Развивающиеся страны в Ямайкской валютной системе.
Зависимый и во многих случаях отсталый тип социально-экономического развития большинства развивающихся стран определяет в целом их подчиненное место в мировой валютной системе. Являясь членами МВФ и других валютно-кредитных и финансовых организаций, будучи крупными заемщиками на мировом рынке капиталов, освободившиеся страны непосредственно участвуют в мировой валютной системе, с которой связаны их национальные валютные системы. Эта связь осуществляется через национальные банки и органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения, и обеспечивается межгосударственным регулированием через МВФ. Освободившиеся страны, овладев эмиссионным механизмом, создали национальные центральные банки, которые выпустили в обращение национальную денежную единицу.
Поскольку мировая валютная система базируется на нескольких национальных (резервных) валютах ведущих развитых стран (прежде всего на долларе США, марке ФРГ, японской иене) и СДР, то валюты развивающихся государств — членов МВФ привязаны к ним в той или иной степени. При этом нарастает тенденция уменьшения количества стран, привязавших свои валюты к СДР (две в 1997 г. против 15 в 1980 г.).
СДР представляют собой бухгалтерские записи на счетах стран — членов МВФ и распределяются на основе взносов стран в Фонд. Развивающиеся страны при распределении СДР получают ограниченные суммы, не превышающие 1/4 от общего объема. Поэтому указанные государства призывают пересмотреть правила выпуска СДР. В связи с этим ими выдвинут «принцип связи», предусматривающий:
• произвести замену существующего метода распределения СДР (согласно квоте в МВФ) на метод, базирующийся на размерах ВВП и других экономических показателях;
• распределение СДР не через МВФ, а через МБРР и региональные банки;
• добровольное перечисление развитыми странами части своей доли в выпуске СДР организациям развития и помощи развивающимся государствам;
• использование СДР в первую очередь не только на покрытие дефицита баланса международных расчетов освободившихся стран, но и на цели их экономического развития.
Развитые государства, опасаясь бесконтрольного роста выпуска СДР, не приняли «принципа связи».
Ямайское валютное соглашение зафиксировало также принцип демонетизации золота. Национальным валютным органам и МВФ разрешено проводить операции с золотом по рыночной цене. Фонд возвратил своим членам около 25 млн унций золота и столько же распродал на золотых аукционах по рыночным ценам. Образовавшиеся на основе этого средства были перечислены в доверительный фонд МВФ для предоставления льготных кредитов освободившимся странам. Всего из доверительного фонда было предоставлено кредитов на сумму около 3,0 млрд долл. (на срок от 5,5 до 10 лет по 0,5—1% годовых, в том числе Пакистану, Египту, Бангладеш, Заиру, Марокко, Шри Ланке, Бирме и др.). После исчерпания средств доверительного фонда его операции в 1981 г. были приостановлены. Таким образом, в результате официальной демонетизации золота и перехода к рыночным ценам на желтый металл развивающиеся страны получили лишь незначительные выгоды.
Ямайская валютная система предоставила странам — членам МВФ право выбора режима валютных курсов. Если развитые страны предпочли главным образом режим плавающего валютного курса, то развивающиеся страны используют несколько режимов валютных курсов. Курс валют большинства молодых государств по-прежнему привязан к определенной валюте (одновалютная привязка). Ведущее место здесь занимает доллар США, к которому прикреплены валюты 20 стран, а также французский франк — 14. Потеряли свое значение в этом качестве фунт стерлингов, португальское эскудо и испанская песета.
Наконец, около 25 стран, выбрав какой-либо режим валютного курса, одновременно практикуют множественность курсов своей валюты: по экспорту, импорту или во внешней торговле в целом. Суть множественности курсов состоит в том, что на различные экспортные товары вводятся курсы, отличающиеся от курса центрального банка страны. Как правило, более низкий курс устанавливается на товары, в экспорте которых заинтересована данная страна. Тогда при обмене заработанной на внешних рынках иностранной валюты на национальную экспортер получает большее количество национальных денег, т.е. своего рода экспортную премию. Последняя, в свою очередь, может быть использована для расширения производства определенной экспортной продукции. В международной практике широко известны «изюмный» курс Турции, «хлопковый» — Египта, «кофейный» — Бразилии и др. Эффективность множественности курсов, однако, не очень велика при сильной инфляции в этих странах. Инфляция размывает и искажает ценовые пропорции внутри страны, в результате чего экспортеры или импортеры не получают необходимых экономических импульсов даже при наличии льготных валютных курсов.
Нередки случаи, когда развивающиеся страны меняют режимы валютных курсов, переходя по различным причинам (неустойчивое валютное положение, отсутствие необходимого опыта и др.) от одного режима к другому. Так, Иран в 1975 г. привязал свой риал к СДР, а через несколько месяцев к доллару, в котором устанавливаются цены на нефть — главный экспортный товар страны. Таиланд в 1997 г отошел от режима валютного курса бата на основе корзины валют главных торговых партнеров и перешел к режиму регулируемого плавания своей денежной единицы. Тогда же Южная Корея перешла от прикрепления воны к доллару США к свободному плаванию. При этом и бат и вона были значительно девальвированы.
