logo
Voprosy_k_ekzamenu_2_mvko

Формы международных расчетов. Инкассо, особенности, схема документооборота.

 Суть инкассовой опе­рации состоит в том, что банк по поручению своего клиента (экспортера или кредитора) получает платежи от импортера (плательщика) после отгрузки товаров и оказания услуг. По­лучаемые средства зачисляются на счет клиента в банке. При этом платежи с импотера могут взыскиваться на основании:

а) только финансовых документов (простое, или чистое инкассо);

б) финансовых документов, сопровождаемых коммерчес­кими документами, или только коммерческих документов (документарное инкассо).

Схему расчетов по инкассо можно представить упрощенно в следующем виде: после заключения контракта, в котором оговаривается, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер производит отгрузку товара. После получе­ния от перевозчика транспортных документов экспортер передает все необходимые документы в банк, которому он поручает осуществлять инкассирование (банк-ремитент). Банк ремитент, проверив документы, направляет их банку-корреспонденту в стране импортера (инкассирующий банк). Последний, проверив документы, представляет их импортеру-плательщику. Инкассирующий банк может делать это не­посредственно или через другой банк (так называемый представляющий банк). Документы выдаются плательщику:

а) против платежа;

б) против акцепта; и реже;

в) без оплаты документов в зависимости от инкассового поручения. Получив платеж от импортера, инкассирующий банк направляет выручку в банк-ремитент, который зачис­ляет ее на счет экспортера.

Схема 1. Расчеты в форме инкассо /З/

1. Заключение контракта (обычно с указанием банков, через которые будут производиться расчеты).

2. Отгрузка экспортером-доверителем товара в соответ­ствии с условиями контракта.

3. Получение экспортером транспортных документов от перевозчика.

4. Подготовка экспортером комплекта документов (транс­портных и др., а также при необходимости и финансовых ) и представление их при инкассовом поручении своему банку (банку-ремитенту).

5. Проверка банком-ремитентом документов (по внешним признакам) и отсылка их вместе с инкассовым поручением банку-корреспонденту (инкассирующему банку) в стране им­портера.

6. Представление инкассирующим банком инкассового поручения и документов импортеру (плательщику) для про­верки с целью получения платежа или акцепта тратт (пере­водных векселей) непосредственно или через другой банк, называемый в этом случае представляющим банком.

7. Получение инкассирующим банком платежа от пла­тельщика и выдача ему документов.

8. Перевод инкассирующим банком выручки банку-ре­митенту (по почте, телеграфу, телексу, как указано в соот­ветствующих инструкциях).

9. Зачисление банком-ремитентом полученной выручки на счет экспортера.

Инкассовая операция оказывается в целом более выгод­ной импортеру, поскольку платеж осуществляется против документов, дающих ему право на товар. Следовательно, до этого момента импортер может сохранять свои средства в обороте. При этом он не подвержен риску платить за еще не отгруженный товар. Напротив, экспортеру после отгрузки товара не гарантирована оплата: всегда существует риск того, что импортер по разным причинам может отказаться от то­вара. К тому же получение экспортером причитающейся ему выручки происходит не сразу после отгрузки товара, а через некоторое время. Тем самым, экспортер фактически предос­тавляет кредит покупателю. Кроме того, поскольку пробег документов через банки может длиться от нескольких не­дель до месяца, а в ряде случаев и дольше, существует риск введения валютных ограничений (это относится прежде все­го к странам, которые еще не объявили о своем присоедине­нии к статье VIII Устава МВФ об отмене валютных ограничений по текущим операциям).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4