6.1. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделамклассификации расходов бюджетов
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется данными, представленными в таблице 6.1. При этом показатели динамики объема и структуры расходов федерального бюджета необходимо рассматривать в рамках общих расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации(см. раздел 3).
Таблица 6.1
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
| 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||||||
Закон № 216-ФЗ (млрд. руб) | %% к общему объему | проект (млрд. руб) | %% к преды-дущему году | %% к общему объему | проект (млрд. руб) | %% к преды-дущему году | %% к общему объему | проект (млрд. руб) | %% к преды-дущему году | %% к общему объему | |
Всего | 13 387,3 | 100,0 | 13 847,0 | 103,4 | 100,0 | 15 235,7 | 110,0 | 100,0 | 16 451,8 | 108,0 | 100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы | 920,8 | 6,9 | 973,7 | 105,7 | 7,0 | 1 006,8 | 103,4 | 6,6 | 1 023,3 | 101,6 | 6,2 |
Национальная оборона | 2 098,4 | 15,7 | 2 527,0 | 120,4 | 18,2 | 3 114,6 | 123,3 | 20,4 | 3 445,7 | 110,6 | 20,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 048,2 | 15,3 | 2 101,4 | 102,6 | 15,2 | 2 197,0 | 104,6 | 14,4 | 2 178,7 | 99,2 | 13,2 |
Национальная экономика | 1 798,8 | 13,4 | 1 877,5 | 104,4 | 13,6 | 1 936,0 | 103,1 | 12,7 | 2 053,0 | 106,0 | 12,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 154,3 | 1,2 | 145,0 | 94,0 | 1,0 | 109,0 | 75,2 | 0,7 | 63,0 | 57,8 | 0,4 |
Охрана окружающей среды | 24,5 | 0,2 | 30,5 | 124,7 | 0,2 | 31,0 | 101,6 | 0,2 | 32,1 | 103,5 | 0,2 |
Образование | 681,5 | 5,1 | 594,2 | 87,2 | 4,3 | 629,7 | 106,0 | 4,1 | 653,2 | 103,7 | 4,0 |
Культура, кинематография | 98,7 | 0,7 | 91,4 | 92,6 | 0,7 | 96,7 | 105,8 | 0,6 | 99,8 | 103,3 | 0,6 |
Здравоохранение | 515,0 | 3,8 | 417,4 | 81,0 | 3,0 | 336,9 | 80,7 | 2,2 | 344,5 | 102,3 | 2,1 |
Социальная политика | 3 864,4 | 28,9 | 3 810,2 | 98,6 | 27,5 | 4 037,1 | 106,0 | 26,5 | 4 249,3 | 105,3 | 25,8 |
Физическая культура и спорт | 62,0 | 0,5 | 79,8 | 128,8 | 0,6 | 102,9 | 128,9 | 0,7 | 101,2 | 98,4 | 0,6 |
Средства массовой информации | 75,3 | 0,6 | 65,9 | 87,5 | 0,5 | 54,6 | 82,8 | 0,4 | 49,9 | 91,4 | 0,3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 408,4 | 3,1 | 469,5 | 115,0 | 3,4 | 508,0 | 108,2 | 3,3 | 568,8 | 112,0 | 3,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера | 637,0 | 4,8 | 663,6 | 104,2 | 4,8 | 694,7 | 104,7 | 4,6 | 766,6 | 110,4 | 4,7 |
Условно утвержденные |
|
|
|
|
| 380,9 |
| 2,5 | 822,6 |
| 5,0 |
Рост доли расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2014- 2015 годах обусловлен следующими факторами:
- индексацией оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих;
- ростом расходов, обусловленных увеличением в течение пяти лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. единиц ежегодно с учетом существующей практики поэтапного в течение всего года поступлении военнослужащих на военную службу по контракту.
При этом доля федерального бюджета в общем объеме расходов на оборону превышает 98 процентов.
Понижающий тренд динамики расходов федерального бюджетапо разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» сложился за счет следующих факторов:
- уменьшение имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 36,4 млрд.рублей в 2015 году по отношению к 2014 году и на 20,9 млрд.рублей в 2016 году по отношению к 2015 году.
Указанные средства федерального бюджета направляются Фондом ЖКХ на оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на реализацию региональных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Учитывая прекращение деятельности указанного Фонда в 2018 году, в целях повышения эффективности бюджетных расходов распределение имущественного взноса максимально смещено на начало реализации указанных программ (2013-2014 годы);
- завершение предоставления субсидий на мероприятия по капитальному ремонту (в части ремонта крыш и фасадов) многоквартирных домов для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани.
При этом необходимо учитывать, что доля расходов федерального бюджета в общем объеме бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет менее 10% (таблица 6.2).