Таким образом, предоставляя свободу выбора режима валютных курсов. Ямайское соглашение расширило для этой группы стран возможности проведения более самостоятельной валютной политики, усилило тенденцию к валютному полицентризму.
В практике регулирования валютных курсов развивающихся стран часто применяются девальвации и реже — ревальвации. За 80-е — 90-е годы проведено более 80 девальваций. Девальвация нацелена на то, чтобы увеличить выручку экспортеров, выраженную в национальной единице, стимулировать тем самым экспорт и улучшить валютное положение страны. Однако ввиду довольно тяжелого экономического положения большинства развивающихся стран эффект от девальваций зачастую бывает кратковременным и недостаточно сильным. К тому же проведение девальвации требует осуществления целого комплекса сопутствующих мер по оживлению экономики и особенно экспортных отраслей, что для большинства рассматриваемых стран оказывается неразрешимой задачей. Несколько ревальваций было осуществлено нефтедобывающими странами Персидского залива.
На валютное положение развивающихся стран негативное воздействие оказывают девальвации (или резкое падение курсов) валют развитых стран, поскольку:
• обесцениваются валютная выручка и резервы развивающихся стран, выраженные в девальвированной валюте;
• удорожается импорт в связи с автоматическим понижением курса национальной валюты;
• ухудшаются условия внешней торговли, так как обычно иностранные фирмы-экспортеры повышают цены на свои товары сразу после девальвации;
• усиливается импортируемая инфляция через механизм внешнеторговых цен.
Ямайскими решениями предусматривается возрастание роли МВФ в регулировании мировой валютной системы. Неоднократно проведено увеличение взносов стран-членов в Фонд, причем доля развивающихся государств была несколько увеличена и составляла в 90-х годах около 35%. При этом МВФ с 70-х годов не предоставляет кредитов развитым странам и практически полностью переориентировался в своей кредитной деятельности на развивающиеся страны.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Мировая экономика: современные тенденции развития.
- Валютная интеграция: сущность и основные тенденции.
- Россия в мирохозяйственных связях.
- Валютные отношения и валютная система.
- Роль золота в международных валютных отношениях.
- Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.
- Основные теории регулирования валютного курса.
- Эволюция мировой валютной системы. Парижская и Генуэзская мировые валютные системы.
- Эволюция мировой валютной системы. Бреттон-Вудская и Ямайкская мировые валютные системы.
- Формирование европейской региональной валютной системы.
- Роль евро в развитии мировой валютной системы.
- Развивающиеся страны в Ямайкской валютной системе.
- Валютное регулирование: сущность, значение, факторы и тенденции развития.
- Валютная политика, сущность, формы.
- Регулирование режима валютного курса. Конвертируемость валюты.
- Валютный контроль и валютные ограничения в современной мировой практике.
- Механизм действия валютных ограничений
- Валютное регулирование и валютный контроль в России.
- Сущность и классификация инструментов валютного рынка «спот».
- Срочный валютный рынок: характеристика и инструменты.
- Этапы становления валютного рынка России.
- Ммвб как основной координатор валютного рынка.
- Роль Центрального банка России в регулировании российского валютного рынка.
- Валютная политика. России.
- Международное кредитование и финансирование России.
- Россия – должник и кредитор.
- Участие России в международных финансовых институтах.
- Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых сделок.
- Формы международных расчетов. Банковский перевод, особенности, схема документооборота.
- Формы международных расчетов. Аккредитив, особенности, схема документооборота.
- Формы международных расчетов. Инкассо, особенности, схема документооборота.
- Платежный баланс, показатели и методы классификации его статей.
- Статьи платёжного баланса
- Внешнеторговый баланс
- Балансы услуг и факторных доходов
- Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами
- Статья «Чистые ошибки и пропуски»
- Итоговый баланс
- Факторы, влияющие на платежный баланс, и основные методы его регулирования.
- Международный кредит: экономическое содержание, роль и значение.
- Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений.
- Факторинг и форфейтинг как способы финансирования сделок.
- Международная банковская система.
- Мировой рынок ссудных капиталов.
- Понятие международных финансовых институтов и их классификация.
- Международный валютный фонд, особенности деятельности.
- Всемирный банк и его группа: источники финансирования и принципы кредитования.
- Другие услуги
- Европейский банк реконструкции и развития: особенности создания, организационная структура, кредитно-инвестиционная политика.
- Структура банка
- Банк международных расчетов.
- Место и роль России в современных международных финансовых институтах.
- Деятельность международных финансовых институтов в условиях глобализации мирового хозяйства.