписание договора о создании безъядерной зоны в Африке (апрель 1996)
- Тайваньский «ракетный кризис» и поворот Китая к сближению с Россией
- Развитие отношений в снг и формирование Союзного государства России и Белоруссии
- Подготовка к расширению нато
- Источники и литература
- Глава 13. «плюралистическая однополярность» (1997 – 2003)
- Глобализация и перерастание международных отношений между государствами в систему мирополитических отношений
- Первая очередь расширения нато
- Изменение внешнеполитических приоритетов Ирана
- Нормализация российско-украинских отношений (май 1997)
- Национальное примирение в Таджикистане
- Проведение ядерных испытаний Индией и Пакистаном (май 1998) и кризис режима нераспространения ядерного оружия
- Возрастание угрозы религиозного экстремизма и терроризма на Среднем Востоке и в Центральной Азии (август 1998)
- Конфликт в сербском крае Косово и вторая интервенция нато на Балканах
- Гуманитарные операции как форма регулирования международных отношений
- Образование новых группировок на пространстве снг
- Модификация договора об обычных вооружениях в Европе
- Сотрудничество малых и средних стран Юго-Восточной Европы
- Панамериканские интеграционные тенденции
- Углубление российско-китайского взаимодействия и создание Шанхайской организации сотрудничества (шос)
- Конфликт на Восточном Тиморе
- Развитие конфликта на Корейском полуострове (2000-2003)
- Обострение курдского вопроса в Ираке и Турции
- Гуманитарные аспекты ситуации вокруг Чеченской Республики в международных отношениях Российской Федерации
- «Чеченский вопрос» в российско-грузинских отношениях
- Попытка создания основ палестинской государственности и ее провал
- Фактор исламского экстремизма в ситуации на Ближнем Востоке
- Конфликт в Македонии (март-ноябрь 2001)
- Сентябрьские события 2001 г. В сша и возникновение транснациональной угрозы терроризма
- Сближение России с сша и формирование «особых» отношений России с нато
- Вопрос о «трансформации» нато и подготовка второй очереди его расширения
- Углубление европейской интеграции и решение о четвертом расширении Евросоюза
- Вхождение Западноевропейского союза в военно-политическую структуру ес
- Стратегия «смены режимов» и новое обострение ситуации в зоне Персидского залива
- Создание в снг Организации договора коллективной безопасности (одкб)
- Источники и литература
- Хронология