Таблица 6.2
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство
млрд. рублей
Показатель | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
Расходы, всего | 1 130,2 | 1 247,4 | 1 309,4 | 1 405,8 |
%% к ВВП | 1,7 | 1,7 | 1,6 | 1,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральный бюджет* | 126,4 | 131,7 | 93,0 | 53,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 1 003,8 | 1 115,7 | 1 216,3 | 1 352,8 |
*без учета межбюджетных трансфертов
Основным фактором, повлиявшим на снижение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу«Образование», является завершение ряда проектов, в том числе уменьшение расходов федерального бюджета, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
В 2013 году предусмотрено завершение проекта по модернизации региональных систем общего образования, основной целью которого, кроме укрепления материальной базы школ, является также повышение заработной платы учителей. В 2013 году на его реализацию из федерального бюджета было направлено 40,0 млрд. рублей.
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» на мероприятия по ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет и по достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей данной возрастной категории во всех субъектах Российской Федерации в 2013 году из федерального бюджета направлено 50,0 млрд. рублей.
В целях приведения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствие законодательству о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации:
- с 2014 года предусмотрена отмена субсидирования за счет федерального бюджета выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в сумме 11,45 млрд. рублей;
- с 2015 года предусмотрена отмена субсидирования за счет федерального бюджета реализации мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 4,6 млрд. рублей.
При этом необходимо учитывать, что расходы федерального бюджета по разделу «Образование» (без учета межбюджетных трансфертов) в основном относятся к сфере высшего образования и составляют менее 20% от общего объема расходов бюджетной системы на образование (таблица 6.3).
Таблица 6.3
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование
млрд. рублей
Показатель | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
Расходы, всего | 2 870,5 | 3 008,7 | 3 313,2 | 3 648,6 |
%% к ВВП | 4,3 | 4,1 | 4,0 | 4,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральный бюджет* | 565,8 | 579,7 | 619,2 | 650,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 2 304,7 | 2 429,0 | 2 694,0 | 2 998,6 |
*без учета межбюджетных трансфертов
Основной тенденцией по разделу «Здравоохранение» является увеличение государственных расходов на здравоохранение за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным усилением акцента на системе обязательного медицинского страхования (таблица 6.4).
Таблица 6.4
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
млрд. рублей
Показатель | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
Расходы, всего | 2 455,0 | 2 600,7 | 2 780,0 | 3 066,9 |
%% к ВВП | 3,7 | 3,5 | 3,4 | 3,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральный бюджет* | 401,1 | 353,4 | 302,4 | 310,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации* | 1 013,6 | 1 041,9 | 1 035,1 | 1 223,2 |
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, всего | 1 040,3 | 1 205,5 | 1 442,5 | 1 532,8 |
*без учета межбюджетных трансфертов
Положительная динамика по данному разделу обеспечивается:
- наполнением системы обязательного медицинского страхования за счет увеличения размеров взносов на обязательное медицинское страхование;
- внедрением единого порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования;
- наполнением базовой программы обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и по экономическому содержанию.
Рост в течение 2014-2016 годов общего объема расходов на здравоохранение за счет всех источников финансового обеспечения позволит решить задачи государственной политики в сфере здравоохранения, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Доля расходов федерального бюджета (без учета межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов на здравоохранение уменьшится с 16,3% в 2013 году до 10,1% в 2016 году, доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – соответственно с 41,2% до 39,9%, в то время как доля расходов фондов обязательного медицинского страхования за этот период вырастет с 42,4% до 50,0 процентов.
Изменение объема бюджетных ассигнований по разделу «Физическая культура и спорт» в 2013-2016 годах обусловлено сокращением расходов федерального бюджета, предусмотренных на организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и на проведение Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году, а также увеличением расходов на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 году в Российской Федерации, предусмотренных утвержденной Правительством Российской Федерации программой подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что доля расходов федерального бюджета в общем объеме бюджетных расходов на физическую культуру и спорт составляет около 30%.
В составе расходов по указанному разделу зарезервированы бюджетные ассигнования на содержание олимпийских объектов, передаваемых Министерству спорта Российской Федерации в соответствии с Программой постолимпийского использования олимпийских объектов, а также бюджетные ассигнования на осуществление прочих мероприятий по реализации программы подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, которые впоследствии могут быть перераспределены между соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами и подразделами классификации расходов федерального бюджета.
При увеличении общего объема расходов бюджетов бюджетной системы по разделу «Культура и кинематография» в 2016 году по сравнению с 2013 годом в 1,3 раза доля федерального бюджета в общих расходах за этот период сократится с 25,3% до 20,2 процента.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
- 1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
- 2. Основные цели бюджетной политики в 2014-2016 годах
- 3. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации
- 4. Основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
- 5. Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов федерального бюджета на 2014-2016 годы
- 6. Основные подходы к формированию бюджетных расходов на 2014-2016 годы
- 6.1. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделамклассификации расходов бюджетов
- 6.2. Формирование бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
- 6.3. Обеспечение исполнения публичных нормативных и иных социально-значимых обязательств
- 6.4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
- 6.5. Формирование бюджетных ассигнований по оплате труда (денежному довольствию, денежному содержанию)
- 6.6. Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы
- 6.7. Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации
- 7. Особенности формирования объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации в 2014-2016 годах
- 8. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
- 9. Основные подходы к формированию бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
- 9.1. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 9.2. Фонд социального страхования Российской Федерации
- 9.3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- 10. Основные подходы к формированию системы межбюджетных отношений